Лэнг, Лесли
- 1 year ago
- 0
- 0
Чарльз Лэнг ( англ. Charles Lang ), имя при рождении Чарльз Брайант Лэнг-младший ( англ. Charles Bryant Lang, Jr. , 27 марта 1902 — 3 апреля 1998 ) — американский кинооператор , успешно работавший в Голливуде на протяжении 1930-х — 1960-х годов.
«Один из выдающихся операторов Золотой эры Голливуда , Лэнг провёл большую часть своей карьеры на студии Paramount Pictures (1927—1951), внеся свой весомый вклад в полностью заслуженную репутацию студии с выдающимся визуальным стилем» . В этот период Лэнг был оператором таких признанных фильмов, как « Прощай, оружие! » (1932), « » (1935), « Полночь » (1939), « Незваные » (1944), « Призрак и миссис Мьюр » (1947), « Зарубежный роман » (1948) и « Туз в рукаве » (1951) .
С 1952 года Лэнг стал свободным художником , работая с различными студиями. К числу лучших картин, снятых Лэнгом в 1950-е годы, относятся фильмы нуар « Внезапный страх » (1952) и « Сильная жара » (1953), романтическая комедия « Сабрина » (1954), мелодрама « За отдельными столиками » (1958) и эксцентрическая комедия « В джазе только девушки » (1959) .
Хотя Лэнг предпочитал чёрно-белую съёмку, он мастерски снимал и картины в цвете . Среди его цветных картин выделяются вестерны « Великолепная семёрка » (1960) и « Одноглазые валеты » (1961), а также три картины с Одри Хепбёрн — « Шарада » (1963), « Как украсть миллион » (1966) и « Дождись темноты » (1967) .
В общей сложности с 1926 по 1973 год Лэнг был оператором 149 фильмов . Лэнг номинировалался на «Оскар» как лучший оператор 18 раз, разделив по этому показателю первое место с коллегой Леоном Шэмроем . Чарльз получил «Оскар» 1 раз (за фильм «Прощай, оружие!»), а Леон — 4 раза .
Чарльз Лэнг родился 27 марта 1902 года в районе Блафф, штат Юта , США. После окончания средней школы в Лос-Анджелесе Лэнг поступил на юридический факультет Университета Южной Калифорнии . Однако в начале 1920-х годов отец Лэнга, который работал в небольшой киностудии «Реаларт», уговорил сына перейти к нему на работу . Там Лэнг-младший работал и учился сначала в качестве лаборанта и фотографа, затем стал ассистентом кинооператора, работая с кинооператорами-первопроходцами . На фильмах «Реаларт» и других независимых студий Лэнг-младший прошёл путь по карьерной лестнице до первого оператора. Когда «Реаларт» был поглощён « Парамаунт », Лэнг получил место второго оператора .
Первой картиной Лэнга в качестве оператора стала комедия « » (1927), которая была кассовым провалом, в результате чего руководство студии уволило или понизило в должности всех, кто над ним работал, от звезды Бетти Бронсон до оператора Лэнга. В течение двух лет Лэнг восстанавливал свою репутацию, «разрабатывая свой собственный операторский стиль, а не копируя работу других» .
В 1929 году Лэнг стал полным кинооператором, и в 1930-е годы Лэнг входил во внушительную команду операторов Paramount Pictures, включавшую таких прославленных мастеров своего дела, как , Карл Страсс и Виктор Мильнер . В это время студия лидировала по числу номинаций на «Оскар» за операторскую работу, особенно в области чёрно-белого романтического и исторического кино ."Как один из ключевых художников, формировавших облик фильмов студии Paramount Pictures в 1930—1940-е годы, Лэнг способствовал приданию более мягкого, романтического видения цветастому, глянцевому, отчасти европейскому визуальному стилю студии. Лучшие работы Лэнга этого периода отличают плавные движения камеры и атмосферическое, полупрозрачное освещение с мягким рассеиванием света в интерьерах" .
В 1931 году Лэнг был впервые номинирован на Оскар за операторскую работу мелодрамы « » (1930) с Рут Чаттертон и Полом Лукасом , а в 1934 году был удостоен «Оскара» за работу оператора драмы по роману Эрнеста Хэмингуэя « Прощай, оружие! » (1932) с Хелен Хейс и Гэри Купером .
Лэнг «отличался использованием контрастов, света и тени, и был искусен в создании атмосферы для любого жанра и стиля», начиная от грустной романтической фантазии Генри Хэтэуэя « » (1935) с Гэри Купером и Энн Хардинг , повествование в котором часто переносится из реального мира в мир фантазий и обратно. Романтическая криминальная мелодрама Фрэнка Борзейги « Желание » (1936) продемонстрировала очарование Марлен Дитрих и Гэри Купера . Год спустя Лэнг был оператором ещё одной романтической комедии с Марлен Дитрих в главной роли — « Ангел » (1937) Эрнста Любича . А эксцентрическая комедия « Полночь » (1939) с Клодетт Кольбер продемонстрировала очарование и шик Парижа . «Лэнга любили многие женщины-звёзды, в частности, Хелен Хейс и Марлен Дитрих , за его выдающуюся способность снимать их наиболее выгодным для них образом, часто используя приглушённое освещение и рассеивание света» .
Однако, как и большинство голливудских кинооператоров классического периода, Лэнг работал во всех жанрах, и его работа включала также первый звёздный фильм Мэй Уэст , острую классику комедийного жанра « » (1933), а также экшн « » (1935) . Ещё одной заметной работой Лэнга стал крупнобюджетный комедийный триллер с Бобом Хоупом « Кот и канарейка » (1939) .
