Interested Article - Обратная киносъёмка

Обратная киносъёмка кинотрюк , основанный на обратном ходе киноплёнки в киносъёмочном аппарате , в результате чего при кинопроекции полученного фильма зритель видит на экране обратную последовательность отснятых событий. Обратная киносъёмка является одним из простейших и старейших приёмов для получения различных эффектов, чаще всего комических. Этим способом создаётся иллюзия «восстановления» разбитых, разрушенных или сгоревших предметов, «расступающегося моря», взлетающих с земли людей и движения задом наперёд . Приём обратной киносъёмки применяют и для изображения остановки быстро движущегося автомобиля или поезда в точно определённом месте кадра, например перед лежащим на дороге человеком. Снимаемый автомобиль при обратной киносъёмке разгоняется от выбранного места задним ходом, а на экране это выглядит как торможение после движения вперёд.

Технология

При использовании оптической (не цифровой) технологии кинематографа с киноплёнкой известны два способа получения эффекта обратной киносъёмки: в киносъёмочном аппарате и с помощью трюковой печати. Впервые эффект был получен ещё Жоржем Мельесом , пустившим механизм аппарата в обратную сторону . С тех пор приём стал часто использоваться, и наиболее совершенные камеры начали снабжать функцией обратного хода. В СССР обратный ход киноплёнки был доступен в аппаратах « Родина », « Дружба », семействах КСК, КСМ и других. В любительской практике для достижения эффекта иногда переворачивали камеру вверх дном , что позволяло получать обратную последовательность кадров на отснятой киноплёнке .

Второй способ предполагает трюковую печать в специальных кинокопировальных аппаратах ( трюк-машинах ) . В этом случае исходный негатив или контратип запускается механизмом в обратную сторону при прямом движении позитивной киноплёнки. На телевидении эффект обратной съёмки достигался на этапе монтажа реверсивным воспроизведением нормальной видеозаписи на видеомагнитофоне с динамическим трекингом . При современных цифровых технологиях кинопроизводства, не предполагающих использования киноплёнки, эффект обратной съёмки достигается при нелинейном монтаже на компьютере .

Использование

Художественное

Существует несколько применений для обратной киносъёмки, большинство из которых носят художественный характер. Чаще всего таким способом достигается комичный эффект, как в сцене со штангой фильма « Приключения Электроника ». Приём можно использовать и для создания на экране иллюзии возвращения уничтоженных вещей «к жизни» при съёмке процесса их разрушения или распада в обратном направлении. В картине « Здравствуйте, я ваша тётя! » целая сцена прибытия лже-тётушки отснята задом наперёд, позволив актёру Калягину изобразить «отступление», в реальности двигаясь по столам и стульям вперёд. В современном кинематографе эти принципы доводятся до совершенства, когда актёры движутся и говорят в обратной последовательности одновременно с обратной киносъёмкой. На экране это даёт сюрреалистический эффект .

Возможно, самым известным примером этого является музыкальный видеоклип на песню Coldplay The Scientist , перед съёмками которого Крис Мартин целый месяц тренировался запоминать текст песни в обратном порядке, чтобы на экране она звучала понятно . Музыкальные клипы оказались благодатной средой для обратной киносъёмки, причём первым примером почти наверняка был сингл The Beatles 1967 года Strawberry Fields Forever , по которой был создан один из первых музыкальных клипов. Существует множество примеров видеороликов с «пением наоборот», в частности Typical от Mutemath , Breezeblocks от Alt-J и Drop от группы The Pharcyde .

Художественное использование обратного действия широко распространено в фильмах Жана Кокто . Например, в фильме « Красавица и Чудовище » (1946) актёр, помещающий лист бумаги в огонь, а затем уходящий назад, был снят в обратном движении, в результате чего он выглядел так, как будто персонаж подошел к огню и вытащил из него бумагу. В другом случае удаление лепестков цветка Кокто снял в обратном направлении, получив на экране иллюзию, будто цветок возвращается к жизни, а лепестки снова присоединяются к стеблю. Другим примером может служить эпизод с тряпкой и осколками керамики, взлетающими с пола и объединяющимися в целый сосуд. Ко времени « Завещания Орфея » использование обратной киносъёмки стало избыточным в работах Кокто, и многие критики стали обвинять его в чрезмерном увлечении приёмом .

