Interested Article - Фридхайм, Артур

Артур Фридхайм ( англ. Arthur Friedheim , в России также Фридгейм ; 14 (26) октября 1859 , Санкт-Петербург 19 октября 1932 , Нью-Йорк ) — русский и американский пианист, дирижёр и композитор.

Биография

Родился в немецкой семье. Отец, военный, погиб в 1860 году в Средней Азии (вероятно, в Узун-Агачском сражении ), мать, урождённая Хемпель, родом из Восточной Пруссии , положилась на помощь сестёр, женатых на заметных петербургских предпринимателях (одним из них был архитектор Александр Кольман ) .

В 1865—1874 гг. учился игре на фортепиано у Карла Зике , в 1869 году дебютировал с оркестром, исполнив фортепианный концерт Джона Филда . Затем в 1874—1878 гг. продолжил обучение музыке у А. Г. Рубинштейна , одновременно занимаясь на философском факультете Санкт-Петербургского университета . Согласно собственным воспоминаниям Фридхайма, его оркестровая увертюра «Печорин» была исполнена летним оркестром в Павловске , когда ему не было ещё и семнадцати лет .

Желая приобщиться к новейшим музыкальным течениям, покинул Россию для встречи с Ференцем Листом , однако Листу не понравилась игра Фридхайма. На протяжении двух лет работал дирижёром в маленьких оперных труппах в Мариенбурге , Дёбельне и Йене , затем в придворном оркестре княжества Шварцбург-Рудольштадт . Одновременно работал над оперой «Последние дни Помпеи» по одноимённому роману Эдуарда Булвер-Литтона . Затем направился в Веймар и провёл 1880—1886 гг. в окружении Листа, изменившего своё отношение к молодому музыканту. Некоторое время был его секретарём. Отлучался в гастрольные поездки, в том числе в Лондон и Париж; в Париже в 1883 году завершил работу над второй оперой «Винфрид».

Артур Фридхайм (начало 1880-х гг.)

В 1887—1890 гг. обосновался в Лейпциге , где встретился в начале 1888 года с посетившим город П. И. Чайковским . Затем после краткого пребывания в Лондоне отправился в Нью-Йорк , где дебютировал 31 марта 1891 года с оркестром Теодора Томаса , в апреле дал четыре концерта в малом зале Карнеги-холла . Годом позже дебютировал в Карнеги-холле как дирижёр в концерте с участием Игнаца Падеревского в качестве солиста, в дальнейшем в этом же зале исполнил и свой собственный фортепианный концерт. В середине 1890-х гг. заведовал фортепианным отделением Чикагского музыкального колледжа.

В 1897—1908 гг. жил и работал в Великобритании, до 1904 года руководил фортепианным отделением в Манчестерском музыкальном колледже, затем в Гилдхоллской школе музыки . В лондонский период написал оперу «Танцовщица» ( нем. Die Tänzerin ). В 1908—1910 гг. находился в Мюнхене , после чего окончательно переселился в Новый Свет. В 1910—1911 гг. предпринял продолжительное гастрольное турне по США, Канаде и Мексике, завершившееся выступлением в Белом доме перед президентом США Уильямом Говардом Тафтом . Летом 1911 года принял участие в юбилейных концертах в честь столетия Листа во многих городах Германии, а осенью — в аналогичных мероприятиях во многих городах США. С началом Первой мировой войны немецкое происхождение Фридхайма заметно усложнило его американскую карьеру, вынудив его даже какое-то время играть в кинотеатрах; тем не менее, в 1916 году он начал цикл концертов-лекций в Эолиан-холле . С 1917 года и до конца жизни заведовал фортепианным отделением Нью-Йоркской школы музыки и искусств — с перерывом в 1922—1924 гг., когда он занимал ту же должность в Канадской академии музыки в Торонто ; одновременно с 1919 года вёл собственную школу для пианистов. Среди учеников Фридхайма была Рилдия О’Брайен — мать и первая наставница Вэна Клайберна , — и этномузыковед , которого сам Фридхайм считал наиболее талантливым своим учеником .

Бо́льшая часть композиторского наследия Фридхайма не сохранилась. Две оставленные им рукописи — мемуарный очерк и воспоминания о Листе — были изданы в 1961 году под общим названием «Жизнь и Лист» ( англ. Life and Liszt ; переиздание 2012). Несколько сделанных Фридхаймом записей музыки Листа, как полагает Аллан Эванс , демонстрируют не только феноменальную технику, но и наиболее глубокое и разностороннее понимание творчества своего наставника, открывающее в нём аполлоническую, а не только дионисийскую сторону .

Примечания

  1. , S. 31—32.
  2. The Harvard Biographical Dictionary of Music / Ed. by Don Michael Randel. — Harvard University Press, 1996. — P. 285.
  3. , S. 37.
  4. от 30 июня 2023 на Wayback Machine // Musikalisches Wochenblatt , XVI. Jahrg., No. 40 (24.09.1885), S. 484.
  5. , S. 11—12.
  6. , S. 16.
  7. , S. 24.
  8. от 7 марта 2014 на Wayback Machine : Liner notes // Arbiter of Cultural Traditions

Литература

  • Friedheim A. Life and Liszt: The Recollections of a Concert Pianist (англ.) . — Dover Publications, 2012. — 325 p.
Источник —

Same as Фридхайм, Артур