Interested Article - Тасос (гравёр)

Та́сос ( греч. Τάσσος ; настоящее имя Анаста́сиос Алеви́зос , Αναστάσιος Αλεβίζος ; 25 марта 1914 , , Мессения 13 октября 1985 , Афины ) — видный греческий гравёр XX века.

Биография

Тассос родился в 25 марта 1914 году в селе Лефкохора в Мессении в семье Антониса Алевизоса и Ставрулы Петрулии

С малых лет брал уроки живописи у Георгия Котсакиса. В 1930 году , в возрасте 16 лет, был принят в Афинскую школу изящных искусств . Учился скульптуре и живописи в мастерских Томаса Томопулоса , Умвертоса Аргироса и Константиноса Партениса .

С 1933 года и до завершения учёбы в Школе в 1939 году учился гравировке в мастерской Янниса Κефаллиноса . Значительную роль в решении Тассоса посвятить себя искусству гравировки сыграло его знакомство с , видным греческим гравёром межвоенного периода. Галанис посвятил его также в искусство гравировки Франции . Тассос продолжил своё образование в Париже и Риме . Его талант был признан на Всегреческой художественной выставке 1938 года , где он получил Приз гравюры. Двумя годами позже ( 1940 ) он был удостоен Государственной медали гравюры.

Сопротивление

Тассос вступил в 1930 году в компартию Греции — первоначально в молодёжь партии (ΟΚΝΕ), а позже стал членом партии. В возрасте 18 лет он разместил свои первые работы в журнале «Молодые первопроходцы» (Νέοι Πρωτοπόροι) и чуть позже в газете греческих коммунистов « Ризоспастис ». Ксилографию Тассос считал «искусством народа».

Кинжал агрессии Муссолини против Греции 28 октября 1940 года.

С началом греко-итальянской войны 1940 года Тассос, как и многие другие ученики Янниса Кефаллиноса , создавал пропагандистские афиши для воодушевления греческого народа. В годы последовавшей тройной германо-итало-болгарской оккупации Греции, Тассос вступил в Единую Всегреческую Организацию Молодёжи (ΕΠΟΝ) и в Национально-освободительный фронт Греции (ΕΑΜ), чтобы продолжить (уже в подполье) создание пропагандистских материалов Сопротивления .

25 марта 1943, в годовщину Греческой революции 1821 года, находясь в подполье, он выпустил альбом гравюр Сопротивления, соавторами которого вместе с ним были гравёры , и . В 1944 году подпольная организация ΕΑΜ-художников приняла решение участвовать в всегреческой выставке, проводившейся под контролем оккупантов. В результате через несколько дней немцы закрыли выставку. Художники Тассос, Кефаллинос, Корояннакис, Канас были арестованы.

После освобождения Греции , Первого мая 1945, в первую годовщину расстрела 200 , Тассос, вместе с граверами Катраки, А. Корояннакисом, Велиссаридисом, Майору и Г. Манусакисом, выпустил альбом «Алтарь Свободы» .

После войны

После освобождения Тассос обратился, кроме военной эпики, и к другой тематике — обнажённым телам, натюрмортам и портретам, и начал использовать цвета в своих ксилографиях .

Тассос питал особую любовь к книге и графике. Уже с 1939 года , после окончания Школы искусств, он исполнял обложки и украшал литературный журнал Новый очаг (Νέα Εστία). Сразу после освобождения он возглавил художественное руководство издательства «Новые Книги» (Τα Νέα Βιβλία), созданного КПГ в 1945 году и закрытого греческими властями в 1948 году . В 1948 году он начал сотрудничать с государственной Организацией издания школьных книг (ΟΕΣΒ). Продуктом этого сотрудничества стало иллюстрирование многих учебников для начальных школ и гимназий, начиная с Хрестоматии шестого класса начальной школы , которая была издана в 1949 году .


В общей сложности в течение 45 лет он проиллюстрировал более 60 книг, не считая изданий, просто использовавших его известные ксилографии в качестве иллюстраций.

