Interested Article - Красный круг на чёрной поверхности

«Кра́сный круг на чёрной пове́рхности» — картина Ильи Чашника 1925 года. Полотно Чашника продолжило тему космоса в супрематизме , начатую работами Казимира Малевича 1916—1918 годов.

История

В 1916 году Казимир Малевич , во многом исчерпав запас композиционных наработок начального периода супрематизма 1915—1916 годов, в которых на белом фоне располагались не соприкасающиеся друг с другом , начал разрабатывать живописные композиции космического пространства .

Главными отличиями космических супрем от супрем предыдущего периода были нахождение их в движении и сборные построения нескольких супрем, скреплённых прямой или изогнутой линией .

Илья Чашник . 1923

Выход супрематизма в дальнейшем в объём и архитектуру не закрыл для учеников Малевича живописную плоскостную тему космоса; она продолжала их волновать. Картина Ильи Чашника 1925 года «Красный круг на чёрной поверхности», с одной стороны, является прямым продолжением этой темы, с другой стороны, в ней использованы элементы, присущие супрематизму, космическому в том числе, именно Чашника — чёрный фон, увеличенный круг (шар) в верхней части полотна и стремящаяся к нему изящная связка супрем (условный « звездолёт ») .

Искусствовед Александр Демченко так оценивал «Красный круг на чёрной поверхности» в 2013 году:

Работа Ильи Чашника <...> при всей плакатности выполнения способна удивить точностью предвидения: мрачная бездна вселенского пространства, шар неведомой планеты и приближающаяся к ней космическая станция. <...> [Картина] довольно недвусмысленно оказывалась рупором «передового общественного строя». Социальный энтузиазм переживаемого тогда исторического момента отозвался на немалом числе опытов отечественного абстрактивизма .

Воспроизведение

Обложка книги «Мы современные люди: Научная фантастика и осуществление российской модернизации» (2013)

Полотно Ильи Чашника «Красный круг на чёрной поверхности» регулярно воспроизводится в современной визуализации тем космоса и научной фантастики — в первую очередь, советских и российских . Так, в 2013 году американское университетское издательство (англ.) опубликовало книгу «Мы современные люди: Научная фантастика и осуществление российской модернизации» с картиной Чашника на обложке. Автор книги утверждает, что благодаря появившейся раньше английской русской научной фантастике рубежа XIX—XX веков в Советской России были форсированы процессы модернизации .

Примечания

  1. , с. 167.
  2. , с. 168.
  3. Демченко А. И. // Аналогии и параллели. — Саратов, 2013. 6 августа 2016 года.
  4. . We Modern People: Science Fiction and the Making of Russian Modernity. — Middletown: . — 218 p. — (Early Classics of Science Fiction). — ISBN 978-0-8195-7334-6 .
  5. Ланин Б. А. // Проблемы современного образования. — 2014. — № 1 . — С. 161—169 . 9 августа 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Красный круг на чёрной поверхности