Родился в бедной
еврейской
семье: отец занимался мелкой торговлей, мать служила кастеляншей в больнице. В четырёхлетнем возрасте остался без отца, который умер от скоротечной чахотки; жил с бабушкой. С 1902 по 1907 год учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учёбу в
парижской
частной студии (1910—1911). В этот период испытал влияние
модернизма
, в частности
кубизма
. В
Париже
посещал «Свободную русскую академию
Васильевой
»
.
С 1912 года жил на Васильевском острове в
Петербурге
(после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств», писал картины в новой манере, пробовал себя в сценографии, графике (в том числе и промышленной), скульптуре. Наиболее известен его живописный портрет
А. А. Ахматовой
(1914,
Русский музей
). Поэтесса так писала об этой картине:
…Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Всё горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым…
После революции 1917 года участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928), в том числе к первой годовщине революции спроектировал праздничное оформление площади Урицкого (Дворцовой). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет
В. И. Ленина
(бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина (они были изданы отдельным альбомом).
Написал портрет В. И. Ленина, который лег в основу тарелки, исполненной М. М.
Адамовичем
и выпущенной на Государственном фарфоровом заводе. Тарелка «Кто не работает, тот не ест» стала одним из наиболее известных произведений агитационного фарфора 1920-х годов
. Известны также работы Альтмана в фарфоре — тарелка «Земля — трудящимся», «Вперед по ленинскому пути»
Весной 1928 Альтман выехал с
Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ)
на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года. В
1932 году
Альтман делает оформление для «Театра Интернационального действия», созданного
Анри Барбюсом
. Свои новые работы Н. Альтман показывает на парижских выставках общества «Молодая Европа» (1932) и «Ассоциации революционных писателей и художников» (1934, 1935).
Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям»
Н. В. Гоголя
, изд. в 1937).
На доме по адресу Лесной проспект 61 в 2000 году была установлена мемориальная доска (скульптор Н. И. Никитин, архитектор С. П. Одновалов) с текстом: «Художник Натан Исаевич Альтман жил в этом доме с 1937 по 1970 год».
Gogol, N. Tarass Boulba / traduction de Jarl Priel; eaux-fortes de A. Grinevsky; couverture par N. Altman. — [Paris]: Éditions de la Pléiade, [1931].
Daudet A. Lettres de mon moulin / lithographie en couleurs de N. Altman. — Paris: Editions de Cluny, 1932.
Lask, B. A travers les âges. Voyages d’un enfant sur un cheval ailé / avec 8 dessins hors texte et couverture illustrée en trois couleurs par N. Altman. — Paris: Impr.-édit. sociales internationales, 1933.
François, P. Six métiers / scénario de Paul François; dessins de Nathan Altman. — Paris: Flammarion, 1935.
Maiakovskij , V. V. Paris et poèmes divers. Maiakovski inconnu / par Georges Annenkov; portr., trad. et notes par Georges Annenkov; dessin de Nathan Altman. — Paris: P. J. Oswald,1958.
Серия «Albums du gai savoir»
Aymé, M. Les contes du chat perché / illustrations de N. Altman. — Paris: Gallimard, 1934. — (Albums du gai savoir).
Aymé, M. Un conte du chat perché: L’éléphant / images de N. Altman. — [Paris]: Gallimard, 1935. — (Albums du gai savoir).
Aymé, M. Un conte du chat perché: Le Mauvais Jars / images de N. Altman. — [Paris]: Gallimard, 1935. — (Albums du gai savoir).
Aymé, M. Un conte du chat perché: Les boeufs / dessins de Nathan Altman. — [Paris]: Gallimard, 1941. — (Albums du gai savoir).
(неопр.)
. Дата обращения: 17 октября 2016. Архивировано из
18 октября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 28 февраля 2015. Архивировано из
3 апреля 2015 года.
Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил.
ISBN 5-85270-167-X
Э. Самецкая «Советский агитационный фарфор», М., Collector’s book, С. 19
Самецкая Э. Б.
"Советский фарфор 1920-1930 годов в частных собраниях Санкт-Петербурга". — Москва. — С. 209—210. — 350 с. —
ISBN 1-932525-36-X
.
(неопр.)
. Дата обращения: 11 мая 2007.
14 декабря 2008 года.
Натан Альтман к ретроспективной выставке произведений : Живопись, Графика, Скульптура, Прикладное искусство, Театр, кино, Оформление улиц и массовых зрелищ / Сост. Э. Д. Кузнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1968.
Петров В.
Разносторонний художник //
Творчество
. — 1969. — № 10.
Эткинд М.
Н. Альтман. — М., 1971
Альтман Н. 1889—1970 : Каталог выставки / Вступительная статья
А. А. Каменского
. — М., 1978.
Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог. А—В. — Т. 8. — СПб.: Palace Edition, 1997. — С. 22-25.
Большая иллюстрированная энциклопедия живописи.. —
М.
: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — 8 с. —
ISBN 978-5-373-03516-3
.
Сеславинский М. В.
Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, [6] с.: ил. —
ISBN 978-5-454-00003-5
.