Моманд, Абдул Ахад
- 1 year ago
- 0
- 0
Аха́д ха-А́м (иногда Ахад-Гаам ; ивр. אַחַד הָעָם , букв. «один из народа»; настоящее имя — Ушер Исаевич ( Ашер Хирш ) Гинцберг ; 18 августа 1856 , Сквира , Киевская губерния , Российская империя — 2 января 1927 , Тель-Авив , Британский мандат в Палестине ) — еврейский писатель - публицист и философ .
Мальчика воспитывали в строгой набожности — дело доходило до того, что учителю запрещалось даже обучать его русской азбуке , чтобы он не пошёл по дурной дороге, ведущей к безбожию. Но в 8 лет он сам выучился читать по-русски, разбирая вывески на лавках.
В ранней молодости он уже почитался знатоком Талмуда и связанной с ним литературы, а также прекрасно разбирался в религиозных хасидских книгах. В 1868 году семейство переехало в имение в село Гопчицу , которое его отец, богатый торговец, взял в аренду. Закрывшись в своей комнате, он начал изучать великих еврейских философов средневековья, в первую очередь — Маймонида . Затем он постепенно перешёл и к «запрещённым книгам» новейших еврейских просветителей . Впоследствии, к 20-ти годам, он приобрёл широкие познания в литературе и трудам по философии, опубликованных на русском и немецком языках. Увлекшись Писаревым и его позитивистским мировоззрением, он подобно М. Л. Лилиенблюму отошёл от религии.
Период с 1879 по 1886 годы был для него очень тяжелым. Он пытался уехать на учёбу в Вену , Берлин , Бреслау или Лейпциг для получения систематического образования, но семейные неурядицы (тяжёлая болезнь жены) заставляли его через несколько недель возвращаться домой.
В 1886 году семья переехала в Одессу вследствие царского указа, запрещавшего евреям арендовать землю. Первая его статья была опубликована в 1889 году под именем Ахад ха-Ам, что стало его постоянным псевдонимом.
Он считал, что палестинофильство не может принести народным массам экономического и социального избавления, и проповедовал эмиграцию в Америку. По его мнению, Палестина должна стать «духовным центром» еврейского народа, из которого будет исходить эманация возрожденной еврейской культуры. Он считал, что к еврейской культуре может быть отнесено только то, что написано на иврите . Все, что пишется на других языках, не может быть отнесено к ней (в том числе и на идиш , который он считал жаргоном).
Ахад ха-Ам оказал большое влияние на творчество Х.-Н. Бялика и других еврейских писателей. В 1891 и 1893 годах посетил Палестину , где ознакомился с жизнью еврейских поселений и подверг резкой критике их экономическую, политическую и культурную жизнь.
В 1896 году он взялся за редактирование ежемесячника « », чтобы содержать жену и троих детей, и работал там 6 лет, превратив его в трибуну для обсуждения животрепещущих проблем еврейства.
В 1907 году он переселился в Лондон , а в 1922 году перебрался в Палестину.
Ахад ха-Ам утверждал, что « Пинскер ещё до Герцля создал в полном объёме учение политического сионизма, которое не имеет себе равных по силе и блеску изложения. Он первым предложил практическую программу по претворению этой идеи в жизнь».
Внутренним содержанием иудаизма , которому он сохранил верность во всех своих исторических превращениях, является чистая мораль. Это своё внутреннее содержание иудаизм передал еврейской культуре.
В основе концепции еврейской национальной культуры, разработанной Ахад ха-Амом, лежала идея преемственности. Создавший культуру народ — живой организм. Единство народа обеспечивается присущим ему особым духом — «духом народа» и преемственности поколений. «Дух народа» несёт в себе основные национальные ценности, которые выражаются в языке и культуре. Ключевыми доминантами еврейской национальной культуры он считал: иврит , Эрец-Исраэль , еврейскую литературу и историю, основные бытовые традиции. «Дух народа» — порождение истории. Национальный характер не возникает внезапно, он постепенно формируется условиями жизни народа, а с течением времени и сам становится фактором истории.
Ахад ха-Ам пользовался большим уважением народа. В Тель-Авиве на улице, где он жил, в послеобеденные часы прекращалось движение гужевого транспорта, чтобы не тревожить его сон.
Умер Ахад ха-Ам в 1927 году в Тель-Авиве.
Жена (с 1873 года) — Ривка Шнеерсон.
Его дочь Лея Гинцберг была замужем за Шмуэлем Певзнером . Другая дочь Рахиль (Роза) была второй женой публициста Михаила Осоргина .
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|