В 1948 году он стал также художественным советником типографии «Аспиотис-Элка». С 1954 по 1967 год он исполнил ряд почтовых марок по заказу Греческой почты , первоначально используя технику цветной ксилографии, а затем офсетную технику. С 1953 года он приступил к изданию своих авторских альбомов, начиная с альбома «На чёрном хребте Псара » («Στων Ψαρών την ολόμαυρη ράχη»), посвящённого героической обороне и разрушению острова Псара турками в 1824 году. С 1962 года и до самой своей смерти Тассос создавал почтовые марки для Кипрской республики . В 1959 году Тассос возглавил факультет графических искусств Афинского технологического института, где преподавал до 1967 года . Тассос был одним из учредителей художественного общества «Уровень» (Στάθμη), которое организовало его выставку-ретроспективу, сразу по окончании гражданской войны в Греции (1946—1949). Тассос выставял свои работы на Биеннале Венеции ( 1952 ) и Лугано ( 1953 ). В 60-е годы его тематика начала концентрироваться на формах человеческого тела. Он постепенно оставил цвета, гравировал всё бόльшие поверхности дерева и начал создавать тематические единства в триптихах и тетраптихах. Одновременно он занялся изображением святых православной церкви и продолжал иллюстрировать книги. Перемена в манере гравера заметна в иллюстрациях книги «Земли, обагрённые кровью» (1963) писательницы Сотириу, Дидо . В 1965 году ксилографиями Тассоса по просьбе нобелевского лауреата, поэта Георгиоса Сефериса , проиллюстрировали книгу последнего «Песнь Песен».

В период диктатуры полковников Тассос покинул Грецию , создавая за рубежом произведения протеста. В этот период в числе его работ числятся ксилографии для иллюстрирования « Анабасиса Кира » Ксенофонта (1969) и двухтомного издания « Истории Пелопоннесских войн » Фукидида (1974).

После падения хунты Тассос выставил свои работы в Национальной галерее ( 1975 ) и немногим позже стал членом совета директоров Галереи. В 1977 году Тассос стал одним из учредителей Всегреческого культурного движения.

Последние годы

Среди последних авторских изданий Тассоса числится « Лисистрата » (1978) с 24 цветными ксилографиями. Среди иллюстраций книг — « Эпитафия » (Επιτάφιο) лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Янниса Рицоса (юбилейное издание 1979 года). Тассос продолжал работать до последних дней своей жизни. Он умер в октябре 1985 года , оставив незавершённой серию восьми композиций для муниципалитета Волоса .

Тассос «оставался до конца своей жизни мобилизованным в борьбе за новое общество, справедливое, демократическое и социалистическое» . Своё творческое кредо Тассос выразил следующим образом:

«С непобедимым упорством и терпением я буду всегда искать / лист хорошей бумаги и писателя / чью работу буду печатать с любовью / держа в руках которую отправлюсь / на встречу со своими критиками / которые в свою очередь / будут держать в своих руках камень анафемы против меня… / Но мне достаточен запах типографской краски, чтобы продолжать…» (Α. Τассос).

В 1987 году , через два года после смерти Тассоса, Национальная галерея организовала вторую выставку — ретроспективу его работ.

Общество Тассос

Через год после смерти Тассоса было создано Общество изобразительных искусств «Α. Τассос» с целью популяризации его творчества и поддержки греческой гравюры. С 1991 и каждый последующий третий год Общество организует коллективные выставки молодых греческих гравёров в разных городах Греции . Общество также содержит открытым в качестве музея дом, где жил и работал Тассос и его жена, художник и гравёр Лукия Майору (род. 1914 ), в квартале Мец .

Литература

  • Α. Τάσσος. Χαρακτική 1932—1985 , κείμενα Δημήτρης Παπαστάμος, Ειρήνη Οράτη, Βαντίμ Μιχαήλοβιτς Πολεβόι, Γιώργος Μουρέλος, Αθήνα 1998.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France A. Tássos // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Тасос // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
  3. . Дата обращения: 2 ноября 2013. 3 ноября 2013 года.
  4. от 27 сентября 2007 на Wayback Machine Η. Μόρτογλου, «Διαχρονική, οικουμενική παρακαταθήκη»] — Από την εφημερίδα Ριζοσπάστης , 16 Οκτωβρίου 2005
  5. от 2 ноября 2013 на Wayback Machine — Σύντομο βιογραφικό.

Ссылки

  • — Μερικά έργα του καλλιτέχνη.
Источник —

Same as Тасос (гравёр)