Искандер, Марьяна
- 1 year ago
- 0
- 0
Не́стор Исканде́р ( др.-рус. Нестор Искиндѣр , XV век) — предполагаемый автор Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году ( османской армией под предводительством султана Мехмеда II Фатиха Завоевателя ). Указан в качестве автора Троицкого списка Повести , в послесловии к тексту .
В соответствии с текстом послесловия ряд исследователей считали Нестора Искандера русским по происхождению, с молодости попавшим в плен в Турцию, непосредственным очевидцем и участником осады Константинополя; оставаясь тайным христианином, он сочувствовал осаждённым грекам . Рассматривается как русский писатель второй половины XV века . Однако Повесть отмечена высоким литературным мастерством в рамках русской письменной традиции, сомнительным для пленника, с молодости отторгнутого от славянской книжной культуры. Поэтому, согласно другому предположению, Нестор Искандер является не автором Повести, а источником сведений для её написания . Хотя в Повести содержится много достоверных сведений, некоторые её эффектные сюжетные коллизии оказываются вымыслом, поэтому в целом она представляет собой не документальную хронику, а литературное произведение . Несмотря на это, Повесть является произведением выдающегося русского писателя XV века, хорошо осведомлённого об обстоятельствах гибели Константинополя .
В конце Повести находится послесловие:
Написал же все это я, многогрешный и беззаконный Нестор Искандер. Измлада пленен был и обрезан, долгое время страдал в ратных походах, спасаясь так или иначе, чтобы не умереть в окаянной этой вере. Так вот и ныне … ухитрялся я … подробно записывал день за днем обо всем, что совершалось вне града у турок. И затем, когда попущением Божьим вошли мы в город, со временем разузнал и собрал от надежных и великих мужей сведения о том, что делалось в граде в борьбе с безбожными, и вкратце изложил и христианам передал на память о преужасном этом и предивном произволении Божьем…
Оригинальный текст (древнерусск.)Списатель же сим азъ многогрѣшный и безаконный Нестор Искиндѣр. Измлада взят быв и обрѣзан, много врѣмя пострадах в ратных хожениих, укрываяся семо и онамо, да не умру въ оканной сей вѣре. Тако и нынѣ … ухитряяся … писах в каждый день творимая дѣяниа вне града от турков. И пакы, егда попущением Божиим внидохом въ град, врѣмянем испытах и собрах от достоврьных и великих мужей вся творимая дѣяниа во градѣ противу безвѣрных и въкратце изложих и християномъ предах на въспоминание преужасному сему и предивному изволению Божию…
Нестор Искандер сообщает о себе, что «измлада» он был пленён и «обрезан» (обращён в ислам ), «много врѣмя пострадах в ратных хожениих», стал очевидцем и участником осады и взятия Константинополя (в 1453 году). Он ежедневно записывал «творимая дѣяниа вне града от турков», а после взятия города собрал сведения «от достоврьных и великих мужей» и все это, «въкратце» изложив, передал христианам «на въспоминание преужасному сему и предивному изволению Божию » .
В исторической науке существуют различные мнения о личности Нестора Искандера и его авторстве: