Interested Article - Фонд V-A-C

Фонд V–A–C (также Фонд «Виктория — искусство быть современным» ) — некоммерческий фонд современного искусства , основанный в 2009 году Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавика . Штаб-квартира расположена в Москве. Фонд имеет представительство в Венеции (Италия). Назван в честь дочери Михельсона Виктории. Нацелен создать пространство для обсуждения, «как меняются представления о современном и современности в культуре и искусстве» глобального мира. Фонд организует выставки и перформансы , проводит обучение, занимается издательской деятельностью, поддерживает профессиональное развитие российских художников , кураторов и исследователей.

История фонда

Фонд V-A-C основал в 2009 году российский предприниматель и меценат Леонид Михельсон (известный тем, что стал первым российским предпринимателем, вошедшим в международный совет попечителей британской галереи Тейт в Лондоне ) . Михельсон предложил пост генерального директора итальянскому политологу и эксперту в области современного искусства Терезе Иароччи Мавике , с которой он был знаком с 2007 года .

Основными направлениями работы фонд выбрал представление на Западе современного искусства России, интеграцию российского искусства в мировой художественный контекст, а также просветительскую деятельность в области современного искусства в России . Некоторые российские галеристы считают, что арт-модель фонда стала прямым и успешным конкурентом галерейной модели .

Первой выставкой фонда, получившей широкий российский и международный резонанс, стала выставка «Модерникон. Современное искусство из России», проведённая в 2010 году в Турине совместно с (итал.) . Этот проект был позднее представлен в рамках Параллельной программы 54-й Венецианской биеннале ( Каза-деи-Тре-Очи , Джудекка , Венеция ) .

Осенью 2011 года фонд пригласил в Москву для выступления с лекциями куратора 50-й Венецианской биеннале и арт-директора фонда «Sandretto Re Rebaudengo» Франческо Бонами , который рассказал о своем взгляде на биеннале как на феномен . В феврале 2019 года фонд также издал книгу Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство» .

В октябре 2011 года фонд организовал в Москве встречу молодых российских художников с куратором « dOCUMENTA’13 » Каролин Христов-Бакарджиев . Встреча проходила в течение 2 дней в московской мастерской Ильи Кабакова . Позднее было объявлено о совместном проекте фонда V-A-C и выставки «dOCUMENTA» — стипендии для кураторов из России для участия в подготовке выставки «dOCUMENTA’13» . В конкурсе победила куратор Анастасия Марухина В декабре 2011 года проект Анастасии Рябовой « Artists' Private Collections », осуществленный при начальной финансовой поддержке фонда, стал лауреатом Премии Кандинского в номинации «Медиа-арт. Проект года» .

В феврале 2017 года фонд представил проект «Геометрия настоящего» — первое событие, прошедшее в пространстве бывшей электростанции ГЭС-2 . Проект, куратором которого стал мультидисциплинарный художник и музыкант (англ.) , был посвящен истории электронной музыки и экспериментов со звуком в России и на международной сцене .

Деятельность

Выставочная деятельность фонда

Деятельность выставочного отдела фонда V-A-C направлена на развитие художественного производства в России и его представление в международном художественном контексте. В рамках международной деятельности, фонд сотрудничает с такими музеями и галереями, как Новый музей современного искусства (Нью-Йорк), Чикагский институт искусств (Чикаго), Тейт Модерн (Лондон), (англ.) (Лондон), Музей современного искусства в Антверпене , а также с фондом Сандретто Ре Ребауденго (Турин) .

C 2017 года фонд владеет постоянным выставочным пространством в Венеции , Палаццо на Дзаттере (Palazzo delle Zattere) . Основным «домом» V-A-C станет расширенное и реконструированное пространство бывшей электростанции на Болотной набережной г. Москвы. На территории ГЭС-2 , выкупленной у государства Михельсоном еще в 2015 году, к концу 2021-го появится современный образовательный и арт «городок». Известность получит как «Дом культуры ГЭС-2». Откроет свои двери не столько для молодых талантов, которые смогут там почерпнуть знания, попрактиковаться и вынести на суд общественности свои работы. Создается он, прежде всего, для жителей и гостей столицы, которые найдут там разные способы приобщения к культурному досугу.

