Interested Article - Королевский балет Виннипега

Королевский балет Виннипега ( англ. Royal Winnipeg Ballet ) — канадская балетная труппа, базирующаяся в Виннипеге ( Манитоба ). Основана в 1938 году иммигрантками из Великобритании Гвенет Ллойд и Бетти Фарралли, получила профессиональный статус в 1949 и звание королевского балета в 1953 году, высшей известности достигла в период руководства Арнольда Спора в 1958—1988 годах. Репертуар составлен из классических и современных балетов (в том числе на канадскую тематику).

История

В 1938 году две учительницы танцев из Великобритании, Гвенет Ллойд и Бетти Фарралли, переехавшие в Канаду по приглашению друзей, основали в Манитобе Балетный клуб Виннипега. Публичный дебют клуба состоялся в июне следующего года в рамках парада искусств в честь визита в Виннипег короля Георга VI с супругой . Это выступление включало две коротких балетных постановки на темы североамериканских прерий в постановке Ллойд — «Зерно» ( англ. Grain ) и «Волшебство киловатта» ( англ. Kilowatt Magic ).

Труппа под совместным руководством Ллойд (как хореографа ), Фарралли (как балетмейстера ) и Давида Йеддо (как продюсера и сценического директора) оставалась полупрофессиональной до 1949 года, в 1941 году сменив имя на «Балет Виннипега». Ее репертуар в это время состоял из коротких постановок, носивших развлекательный характер и доступных для понимания широкой публики. Помимо родного города, она также совершала гастроли по стране, в том числе с большим успехом выступив на 2-м Канадском фестивале балета в 1949 году . Несмотря на популярность, коллектив испытывал хронические финансовые затруднения, и в 1949 было решено превратить его в полностью профессиональную труппу под управлением совета директоров. Это решение не пришлось по душе Ллойд, и она вскоре переехала в Торонто, где открыла школу танцев. Фарралли продолжала некоторое время работать с труппой, в 1953 году первой из всех балетных коллективов Британского содружества получившей звание королевского балета. В том же году состоялись её первые гастроли в США, в которых участвовала известная британская балерина Алисия Маркова .

В 1954 году пожар уничтожил здание, которое арендовала труппа, и вместе с ним все её декорации, костюмы и партитуры . Была организована кампания по сбору средств на восстановление театра, и в 1955 году он возобновил выступления под совместным руководством Фарралли и американской балерины . Однако уже в 1957 году Борис, чьи амбициозные планы не разделял совет директоров, покинула театр. Приглашенный на ее место хореограф Бенджамин Харкави ушел уже через год, и задача по спасению готовящихся постановок была возложена на бывшего премьера труппы Арнольда Спора . Первые успехи Спора обеспечили ему вскоре назначение на должность директора, которую он занимал до 1988 года.

С середины 1960-х годов основной состав труппы постоянно насчитывает около 25 исполнителей. Под руководством Спора Королевский балет Виннипега в 1960—1970-е годы завоевал международную известность . Помимо Канады и США он выступал в Лондоне, Париже, Ленинграде, Москве, Праге, Афинах, Иерусалиме и Каире, странах Латинской Америки и Австралии, а также стал первым североамериканским балетным коллективом, выступавшим на Кубе после революции Кастро . В 1962 году по инициативе Цпора при труппе начала работу балетная школа, в которой в 1970 году открылось профессиональное отделение под управлением Дэвида Морони. Постоянный поиск Спором молодых амбициозных хореографов позволил театру сформировать собственный уникальный репертуар, в основном по-прежнему состоявший в основном из коротких общедоступных постановок. Успеху труппы во многом способствовала работа одного из таких хореографов, Брайана Макдональда . Он же в 1966 году поставил первый в истории Королевского балета Виннипега полномасштабный балет на канадскую тему — «Роза Латюлипп» ( англ. Rose Latulippe ). Среди прочих успешных хореографов виннипегской труппы были Агнес де Милль , Норберт Весак, Оскар Араис, Джон Ноймайер (постановщик её первого полномасштабного классического балета, которым стал « Щелкунчик »), Висенте Небрада, Ханс ван Манен , Иржи Килиан и Руди ван Данциг . Двое из воспитанников виннипегской балетной школы, и Дэвид Перегрин, в конце 1970-х годов стали лауреатами международного балетного конкурса в Японии .

Постепенно в репертуаре труппы все большее место начали занимать классические балеты полной продолжительности, в число которых входили « Ромео и Джульетта » (постановка ван Данцига, 1981), « Жизель » (Питер Райт, 1982), « Лебединое озеро » (Галина Йорданова, 1986). Это стало поводом для обвинений в адрес Спора, который якобы таким образом пытался удержать в театре его приму Харт. В Совете Канады по искусству опасались, что отказ от коротких постановок в пользу масштабных классических балетов отпугнет публику и подорвет финансовое положение театра, однако эти опасения оказались беспочвенными: популярность Королевского балета Виннипега оставалась высокой. В 1988 году Спора сменил на посту руководителя бывший помощник директора Хенни Юрриенс, начавший программу модернизации репертуара, но уже в следующем году он погиб в автомобильной аварии. Вскоре в авиакатастрофе погиб премьер труппы Дэвид Перегрин. Начался период частой смены руководителей, сопровождавшийся спадом популярности театра, с которым в Западной Канаде конкурировали ванкуверский Балет Британской Колумбии и Альбертский балет из Калгари .

В 1995 году во главе труппы надолго встал бывший премьер Андре Льюис. Под его руководством продолжалась постановка популярных полномасштабных балетов, среди которых были «Дракула» Марка Годдена, «Красавица и чудовище» и «Бабочка» Дэвида Никсона и «Щелкунчик» (постановка Йордановой и Нины Менон, сменившая долгое время остававшуюся в репертуаре версию Ноймайера). Выбор произведений подвергался критике, финансовые проблемы театра продолжались, и в 2001 году Льюиса едва не отправили в отставку, однако он сумел сохранить за собой должность . Полномасштабные балеты остались в программе, которую пополнили такие постановки как «Питер Пэн» (2006, хореография Джордена Морриса), «Мулен-Руж» (2009, Моррис) и «Страна чудес» (2011, Шон Хаунселл). В 2010 году Королевский балет Виннипега участвовал в празднествах по случаю Ванкуверской зимней Олимпиады и посетил с гастролями Израиль.

Художественные руководители

  • Бетти Фарралли (1949—1958)
  • Арнольд Спор (1958—1988)
  • Хенни Юрриенс (1988—1989)
  • Джон Михан (1990—1993)
  • Уильям Уайтнер (1993—1995)
  • Андре Льюис (с 1996)

Примечания

  1. (англ.) . Winnipeg Architecture Foundation . Дата обращения: 17 мая 2023. 17 мая 2023 года.
  2. Katherine Cornell, Max Wyman. (англ.) . The Canadian Encyclopedia (4 марта 2015). Дата обращения: 17 мая 2023. 17 мая 2023 года.

Литература

  • Debra Craine, Judith Mackrell. // The Oxford Dictionary of Dance (англ.) . — Oxford University Press, 2010. — P. 385—386. — ISBN 978-0-19-956344-9 .

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Королевский балет Виннипега