Самолёт сопровождения
- 1 year ago
- 0
- 0
Феофоб ( греч. Θεόφοβος ) — византийский полководец в правление императора Феофила (829—842). Согласно противоречивым сведениям греческих источников, Феофоб был персом по происхождению, либо предводителем бежавших в начале 830-х годов в Византию хуррамитов , либо его сыном. Феофоб возглавлял византийскую армию в нескольких кампаниях против арабов . Его войска захватили и разграбили родной город халифа аль-Мутасима , что привело к катастрофическому падению Амория в 838 году. Согласно некоторым источником, Феофоб был женат на сестре императора. Возможно также, он был усыновлён Феофилом. Незадолго до смерти Феофила в 842 году Феофоб был убит по приказу императора, чтобы обеспечить передачу трона сыну последнего Михаилу .
В 1934 году французский византинист Анри Грегуар выдвинул теорию о тождественности Феофоба известному из арабских источников полководцу Насру. В настоящее время эта теория является общепринятой.
Основным источником сведений о Феофобе является хроника Продолжателя Феофана , в основных моментах соответствующая изложению более ранней хроники Генезия . Обе они приводят две версии происхождения Феофоба. Согласно первой из них, он «родился не в законном, а в тайном браке от некоего человека царского рода, прибывшего в Константинополь с посольством из Персии и потом покинувшего город». В Византии его родители оказались, спасаясь от арабов. Через некоторое время царское происхождение Феофоба стало известным императору , и его поселили во дворце . Другая версия гласит, что «Феофоб вовсе не был незаконным сыном некоего посла, но его отец, то ли царь, то ли близкий царский родственник, в результате обычных на войне превратностей бежал из Персии и явился в царственный город, где жил в бедности и служил у одной торговки, с которой позже в любви и законном браке родил сына» . Ещё одну версию приводит хроника «семьи Симеона Логофета », в которой ничего не говорится о константинопольском происхождении Феофоба, и сообщается только, что Феофоб с четырнадцатью тысячами персов перешел к Феофилу. Император разделил это войско между фемами , а Феофоба женил на сестре своей жены Феодоры . Согласно Продолжателю Феофана, 7000 воинов в Византию привёл «из любви к Феофобу и страха перед агарянами» Бабек , после чего император наградил Феофоба чином патрикия и женил на своей сестре . Как отмечает российский византинист Я. Н. Любарский , это сообщение хрониста явно ошибочно, поскольку Бабек никогда не покидал пределов Персии, однако покорённые арабами персы действительно постоянно выступали в Арабском халифате против своих завоевателей, и около 833 года в Византию прибыл отряд персов- хуррамитов . А. Васильев обращает внимание на то, что в более раннем изложении Генезия персы обнаружили Феофоба возрасте 12 лет. Однако, даже если бы это произошло в первый год царствования Феофила в 829 году, то к моменту смерти Феофоба в 842 году ему было всего 24 года. Это маловероятно, учитывая, что уже в начале правления Феофила он выступал в качестве полководца. Таким образом, обе версии нельзя признать достоверными . Более поздняя хроника Михаила Сирийца (XII век) утверждает, что войско хуррамитов пришло из Персии в январе 834 года под командованием Насра. С учётом того, что Феофоб не является персидским именем, а Наср далее участвовал в походе к Запетре, А. Грегуар (1934) сделал вывод о тождественности этих двух полководцев . Дополнительные соображения в пользу этой теории привёл А. Васильев . В настоящее время эту точку зрения разделяет большинство исследователей. Я. Н. Любарский считает это отождествление не слишком убедительным , не предлагая, однако, своей версии. По предположению Ж. Синеса Кодоньера, Наср был отцом Феофоба .
Согласно Михаилу Сирийцу, Наср был одним из полководцев Бабека , перешедшим на сторону Византии и принявшим христианство. Причины, по которым это произошло сирийский историк не указывает, однако в 833 году, согласно ат-Табари , началось крупное восстание хуррамитов. В августе для его подавления был отправлен губернатор провинции Джибаль . В декабре 833 года тот сообщил о своей победе, в результате которой 60 000 хуррамитов было убито (5000, согласно Михаилу Сирийцу ), а остальные бежали в Византию. Далее, сообщая о византийском походе на Запетру, ат-Табари называет в числе его участников хуррамитов, ранее восставших в Джибале. Их предводителем арабский историк называет Барсиса. По предположению А. Грегуара, в оригинале должно было стоять имя Нарсес, соответствующее Насру у Михаила Сирийца. При этом существуют версии рукописей труда ат-Табари без указания имени предводителя хуррамитов .