Уже запланированы на площадке кинопоказы, концерты, театральные постановки, выставки высокого и прикладного искусства, лектории и образовательные классы для детей и взрослых, читальные залы и даже спортивные занятия.

Строительные работы с 2017 года курирует мастерская итальянского архитектора Ренцо Пиано .

До открытия постоянного пространства в Венеции фонд в течение пяти лет представлял выставочные проекты на арендованной площадке в Каза деи Тре Очи . Там проходили выставки «Модерникон» (кураторы Франческо Бонами и , 2010), представленный на 54-й Венецианской биеннале , две выставки в рамках Международной архитектурной биеннале в Венеции: «Шоссе Энтузиастов» (2012) и «ИК-00. Места заключения» (куратор Катерина Чучалина, 2014) , «Схождения параллелей», совместный проект Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского (куратор Николас Каллинан, 2013) на 55-й Венецианской биеннале , «Наследие будущего» (2015), совместная выставка (англ.) и Арсения Жиляева (2016) .

Помимо этого, фонд V-A-C проводил выставки в московских культурных галереях в рамках программы исследования музейного ландшафта, а также программы исследования искусства в городском общественном пространстве Москвы. Это проекты «Президиум ложных калькуляций» в Музее предпринимателей меценатов и благотворителей (2012) , «Педагогическая поэма» в Историко-мемориальном музее «Пресня» (2013) , «Вне зоны видимости» в Центральном музее Вооружённых Сил (2014) , «Зелень внешняя» в павильоне «Зерно» на ВДНХ (2014) , «Десять тысяч уловок и сто тысяч хитростей» в Институте Африки РАН (2014) , а также «Прекрасен облик наших будней» (2016) .

В 2018 году V-A-C совместно с фондом KADIST и Московским музеем современного искусства организовал в MMоMA выставку «Генеральная репетиция», состоящую, по принципу театральной постановки, из трёх актов . В 2019 году фонд провёл выставку «Time, Forward!» в Палаццо на Дзаттере во время Венецианской биеннале .

Просветительская деятельность

Перформанс В. Алимпиева и А. Коханова «Дальше только громкая связь», Москва, 2019 год. Спродюсирован в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»

Посредством просветительской деятельности фонд V-A-C стремится создать культурную, научную и социальную среду для производства знания, основанную на принципах доступности, кросс-дисциплинарности и рефлексивности. В программу входят исследовательские проекты в области искусства и гуманитарных наук. В рамках этого в текущий момент ведется работа над проектом «Очерки из истории современности. Русское и советское искусство от истоков модернизма к постсоветской ситуации» . Также в программу входит организация лекций и дискуссий для широкой публики и ежегодная профессиональная программа для молодых кураторов — Московская кураторская летняя школа (MCSS) . К работе в школе приглашаются крупнейшие международные и российские специалисты в области теории, истории и практики кураторства. Ежегодно формулируется тема, которой посвящены теоретические и практические занятия, а также основное событие школы — учебный кураторский проект .

В феврале 2015 года фонд V-A-C запустил программу по реализации художественных проектов в городской среде Москвы «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде» . Она продолжалась в 2015—2016 гг. и была возобновлена в феврале 2019 года .

Фонд сотрудничает с программой Young Curators Residency Programme фонда «Sandretto Re Rebaudengo» , а также с 2013 года совместно с Музеем современного искусства в Антверпене организует ежегодную программу Present Continuous, направленная на поддержку нового поколения российских художников и продвижение их за рубежом .