До логического предела реверсивная съёмка доведена в чехословацком фильме 1967 года « Хэппи-энд », снятом Олдржихом Липским : в этой чёрной кинокомедии весь сюжет разворачивается в обратном порядке, что придаёт действию комедийный и абсурдный характер .

Фильм Кристофера Нолана « Довод » (2020) в значительной степени использует драматические последовательности действий с участием персонажей и объектов, которые обращены во времени по сравнению с остальным миром.

Техническое

Другие виды использования обратной киносъёмки носят технический характер. Получить полноценно скомпонованный и точно сфокусированный крупный план невозможно при спуске камеры, установленной на вертолёте . Поэтому такие кадры чаще всего снимаются в обратном порядке: при взлете вертолета, стоящего у снимаемого актёра, с последующим подъёмом до общего плана . Аналогичный подход может быть принят также в качестве меры предосторожности, например, когда транспортное средство должно резко остановиться непосредственно перед объектом или вплотную к камере. Вместо этого стоящий автомобиль трогается задним ходом непосредственно от актёра . Этот трюк можно увидеть в сцене фильма « Завтра не умрёт никогда », где Джеймс Бонд дистанционно управляет автомобилем в натуральную величину .

Примечания

  1. Приём может быть использован только с кинематографическими системами , предполагающими симметричное расположение кадра на киноплёнке с двумя одинаковыми рядами перфорации , например Super-35 или классический 16-мм . В случае съёмки в Академическом формате необходима соответствующая разметка видоискателя камеры, учитывающая смещение резервного промежутка для звуковой дорожки и всего кадра в противоположные стороны

Источники

  1. , с. 128.
  2. , с. 44.
  3. , p. 92-93.
  4. , p. 142.
  5. , p. 227.
  6. , с. 181.
  7. , p. 68.
  8. , с. 45.
  9. Kaufman, Gil (англ.) . MTV News . Дата обращения: 1 мая 2021. 3 мая 2014 года.
  10. (англ.) , из оригинала 13 декабря 2021 , Дата обращения: 1 мая 2021 от 9 июля 2021 на Wayback Machine
  11. (англ.) , из оригинала 13 декабря 2021 , Дата обращения: 1 мая 2021 от 16 июня 2021 на Wayback Machine
  12. (англ.) , из оригинала 13 декабря 2021 , Дата обращения: 1 мая 2021 от 30 апреля 2021 на Wayback Machine
  13. (англ.) , из оригинала 13 декабря 2021 , Дата обращения: 1 мая 2021 от 7 мая 2021 на Wayback Machine
  14. , p. 91-92.
  15. от 9 мая 2023 на Wayback Machine / DTF , Danil Yushkov, 7 янв 2022.
  16. , p. 40.
  17. (англ.) , из оригинала 13 декабря 2021 , Дата обращения: 1 мая 2021 от 1 мая 2021 на Wayback Machine

Литература

  • Е. А. Иофис . Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М. : «Советская энциклопедия», 1981. — 447 с.
  • Кудряшов Н. Глава VIII. Приёмы трюковой, комбинированной и мультипликационной киносъёмки // Как самому снять и показать кинофильм. — 1-е изд. — М. : Госкиноиздат, 1952. — С. 128—139. — 252 с.
  • Дмитрий Масуренков. // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 1/11 . — С. 43—46 .
  • В. Г. Сошников, Г. В. Фридлянд, И. В. Фридлянд. Работа системы автотрекинга в различных режимах воспроизведения изображения // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1983. — № 12 . — С. 43—47 . — ISSN .
  • Perisic, Zoran. . — Focal Press, 2000. — ISBN 9780240803517 .
  • Williams, James. Jean Cocteau. — Manchester University Press, 2006. — ISBN 9780719058837 .
  • Malkiewicz, Kris. / Kris Malkiewicz, M. David Mullen. — Third. — Simon and Schuster, 2009. — ISBN 9781439105627 .
  • Wilkie, Bernard. . — Focal Press, 1996. — ISBN 9780240514741 .
  • Bernstein, Steven. . — Focal Press, 1994. — ISBN 0-240-51343-6 .
  • Ohanian, Thomas. / Thomas Ohanian, Michael Phillips. — Focal Press, 2000. — ISBN 9780240804279 .
Источник —

Same as Обратная киносъёмка