Interested Article - Великое прощание

«Вели́кое проща́ние» — советский документальный фильм 1953 года о траурных мероприятиях в связи с кончиной 5 марта Председателя Совета министров СССР и Секретаря Центрального Комитета КПСС И. В. Сталина .
В основе — цветные и чёрно-белые кадры хроники, снятые с 6 по 9 марта 1953 года по всему СССР , а также в странах соцлагеря .

Хронология

Торжественно: объявление о кончине И. В. Сталина . В разных населённых пунктах Советского Союза люди читают газеты с официальным сообщением, повсюду приспущены флаги. Множество людей в Москве, направляющихся к Колонному залу Дома Союзов , где начинается траурная церемония.

Показаны строители Иртышской гидроэлектростанции , Баку; строители Мингечаурского гидроузла в Азербайджане; шахтёры Донбасса, колхозники Таджикской ССР, жители Алма-Аты, Минска, Ленинграда, Сталинграда, Магнитогорска, Челябинска, Свердловска, Еревана, Вильнюса, Ташкента, Тбилисси, Гори. Показаны города Китая: Пекин , Шанхай , Ханькоу ; Северная Корея ; Варшава , Прага , Будапешт , Бухарест , София , Тирана , Берлин .

Запечатлены государственные и партийные деятели СССР: Г. М. Маленков , Л. П. Берия , К. Е. Ворошилов , В. М. Молотов , Н. А. Булганин , Н. С. Хрущёв , Л. М. Каганович , А. М. Микоян . А также члены семьи И. В. Сталина — Светлана Аллилуева и Василий Сталин .

Показаны траурные митинги в городах СССР; москвичи и другие советские люди, прибывшие на прощание в Москву; члены дипломатического корпуса; делегации городов СССР и стран мира; представители Русской православной церкви . Показаны делегации городов Ленинграда, Сталинграда.

Показаны участники почётного караула у гроба И. В. Сталина в Колонном зале Дома союзов в Москве: делегации 16 союзных республик СССР, а также главы делегаций стран мира: от Китая — Чжоу Эньлай , Го Можо , Ли Фучунь ; от Польши ( Болеслав Берут , Константин Рокоссовский ); от Чехословакии — Клемент Готвальд ; от Венгрии — Матиас Ракоши , Иштван Доби ; от Румынии — Георгиу-Деж ; от Албании — Спиро Колека ; от Болгарии — Вылко Червенков ; от КНДР; от Монголии — Юмжагийн Цэдэнбал , Нудэнхуугийн Ядамжав; от ГДР — Макс Рейман , Вальтер Ульбрихт , Отто Гротеволь , Вильгельм Цайссер . Также показаны делегации из капиталистических стран; среди них: глава Французской коммунистической партии Жак Дюкло , глава Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти ; глава Коммунистической партии Великобритании Гарри Поллит и Питер Керриган ; глава Коммунистической партии Австрии Иоганн Коплениг ; глава Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури ; премьер-министр Урхо Кекконен (Финляндия); Сайфуддин Китчлу (Индия).

Звучат речи государственных и партийных деятелей СССР в день траурного митинга на Красной площади в Москве (9 марта): Н. С. Хрущёва, Г. М. Маленкова, Л. П. Бери, В. М. Молотова.

Показан момент внесения гроба И. В. Сталина в Мавзолей. Артиллерийские залпы в Кремле, гудки паровозов, заводов, фабрик, пароходов в различных местах СССР.

Завершает фильм парад на Красной площади, кадры митингов в городах СССР.

История

Съёмки траурных мероприятий велись на всей территории СССР силами двух сотен операторов-документалистов со всех студий Союза. Только от ЦСДФ государственное задание выполняли 60 человек . Работали хроникёры также и в других странах — через « Совэкспортфильм » цветная плёнка была разослана в адреса посольств СССР .

Для того, чтобы каждый момент всеобщего траура был запечатлён, режиссёры тщательно изучили путь процессии и рассчитали, какой именно кадр и какой крупности откуда может быть снят. Чтобы каждая последующая камера начинала снимать на несколько секунд раньше, чем выключалась предыдущая, была создана система оповещения с сигнальщиками и видимыми издалека белыми флажками .