Издательская деятельность

«V-A-C press» — издательская программа фонда V-A-C, включающая в себя два типа публикаций: книги и каталоги на русском и английском языках, посвященные русскому искусству и распространяемые по всему миру, и серию переводных книг, призванных познакомить русскую аудиторию с ключевыми методологиями анализа искусства и культуры. В частности, были переведены на русский «Теория авангарда» Петера Бюргера , «Дизайн и преступление» Хэла Фостера , «Техники наблюдателя. Видение и современность в XIX веке» (англ.) , «На руинах музея» Дугласа Кримпа , «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство» Франческо Бонами , «О коллекционерах и коллекционировании» Вальтера Беньямина , а также « Дюймовочка » Андерсена с рисунками Алексея Булдакова .

Руководство и сотрудники

  • Леонид Михельсон — президент ;
  • Артём Бондаревский — исполняющий обязанности генерального директора ;
  • Франческо Манакорда — художественный директор (с 2017 г.) ;
  • Катерина Чучалина — старший куратор ;
  • Анна Панфилец — куратор программ медиации ;
  • Дмитрий Потемкин — главный редактор издательского отдела ;
  • Андрей Паршиков — куратор перформативных программ ;
  • Дмитрий Ренанский — куратор программ классической музыки ;
  • Анна Ильдатова — куратор театральных программ ;
  • Кирилл Адибеков — куратор кинопрограмм ;
  • Александра Хазина — куратор просветительских программ .

Оценки деятельности

В сентябре 2011 году критик Екатерина Дёготь , в обзоре на OpenSpace.ru написала о фонде, что он «предельно „западнический“, предельно цивилизованный в отношениях с художниками, предельно „неместечковый“ в своей стратегии» . Говоря о выставке «Остальгия» в Нью-Йорке, критик отметила: «В данном случае фонд, что делает ему честь, отнюдь не „проплатил русское участие“, а поддержал большой контекст, к которому русское искусство принадлежит, вписал его в международную традицию, что русский фонд делает вообще впервые. Фонд щепетилен в саморепрезентации: не только владелец фонда, но и его художественный директор по возможности стремятся отойти на задний план» .

В декабре 2011 года, журнал «Артгид» писал о фонде, что это «самый непубличный, но вместе с тем самый интегрированный в западный художественный контекст российский художественный фонд» .

