Interested Article - Годекан
- 2021-05-20
- 1
Годека́н , реже гудека́н (из авар. годекӏан «годекан, место сходок в ауле» ) — общественный центр в селе у народов Кавказа (преимущественно Дагестана ): специальная площадь, на которой собирается взрослое мужское население для проведения досуга и обсуждения насущных проблем.
Определения
В этнографической и популярной литературе годекан определяется как «место на площади возле мечети , где собираются сельчане на досуге» ; «специальная площадь в ауле, на которой собиралось на беседу и совет мужское население» ; «общественная площадь, как правило, в наиболее удобной части аула » ; «место сбора для бесед» ; «центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода» ; «место, где мужчины села издревле собираются и обсуждают злободневные и не очень темы» ; «центр селения, где собираются мужчины» .
Социальные функции
На годекане происходила «не только административная, но и вся общественная жизнь, включая свадебные торжества», «вся публичная жизнь общества, начиная с ремесленной деятельности, торговли и кончая спортивными состязаниями и народными собраниями» . Годекан — это «своего рода клуб, трибуна, своеобразная школа», где «обсуждались все сельские новости и дела». Женщинам приходить сюда не полагалось. У годекана могли устраиваться игры и спортивные состязания для детей. Посещая годекан, младшие учились уважать старших и чтить традиции предков . Человек, впервые попавший в село, в первую очередь шёл на годекан , при этом в случае, если пришедшего никто не забирал с годекана, старейшина определял его гостем в какой-либо дом .
Иногда над годеканом устраивался широкий навес и сидения под ним .
У некоторых народов, в частности андийских и цезских , в селе могло быть несколько годеканов, при этом главный обычно находился у мечети . Так, у ботлихцев сохранились воспоминания о том, что когда-то каждый тухум (род) жил в своём квартале и имел свой годекан (а также собственную башню, кладбище и своего старейшину), однако в XIX в. тухумные кварталы и тухумные годеканы уже не сохранились . У табасаранцев главный годекан («гим») обычно находился возле кузницы, позже около мечети; каждый тухум мог иметь свой годекан, который располагался у ворот дома главы тухума . Несколько годеканов в одном селе бывало и у агульцев .
Ю. Ю. Карпов и Е. Л. Капустина отмечают, что в переселенческих посёлках на равнине годеканов, как правило, не бывает, хотя и существуют неофициальные форумы (обычно возле мечети, как и в горном ауле); такие места не называют годеканом, «очевидно, по причине крайне серьёзного отношения к традиционному годекану как важному атрибуту институциональных основ джамаата (общины)» .
При том, что годекан являлся сугубо мужским пространством, куда не пускали женщин, а сами они обходили его стороной, в горных селениях имелись и места каждодневных сборов женщин — обычно родник или общественная печь. Иногда существовали и так называемые «женские годеканы», например, в виде скамьи, где в свободное от работ время собирались женщины или даже в виде специального помещения, куда женщины приходили в зимний период .
Использование в названиях
Слово «годекан» используется в Дагестане при обозначении некоторых видов собраний. Так, «годеканом бизнесменов» называют регулярные собрания бизнес-сообщества Махачкалы .
С января 2005 года в Дагестане выпускается иллюстрированный детский журнал на русском языке «Детский годекан» , а с марта 2015 года в республиканской газете « Зори Табасарана » на русском языке выходит двухполосная газета в газете «Годекан» . В 1990 году был создан фольклорный ансамбль «Годекан» под руководством М. Г. Магомедова .
В селе Ингиши ( Гумбетовский район ) имеется улица Годекан .
См. также
- Ныхас — аналог у осетин
Примечания
- Новое в русской лексике: Словарные материалы. М.: Русский язык, 1984. С. 59.
- от 19 мая 2020 на Wayback Machine . © Avar Me 2016
- ↑ Гальченко И. Е. Глоссарий лексики языков народов Северного Кавказа в русском языке. Орджоникидзе: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та, 1975. С. 51.
- Дагестан в русской литературе: Советский период. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. С. 524.
- Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX — начале XX века. М.: Наука, 1985. С. 108.
- ↑ Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII — начале XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М.: Наука, 1988. С. 40, 174.
- Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V — начала XX в. Т. 1: до присоединения к России / Сост. и отв. ред. В. О. Бобровников. М.: Издательский дом Марджани, 2009. .
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 3 августа 2020 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 25 сентября 2020 года.
- ↑ Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия / Бронштейн М. Н., Жуковская Н. Л. и др. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. .
- Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. М.: Наука, 2002. С. 144.
- Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. С. 87, 390.
- Карпов Ю. Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. С. 110.
- Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. М.: Наука, 2002. С. 184.
- Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. С. 316, 318.
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 28 сентября 2020 года.
- Ю. Ю. Карпов, Е. Л. Капустина. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX — начале XXI века: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. С. 249, 253.
- Карпов Ю. Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор: Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. С. 183—184.
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 3 декабря 2018 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 10 августа 2020 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 31 августа 2017 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 30 апреля 2021 года.
Ссылки
- 2021-05-20
- 1