Interested Article - Скворец и Лира

« Скворе́ц и Ли́ра » — советский художественный фильм , снятый режиссёром Григорием Александровым на киностудии « Мосфильм » при участии студий « Баррандов » ( ЧССР ) и « Deutsche Film AG » ( ГДР ) в 1974 году .

Последний фильм, в котором снялась актриса Любовь Орлова .

Сюжет

Первая серия: Операция «Страсбург» . Супружеская пара советских нелегалов-разведчиков входит в ближайшее окружение генерала фон Лебена в оккупированном фашистами Страсбурге . Генерал является одним из участников заговора против Гитлера . Установив это, сотрудники службы безопасности в память о старых боевых заслугах генерала предлагают ему покончить жизнь самоубийством.

Грековы, пользуясь попавшим им в руки условным предметом- паролем , выходят на связь с группой крупных немецких промышленников, заинтересованных в быстрейшем окончании военных действий и взаимовыгодном сотрудничестве с американцами.

Вторая серия: Операция «Совет богов» . После окончания войны Курт Эгерт, он же Скворец, некоторое время находится в лагере для военнопленных, но с помощью заинтересованных в нём американцев выходит на свободу и становится преуспевающим коммерсантом .

Из Москвы с новой легендой прибывает сделавшая пластическую операцию Лира. Она выдаёт себя за племянницу баронессы Амалии фон Шровенхаузен. После помолвки и свадьбы с Эгертом у них возникает возможность получить приглашение в тайную международную организацию «Совет богов», объединившую мечтающих о реванше представителей деловых, политических и военных кругов.

В ролях

Съёмочная группа

История создания

Фильм не вышел на экраны страны. А. В. Романов в своей книге говорит о том, что фильм просто не был закончен, его не успели снять по причине смертельной болезни Орловой. Однако в 1996 году картина демонстрировалась по телевидению в совершенно законченном виде. М. А. Кушниров в своей биографической книге «Светлый путь, или Чарли и Спенсер» приводит несколько версий запрета фильма. По его мнению, две наиболее вероятных из них: фильм запретил КГБ или фильм запретила сама Орлова.

Говорили, что фильм оказался столь дурного качества, что даже видавшее виды начальство развело руками. И, естественно, закрыло картину, дабы не компрометировать важную, государственного значения тему, а заодно и Александрова с Орловой, репутацией которых оно весьма дорожило. Говорилось, помнится, и про то, что фильм не соответствовал изменившимся политическим реалиям… сверху фильм никто не запрещал. Студия вообще не представила его нам (в Госкино). Мы его не обсуждали. А закрыла картину сама Люба (Орлова). Она увидела себя на экране и очень себе не понравилась. И расстроилась, потому что выглядела не такой, какой хотела… После смерти Любы снова встал вопрос о выпуске картины, однако Александров отказался: не надо, мол, нарушать её волю… Фильм запретили органы. Именно они, и никто другой… что-то там комитет категорически не устроило. Сама по себе картина никакими достоинствами не отличалась. Всё там было шито белыми нитками, всё ненатурально.

Кушниров, М., Шпагин, А. «Двадцать лет спустя»

Сюжет фильма «Скворец и Лира» демонстрировал, что КГБ применяет общеизвестные методы работы, использовав родственные и дружеские связи для внедрения агентов в западногерманскую правящую элиту.

Научным консультантом фильма выступил Цвигун , 1-й заместитель председателя КГБ СССР, курировавший 3-е (военная контрразведка) и 5-е (борьба с идеологической диверсией) Главные управления КГБ.

Любовь Орлова снималась в фильме в возрасте 71 года, и, несмотря на все усилия съёмочной группы, её внешность не соответствовала внешности молодой героини. Пётр Вельяминов — «супруг» Орловой по фильму — был моложе своей партнёрши на 24 года.

В фильме имеет место значительная хронологическая неувязка: по сценарию, действие второй серии происходит в 1949—1950 годах, но в кадре появляется масса артефактов 1970-х годов — начиная от автомобилей (в частности, героиня Орловой ездит на Mercedes-Benz W115 , выпуск которого был начат в 1968 году), и заканчивая музыкой.

Оценки

Присоединяясь к многим аналогичным оценкам, Александр Малахов ( Коммерсантъ ) назвал фильм «слишком официозно-скучным даже по советским меркам»

Примечания

  1. Кушниров М., Шпагин А. Двадцать лет спустя (рус.) // Искусство кино : журнал. — 1993. — № 8 .
  2. (рус.) . kommersant.ru . Коммерсантъ Деньги . Дата обращения: 19 февраля 2019. 20 февраля 2019 года.

Ссылки

  • // «Энциклопедия отечественного кино»: сайт.
  • .

Same as Скворец и Лира