Примечания

  1. . V–A–C . Дата обращения: 18 сентября 2021. 18 сентября 2021 года.
  2. . Forbes.ru . Дата обращения: 18 сентября 2021. 18 сентября 2021 года.
  3. . V–A–C . Дата обращения: 18 сентября 2021. 18 сентября 2021 года.
  4. Дзядко, Тимофей . РБК (14 апреля 2016). Дата обращения: 25 октября 2019. 15 апреля 2016 года.
  5. Гузева, Александра (англ.) . Russia Beyond the Headlines (28 апреля 2017). Дата обращения: 25 октября 2019. 21 июля 2017 года.
  6. Ruiz, Cristina (англ.) . Financial Times (24 мая 2013). Дата обращения: 25 октября 2019. 31 декабря 2016 года.
  7. . РИА Новости (20 марта 2015). Дата обращения: 25 октября 2019. 25 октября 2019 года.
  8. Дьяконов, Валентин . Коммерсантъ (25 апреля 2012). Дата обращения: 25 октября 2019. 7 декабря 2017 года.
  9. Masoero, Ada (итал.) . Il Sole 24 Ore (26 сентября 2010). Дата обращения: 25 октября 2019. 25 октября 2019 года.
  10. Gambari, Olga (итал.) . La Repubblica (23 сентября 2010). Дата обращения: 25 октября 2019. 4 марта 2016 года.
  11. Bordignon, Elena (англ.) . Vogue Italia (23 сентября 2010). Дата обращения: 25 октября 2019. 5 марта 2016 года.
  12. (англ.) . Каза-деи-Тре-Очи (1 июня 2011). Дата обращения: 25 октября 2019. 25 октября 2019 года.
  13. : [ 11.03.2016 ] // artchronika.ru. — 2011. — 26 сентября. — Дата обращения: 25.10.2019.
  14. Балтаева, Гуля . Вести.ру (22 февраля 2019). Дата обращения: 25 октября 2019. 25 февраля 2019 года.
  15. : [ 28.10.2018 ] // artguide.com. — 2018. — 24 октября. — Дата обращения: 25.10.2019.
  16. Жиляев, Арсений. : [ 07.12.2017 ] // artchronika.ru. — 2011. — 17 октября. — Дата обращения: 25.10.2019.
  17. Хает, Евгения. : [ 26.10.2019 ] // Colta.ru . — 2011. — 10 ноября. — Дата обращения: 26.10.2019.
  18. . РИА Новости (10 января 2012). Дата обращения: 26 октября 2019. 26 октября 2019 года.
  19. : [ 02.04.2019 ] // gif.ru. — 2010. — 6 октября. — Дата обращения: 26.10.2019.
  20. Лаптева, Елена . Комсомольская правда (17 декабря 2011). Дата обращения: 26 октября 2019. 23 июня 2021 года.
  21. Кудрявцева, Валерия . Культура (телеканал) (25 февраля 2017). Дата обращения: 26 октября 2019. 3 января 2018 года.
  22. Judah, Hettie. : [ 25.08.2018 ] // artnet.com. — 2016. — 5 July. — Дата обращения: 01.11.2019.
  23. Roux, Caroline (англ.) . Wallpaper (11 мая 2018). Дата обращения: 1 ноября 2019. 11 мая 2018 года.
  24. : [ 26.10.2019 ] // Colta.ru . — 2018. — 27 декабря. — Дата обращения: 01.11.2019.
  25. : [ 26.10.2019 ] // Colta.ru . — 2017. — 14 февраля. — Дата обращения: 01.11.2019.
  26. . РБК . Дата обращения: 18 сентября 2021. 18 сентября 2021 года.
  27. . РИА Новости (20210709T1501). Дата обращения: 18 сентября 2021. 18 сентября 2021 года.
  28. . РИА Новости (20210827T1956). Дата обращения: 18 сентября 2021. 1 сентября 2021 года.
  29. . V–A–C . Дата обращения: 18 сентября 2021. 18 сентября 2021 года.
  30. . Ведомости . Дата обращения: 18 сентября 2021. 18 сентября 2021 года.
  31. : [ 24.02.2019 ] // Colta.ru . — 2015. — 20 марта. — Дата обращения: 01.11.2019.
  32. . РИА Новости (27 сентября 2010). Дата обращения: 1 ноября 2019. 26 октября 2019 года.
  33. (итал.) . Каза-деи-Тре-Очи (29 августа 2012). Дата обращения: 1 ноября 2019. 26 октября 2019 года.
  34. Franceschini, Silvia (англ.) . Domus (25 августа 2014). Дата обращения: 1 ноября 2019. 6 сентября 2014 года.
