Родилась
22 июня
(
4 июля
)
1886
года уездном городе
Меленки
Владимирской губернии
. Отец Розановой — Владимир Яковлевич Розанов, уездный
исправник
,
коллежский асессор
, мать — Елизавета Васильевна Розанова (в девичестве Орлова), дочь священника. В семье, помимо младшей Ольги, было ещё трое детей: Алевтина, Анатолий и Анна. В Меленках у Розановых был собственный деревянный дом на Казанской улице, недалеко от Покровского собора. В этом соборе
26 июня
(
8 июля
)
1886
года Розанова была крещена
.
В 1896 году семья Розановых переехала во
Владимир
, где поселилась в доме Елизаветы Васильевны на Борисоглебской улице (ныне —
Музейная улица
) в старом центре города
. Здесь с 1896 года по 1904 год Розанова училась в женской гимназии, после окончания которой уехала в
Москву
, чтобы учиться живописи. В Москве она снимала комнату на
3-й Тверской-Ямской улице
. С 1904 года по 1907 год училась в частном художественном училище живописи и скульптуры Анатолия Петровича Большакова (
Мясницкий проезд
, 4). Ученические
этюды
этого периода относятся к наиболее ранним из известных работ Ольги Розановой. Их сохранилось довольно мало, хотя на её посмертной выставке в 1919 году они были представлены достаточно полно
.
В августе 1907 года Розанова пыталась поступить в
Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище
, однако получила отказ
и продолжила заниматься в частных студиях. В некрологе, помещённом в газете «Искусство» 5 января 1919 года, упоминается, что художница всё же посещала Строгановское училище, но недолго, так как её не удовлетворяла царившая там система преподавания. Искусствовед и специалист по творчеству Ольги Розановой
Нина Гурьянова
считает, что она могла некоторое время посещать училище в качестве
вольнослушательницы
.
В конце 1907 года Розанова поступила в Художественную школу
Константина Юона
. По мнению Гурьяновой, уроки в этой школе оказали наибольшее влияние на творческое становление Розановой
. В конце 1900-х в мастерской Юона учились рисунку и живописи будущие авангардисты
Любовь Попова
, с которой Розанова сдружилась уже в 1907 году,
Надежда Удальцова
,
Алексей Кручёных
и
Сергей Шаршун
, в 1914—1915 годах —
Варвара Степанова
.
В 1912 году познакомилась с поэтами-футуристами
Велимиром Хлебниковым
и
Алексеем Кручёных
. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.
В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913—1914 годах они опубликовали книгу «Тэ ли лэ», используя технику цветного
гектографирования
. В 1915—1916 годах использовали в футуристической книге метод
коллажа
. В 1915 году художница применила коллаж в иллюстрировании «Заумной гниги» Кручёных и Алягрова и в альбоме «Война» 1916 года со стихами Кручёных
.
После
революции 1917 года
занималась реорганизацией искусства и руководила художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.
7 ноября 1918 года умерла от
дифтерита
в Солдатёнковской больнице (ныне —
Боткинская
)
. Похоронена в
Новодевичьем монастыре
; могила утрачена. Имя Розановой было присвоено Иваново-Вознесенской художественной школе.
Ольга Розанова в искусстве
Посвящения
Поэтическая книга «
» (1913)
Алексея Кручёных
вышла с посвящением «Первой художнице Петрограда О. Розановой»
.
Владимир Маяковский
в 1915 году посвятил Ольге Розановой цикл из трёх стихотворений с надписью «Светлой О. В. Р. — эти стихи»
.
Выставки
Персональные выставки
1918 (декабрь) — 1919 (март) —
Москва
, Первая Государственная выставка. Посмертная выставка картин, этюдов, эскизов и рисунков О. В. Розановой
1917 (декабрь) —
Москва
, Вторая выставка Современного декоративного искусства «
Вербовка
»
1918 (апрель) —
Тифлис
, Выставка картин и рисунков московских футуристов
1918 (май—июль) —
Москва
, Первая выставка картин профессионального союза художников в Москве
Наиболее значительные ранние выставки русского авангарда (1919—1927)
1919 (апрель—июнь) —
Петроград
, Первая Государственная Свободная выставка произведений искусств
1919 —
Москва
, X Государственная выставка. Беспредметное творчество и супрематизм
1919 —
Витебск
, Первая государственная выставка картин местных и московских художников
1920 —
Казань
, Первая Государственная выставка искусства и науки в Казани
1922 —
Берлин
, Первая русская художественная выставка
1927 —
Ленинград
, Выставка новейших течений в искусстве
Выставки XXI века
С 2018 (ноябрь) —
Ростов Великий
, ГМЗ «
Ростовский кремль
». «Хвост кометы» (в память о погибшей работе Розановой). Приурочена к 100-летию со дня смерти художницы
Библиография
Прижизненные публикации
Розанова О. В.
Манифест «Союза молодёжи»: Листовка. —
СПб.
, 1913.
Розанова О. В.
// Союз молодёжи. —
СПб.
, 1913. — № 3. — С. 14—22.
Розанова О. В.
// Анархия : газета. — 1918. — № 86.
Розанова О. В.
// Анархия : газета. — 1918. — № 91.
Розанова О. В.
Уничтожение 3-х федеративной конструкции союза как причина выхода из него левой федерации // Анархия. — 1918. —
№ 99
.
Посмертные публикации
Фриче В.
Цитадель «свободного творчества» // Вечерние Известия. — 1919. — 28 февр. — С. 1.
Ольга Розанова. «Лефанта чиол…» / Вступ. ст., публикации писем и комментарии к ним
Веры Терёхиной
; составители «Хроники жизни и творчества»
Андрей Сарабьянов
и Вера Терёхина. —
М.
: RA, 2002. — 392 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-85164-076-6
.
В феврале 2016 года во
Владимире
усилиями культурного центра «Эйдос» при поддержке департамента культуры областной администрации и администрации города Владимира была организована и проведена научная конференция «Ольга Розанова: региональное, национальное, глобальное»
. В работе конференции приняли участие известные учёные
Андрей Сарабьянов
,
Вера Терехина
и другие специалисты
.
В ноябре 2016 года во
Владимире
был открыт «
Центр Ольги Розановой
»
. В планы Розановского центра входит исследовательская, экспертная, просветительская, художественная и издательская деятельность.
Yablonskaia M.
Olga Rozanova // Woman-Artists of Russia's New Age: 1900—1935. — London: Abrams, 1990. — P. 81—98.
Гурьянова Н.
Ольга Розанова и Алексей Кручёных: К вопросу о взаимосвязи поэзии и живописи в русском футуризме // Europa Orientalis. — Salerno, 1992. —
С. 49—108
.
Gurianova N.
Olga Rozanova: Color Libero // Art e Dossier. — 1993. —
№ 85
. — P. 37—43.
Gurianova N.
Suprematism and Transrational Poetry // Elementa. — 1994. —
№ 1
. — P. 369—383.
Ракитин В.
Апофеоз Ольги Розановой // Война / Резьба О. Розановой. Слова А. Кручёных. — 1916. Факсим. изд. М., 1995.
Родченко А.
Ольга Розанова — живописец //
Родченко А.
Эксперименты для будущего. —
М.
, 1996. —
С. 65
.
Gurianova N.
Olga Rozanova // Amazons of Avant-garde. — New York, 1999. — P. 213—239.