Спасаясь от арабов, персы-хуррамиты прибыли в Византию в 834 году. Источники называют различное их число: «множество тысяч» у арабского историка аль-Масуди , 14 000 у продолжателя Георгия Амартола и 30 000 у Продолжателя Феофана . При этом, однако, во время битвы при Анзене , императора Феофила сопровождало 2000 персов. Вероятно, в Византии приняли христианство. Согласно арабскому географу IX века Якуби , среди беженцев были жители различных приграничных провинций халифата на территории современного Азербайджана . Следующее сообщение о Насре относится к 838 году когда, согласно Масуди, он вместе со своими людьми в битве при Анзене спас императора Феофила. После катастрофического падения Амория в том же году, халиф аль-Мутасим потребовал выдачи «Насра Хурданаита, его сына и Мануила» ( Михаил Сириец ). Под Мануилом здесь подразумевается другой беженец из халифата, Мануил Армянин , также ставший в Византии известным военачальником. Упоминание в этом контексте сына Насра указывает на то, что он либо уже был к тому времени полководцем, либо же обладал какими-то династическими правами. Несколькими строками ниже в хронике Сирийца сообщается о гибели Насра в боях против арабского губернатора Месопотамии Абу Саида. После того, как халиф увидел отрезанную и засоленную голову, он испытал радость, узнав о гибели разорителя Запетры. В других источниках об участии Насра в этой кампании 837 года не сообщается . О битве, в которой Абу Саид победил хуррамитов говорится в поэме Абу Таммама . По мнению Мариуса Канара и А. А. Васильева, именно об этой битве говорил Михаил Сириец. Поэт утверждает, что последняя битва Насра с Абу Саидом произошла на территории Византии у реки Акаркас, однако это место не известно из других источников .
Дополнительные подробности о Феофобе содержатся в греческих источниках. Согласно Генезию , с 12 лет он был взят в императорский дворец, где получил хорошее образование. Информацию Продолжателя Феофана о присвоении ему ранга патрикия подтверждает свинцовая печать IX века. Информацию о его супруге, которая была либо сестрой Феофила или Феодоры , уточнить не представляется возможным. Известно, что у Феодоры было три сестры, две из которых известны по имени, равно как и их супруги. Возможно, неизвестная по имени сестра действительно вышла замуж за Феофоба, а затем её имя было удалено по damnatio memoriae после казни Феофоба . Ещё одной проблемой в связи с отношениями Феофоба с правящей династией является личность человека, ставшего кесарем в 831 году и разделившего триумф вместе с императором Феофилом. Помимо зятя императора это мог быть Феофоб . Ещё одна датируемая 830-ми годами печать называет Феофоба «екзосиастом Персии» ( греч. έξουσιαστή τῶν Περσῶν ) , которым обычно иностранные правители называли себя по отношению к византийскому императору . Вероятно, применительно к Феофобу он означал либо его положение как главу персов на службе Византии, либо как правителя персов в их стране. Ж. Синес Кодоньер склоняется ко второму варианту .
Последний период жизни Феофоба обычно связывают с поражением византийской армии под Анзеном летом 838 года. Генезий приводит две версии событий. Согласно первой из них, Феофил был вынужден спешно вернуться в столицу, доверив Феофобу общее командование. Воспользовавшись этим, персы восстали, провозгласили своего командира императором и захватили Синоп или Амастриду . Согласно второй версии, Феофоб однажды предложил императору предпринять ночную атаку, которую другие советники назвали опасной, и убедили император, что Феофоб замышляет против него. Поняв это, Феофоб со своими сторонниками бежал в Амастриду и стал ждать развития событий. Против него был послан флот. Продолжатель Феофана придерживается второй версии Генезия в части причины немилости императора, сообщая новые подробности. Согласно ему, битва состоялась днём, и после того, как началось бегство византийцев, Феофоб с двумя тысячами персов обеспечил безопасность императора . Сопоставление с рассказом Михаила Сирийца, который называет местом событий Пафлагонию , а противником византийцев арабского полководца Афшина , приводит к выводу о совпадении места и времени этих событий с битвой при Анзене . Согласно У. Тредголду, восстание хуррамитов против Феофила продолжалось до 839 года. После его подавления, персы были рассеяны по различным фемам, в каждую из которых было отправлено по 2000 воинов . Феофоб пережил эти события, и был казнён только в 842 году, когда император Феофил перед своей смертью устранил всех возможных соперников своего малолетнего сына Михаила . По приказу императора Феофоба казнил брат императрицы .