Interested Article - Сорок два Аморийских мученика

Сорок два мученика Аморийских ( греч. οἰ ἅγιοι μάρτυρες τοῦ Ἀμορίου ) — группа византийских высокопоставленных чиновников, взятых в плен Аббасидским халифом при осаде Амория в 838 году и казнённых в 845 году после отказа принять ислам . Православная церковь чтит их память 6 марта .

События

В 838 году аббасидский халиф аль-Мутасим возглавил крупную кампанию против Византийской империи, которая закончилась разграблением города Амориум , столицы фемы Анатолик и места происхождения византийской императорской Аморийской династии .

В результате разграбления 42 офицера и знатных жителя Амория были взяты в плен и уведены в Самарру , тогдашнюю столицу халифата Аббасидов. Неоднократные попытки императора Феофила и — после его смерти в 842 году — Михаила III , а также императрицы-регентши Феодоры выкупить их были отвергнуты халифами. После отказа принять ислам они были казнены в Самарре 6 марта 845 года .

Из 42 известны по именам:

  • Феодор Кратер , придворный евнух и, возможно, стратег фемы Букеларии , считается лидером 42-х, согласно агиографическим текстам .
  • Патрикий Аэтий, стратег фемы Анатолик .
  • Патрикий Феофил .
  • Магистр Константин Бабуцикос, муж сестры императрицы Феодоры и, очевидно, самый высокопоставленный из заключённых. Он был первым, кому предложили принять ислам, и, возможно, первым, кого казнили после отказа .
  • Бассо, идентифицированный как «бегун» .
  • Каллист, возможно, член семьи Мелиссенос . Неясного происхождения патрикий и турмарх . Согласно агиографическим текстам, он прошёл путь от спафария до комита схолы и стал дуксом фемы Колонея , прежде чем был взят в плен павликанскими солдатами, бывшими под его командованием, и доставлен Аббасидам, которые поместили его вместе с пленниками из Амория .
  • Константин, секретарь ( notarios или hypographeus ) Константина Бабуцикоса .

Житие и почитание

Житие 42-х было написано вскоре после их казни монахом Еводием, который показал событие как божественное возмездие за возобновление иконоборчества императором Феофилом. Повествование Еводия, в основном, содержит богословские дискуссии между стойкими заключёнными и различными людьми — византийскими перебежчиками, мусульманскими чиновниками и т. д. — посланными, чтобы убедить их обратиться в ислам во время их семилетнего заключения. Согласно Еводию, мученики были казнены по повелению халифа эфиопскими рабами на берегу Евфрата . Труд Еводия — «последний пример жанра коллективного мученичества», получивший широкое распространение, наряду с несколькими вариантами сказания о 42 мучениках, зафиксированными более поздними авторами .

День памяти 42 мучеников — 6 марта , в день их казни. Иконы и стенописи 42-х, в отличие от сорока мучеников Севастийских , в византийском искусстве встречаются редко. На имеющихся изображениях они представлены просто как группа чиновников в придворных костюмах.

Примечания

  1. , p. 79–80.
  2. , Anonymi (42) (#10542).
  3. , Theodoros Krateros (#7679).
  4. , Aëtios (#108).
  5. , Theophilos (#8211).
  6. , Konstantinos (#3932).
  7. , Bassoes (#982).
  8. , Kallistos (#3606).
  9. , Konstantinos (#3933).
  10. , pp. 800–801.

Литература

  • Foss, Clive (1991). "Amorion". In Kazhdan, Alexander (ed.). The Oxford Dictionary of Byzantium . Oxford University Press: Oxford and New York . pp. 79—80. ISBN 0-19-504652-8 .
  • Kazhdan, Alexander ; Ševčenko, Nancy Patterson (1991). "Forty-Two Martyrs of Amorion". In Kazhdan, Alexander (ed.). The Oxford Dictionary of Byzantium . Oxford University Press: Oxford and New York . pp. 800—801. ISBN 0-19-504652-8 .
  • Lilie, Ralph-Johannes; Ludwig, Claudia; Pratsch, Thomas; Zielke, Beate; Brandes, Wolfram; Martindale, J. R. ; Bichlmeier, Harald (1998–2013). "Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit Online". (нем.) . Berlin und Boston: De Gruyter .
Источник —

Same as Сорок два Аморийских мученика