  35. Mangione, Giulia. : [ 26.10.2019 ] // Calvert Journal. — 2013. — 15 August. — Дата обращения: 01.11.2019.
  36. Muchn, Andrei (англ.) . The Moscow Times (6 октября 2016). Дата обращения: 1 ноября 2019. 4 сентября 2019 года.
  37. Дьяконов, Валентин . Коммерсантъ (3 марта 2012). Дата обращения: 1 ноября 2019. 11 июля 2017 года.
  38. : [ 01.09.2014 ] // museum.ru. — 2012. — 6 марта. — Дата обращения: 01.11.2019.
  39. : [ 10.11.2018 ] // artguide.com. — 2014. — 24 апреля. — Дата обращения: 01.11.2019.
  40. Дьяконов, Валентин . Коммерсантъ (30 октября 2014). Дата обращения: 1 ноября 2019. 3 ноября 2014 года.
  41. Ищенко, Елена. : [ 06.11.2016 ] // aroundart.org. — 2014. — 10 сентября. — Дата обращения: 01.11.2019.
  42. Гуськов, Сергей. : [ 26.10.2019 ] // Colta.ru . — 2016. — 27 июня. — Дата обращения: 01.11.2019.
  43. . Российская газета (1 августа 2018). Дата обращения: 1 ноября 2019. 20 мая 2019 года.
  44. Уваров, Сергей . Известия (11 мая 2019). Дата обращения: 1 ноября 2019. 9 сентября 2019 года.
  45. Ильченко, Анна . Музей современного искусства «Гараж» . Дата обращения: 1 ноября 2019. 29 мая 2017 года.
  46. Скворцова, Анастасия. : [ 07.12.2017 ] // theoryandpractice.ru. — 2013. — 24 декабря. — Дата обращения: 01.11.2019.
  47. : [ 18.04.2019 ] // theartnewspaper.ru. — Дата обращения: 01.11.2019.
  48. : [ 26.10.2019 ] // Colta.ru . — 2015. — 23 сентября. — Дата обращения: 01.11.2019.
  49. Яблонский, Паша. : [ 09.02.2019 ] // The Village . — 2019. — 5 февраля. — Дата обращения: 01.11.2019.
  50. : [ 27.10.2019 ] // fsrr.org. — 2012. — 29 May. — Дата обращения: 01.11.2019.
  51. Палаткина, Дарья. : [ 13.04.2019 ] // theartnewspaper.ru. — 2016. — 12 декабря. — Дата обращения: 01.11.2019.
  52. Палванзаде, Фуркат. : [ 21.10.2017 ] // syg.ma. — 2015. — 27 января. — Дата обращения: 27.10.2019.
  53. : [ 10.11.2018 ] // artguide.com. — 2014. — 9 апреля. — Дата обращения: 27.10.2019.
  54. Ломыкина, Наталья . РБК (23 июля 2015). Дата обращения: 26 октября 2019. 22 ноября 2018 года.
  55. : [ 18.11.2018 ] // artguide.com. — 2015. — 27 апреля. — Дата обращения: 27.10.2019.
  56. : [ 27.10.2019 ] // Colta.ru . — 2018. — 10 сентября. — Дата обращения: 27.10.2019.
  57. . Vogue (20 марта 2019). Дата обращения: 28 октября 2019. 28 октября 2019 года.
  58. (англ.) . Журнал Театр. (28 декабря 2021). Дата обращения: 28 декабря 2021. 28 декабря 2021 года.
  59. . ТАСС (18 декабря 2018). Дата обращения: 27 октября 2019. 27 октября 2019 года.
  60. Нилов, Степан. : [ 27.10.2019 ]. — 2018. — 3 апреля. — Дата обращения: 27.10.2019.
  61. Полякова, Юлия . Нижегородская правда (30 мая 2019). Дата обращения: 27 октября 2019. 27 октября 2019 года.
  62. . ТАСС (25 мая 2019). Дата обращения: 27 октября 2019. 27 октября 2019 года.
  63. Шеромова, Александра. : [ 27.10.2019 ]. — Фонтанка.ру , 2019. — 23 августа. — Дата обращения: 27.10.2019.
  64. : [ 27.10.2019 ]. — Музей современного искусства «Гараж» , 2019. — 29 сентября. — Дата обращения: 27.10.2019.
  65. Козаченко, Дмитрий . Сеанс (6 июля 2018). Дата обращения: 27 октября 2019. 6 июля 2019 года.
  66. : [ 27.10.2019 ] // artmoskovia.ru. — 2019. — 1 июля. — Дата обращения: 27.10.2019.
  67. Дёготь, Екатерина. : [ 16.04.2013 ] // OpenSpace.ru . — 2011. — 21 сентября. — Дата обращения: 27.10.2019.
  68. : [ 03.06.2016 ] // artguide.com. — 2011. — 5 декабря. — Дата обращения: 27.10.2019.

Ссылки

Источник —

Same as Фонд V-A-C