Из воспоминаний участницы съёмок Раисы Тумориной, оператора ЦСДФ:

9 марта 1953, Москва
фото: Мартин Мэнхоф

Её точка съёмки была в Кремлёвском проезде с задачей снять движение лафета с гробом вождя и шествием провожавших его соратников. Когда процессия начала подниматься по склону проезда, то лошади, везущие лафет, стали скользить подковами по гладкой брусчатке. Вдруг лафет подался назад, а шедшие следом в испуге отпрянули. Военные быстро справились с ситуацией и удержали под уздцы лошадей и лафет. «Я не решилась, — сказала Рая, — просто не осмелилась в тот момент нажать на кнопку пуска камеры. Последствия могли быть непредсказуемыми, а сама подумала: нехорошая примета».

В. В. Никонов , «СК Новости» № 3 18 марта 2016

14 марта 1953 года министр кинематографии СССР И. Г. Большаков сообщил секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву о запросах теле- и кинокомпаний США и многих европейских стран по поводу приобретения хроники похорон Сталина .

19 марта Секретарю ЦК КПСС М. А. Суслову был представлен отчет о работе съёмочных групп всех документальных студий Союза, заснявших митинги и собрания трудящихся по всей стране. Согласно отчёту, было отснято несколько тысяч метров документального материала; кинохроника поступила также из шести стран народной демократии: Китая, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, Албании — по словам С. В. Лозницы , работавшим с материалами Красногорского архива кинофотодокументов «10 тысяч метров было снято. Снимали по всей стране, с 6 по 19 марта» .

Реальные события, разворачивавшиеся вокруг фильма, известны лишь по рассказу одного из его главных творцов — И. Копалина . Он засвидетельствовал, что работа была окружена повышенной секретностью и неразберихой. Ночью за ним приехали чекисты и увезли на машине в студию, так что сообщить семье, что трудится над срочным правительственным заказом, он смог лишь три дня спустя. Рабочие директивы и указания менялись едва ли не каждый день: сначала кинематографистам было предписано остановить съёмки большого фильма и подготовить несколько спецвыпусков хроники, после этого поступил приказ соединить уже смонтированные сюжеты в один большой фильм и т. п. В результате к началу апреля 1953 года полнометражная цветная картина была готова к показу и принималась специальной кремлёвской комиссией. Согласно Копалину, высоким зрителям лента очень понравилась, однако за этим последовало неожиданное распоряжение отправить её на «полку». Мотивы этого решения остались ему неведомы, а позднейшее объяснение представляется наивным или лукавым, но в любом случае — далёким от истины.

По словам режиссёра И. Копалина, во время просмотра фильма специальной комиссией несколько генералов были вынесены из зала в обморочном состоянии .

В музыкальном звукоряде фильма использованы «Смерть Озе» Э. Грига , « » Бетховена , « Lacrimosa » Моцарта , произведения Шопена , Генделя , Рахманинова на соответствующие темы. Впоследствии все эти произведения звучали в Колонном зале Дома Союзов во время мероприятий прощания с лидерами СССР.

В сокращенном варианте (46 мин.) фильм был показан на российском телеканале «Культура» в 2012 году .

Создатели

Режиссёры:

Операторы:

Ассистенты режиссёров:
Музыкальное оформление:
Композитор:
Автор текста:
Закадровый голос:


* — Имена всех операторов были опубликованы лишь в 2019 году — по выходу фильма « Государственные похороны » .

См. также

Примечания

  1. (рус.) . . Музей ЦСДФ. Дата обращения: 1 марта 2020. 3 февраля 2017 года.
  2. ↑ .
  3. Андриканис Екатерина. (рус.) . . Музей ЦСДФ (5 марта 2016). Дата обращения: 18 мая 2020. 1 марта 2020 года.
  4. Никонов Валерий. // СК Новости : газета. — 2016. — 18 март (№ 3 (341)). 26 октября 2021 года.
  5. Волчек Д. // Радио «Свобода» : радиостанция. — 2019. — 6 сентябрь. 9 сентября 2019 года.
  6. от 1 марта 2020 на Wayback Machine // Телеканал «Россия – Культура»

Литература

  • Янгиров Р. М. // Отечественные записки : журнал. — 2007. — № № 2 (35) .

Ссылки

  • Видео: (полная версия)
  • Видео: (версия с титрами на итальянском языке)
  • Видео: (усечённая версия с предисловием Э. Радзинского, продемонстрированная на канале «Культура»)

Same as Великое прощание