С начала 1940-х годов стиль Лэнга «стал отличаться более глубоким использованием контрастов между светом и темнотой, и большей остротой светового воздействия» .
Характерная для его творчества тонкая чувственность нашла своё развитие в двух призрачных драмах с привидениями — « Незваные » (1944) и « Призрак и миссис Мьюр » (1947), а также в вызывающим в памяти воспоминания портрете послевоенного Берлина « Зарубежный роман » (1948) режиссёра Билли Уайлдера , где « Марлен Дитрих поёт в ярких лучах света посреди задымлённых кафе» . За все три картины Лэнг получил номинации на Оскар.
Тремя менее значимыми фильмами, принесшими Лэнгу номинации на Оскар в этот период стали — военная мелодрама Генри Хэтэуэя « » (1941) с Джин Тирни в главной роли, действие которой происходит в Восточной Африке, ещё одна военная мелодрама « » (1943) с Клодетт Кольбер , Полетт Годдар и Вероникой Лейк о работе медсестёр на Филиппинах во время войны, и лирическая комедия с детективным уклоном « » (1946).
Уйдя со студии «Парамаунт» в 1951 году, Лэнг стал свободным художником. В начале 1950-х годов он наглядно продемонстрировал, «что выработанный им стиль прекрасно подходит атмосферическому, жестокому миру фильма нуар » . «Работа Лэнга с контрастным освещением идеально соответствовала экспрессионистскому неореализму фильмов нуар 1950-х годов, среди которых выделяются „ Туз в рукаве “ (1951) Билли Уайлдера с Кирком Дугласом , „ Внезапный страх “ (1952) с Джоан Кроуфорд (номинация на Оскар за лучшую операторскую работу) и „ Сильная жара “ (1953) Фритца Ланга » .
Наилучшим образом ему удавалось работать с режиссёрами Билли Уайлдером . Три из четырёх их совместных фильмов — « Зарубежный роман » (1948), « Туз в рукаве » (1951), « Сабрина » (1954) с Одри Хепбёрн и Хамфри Богартом и « В джазе только девушки » (1959) с Мерилин Монро — были отмечены номинациями на Оскар за операторскую работу .
«Работа Лэнга над весёлым фильмом „В джазе только девушки“ (1959) показала, что он не забыл, как перенести на экран визуальный стиль своих ранних работ 1930-х годов» . «Фильмы „Сабрина“ (1954), „ За отдельными столиками “ (1958) и „B джазе только девушки“ (1959) своим успехом во многом обязаны отличной работе Лэнга с камерой» . Мелодрама Делберта Манна « За отдельными столиками » (1958) задействовала звёздный актёрский состав, включавший Риту Хейворт и Дебору Керр , Дэвида Нивена и Берта Ланкастера . Фильм был номинирован на семь Оскаров (завоевав два), в том числе, за операторскую работу Лэнга . Ещё одну номинацию на Оскар Лэнгу принесла работа над мрачной психологической драмой « » (1955) с Джоан Кроуфорд , действие которой разворачивается в одном из богатых семейств на юге США .
Наиболее памятными картинами Лэнга в жанре вестерн стали « » (1955) Энтони Манна с Джеймсом Стюартом , « » (1957) Джона Стёрджеса с Кирком Дугласом и Бертом Ланкастером , а также « » (1959) Стёрджеса с Кирком Дугласом.
Последним фильмом, который принёс Лэнгу номинацию на Оскар за чёрно-белую операторскую работу, стала романтическая комедия « » (1960) с Бобом Хоупом и Люсиль Болл .
По мере того, как в 1950-е годы цветной кинематограф стал постепенно вытеснять чёрно-белое, Лэнг продемонстрировал умелое владение цветом . «Приглушённый цвет и глубокий фокус стали высшими достижениями необычного вестерна „ Одноглазые валеты “ (1961), который поставил Марлон Брандо », сыграв в нём также главную роль .
Хотя Лэнг предпочитал чёрно-белую съёмку, он стал не меньшим профессионалом и в цветном кино, работая с такими различными цветовыми процессами, как Cinerama , VistaVision и другими, в таких богато текстурированных широкоэкранных натурных вестернах, как « Великолепная семёрка » (1960) и « » (1962), а также романтических триллерах « Шарада » (1963) и « Как украсть миллион » (1966) . Благодаря своей работе над картинами «Шарада» (1963), «Как украсть миллион» (1967) и « Дождись темноты » (1967) Лэнг стал фаворитом кинозвезды Одри Хепбёрн ", сыгравшей в них главные роли .
Одной из памятных картин Лэнга стала мелодрама Пола Мазурски « Боб и Кэрол, Тед и Элис » (1969) с и Натали Вуд . Он продолжал работать до начала 1970-х годов, «передавая богатое, часто поэтическое наследие своего визуального киномастерства» . Его последними работы стали две картины режиссёра — мелодрама « Бабочки свободны » (1972) о слепом молодом человеке, которая принесла Лэнгу его последнюю номинацию на Оскар, и комедия « » (1973).
«В киноиндустрии Лэнга знали как оператора, который одевался лучше других, скромного человека и при этом добивающегося совершенства высококвалифицированного профессионала». Он дожил до почтенного возраста 96 лет и умер в Санта-Монике в 3 апреля 1998 года .
Дочь Лэнга, Джуди Лэнг, стала актрисой. Одна из внучек Лэнга, Кэтрин Келли Лэнг , также стала актрисой, её самая известная роль в мыльной опере CBS « Дерзкие и красивые » (1987—2015). Правнук Лэнга Джереми Снайдер также играл в этом сериале .
В 1934 году Лэнг завоевал свой первый и единственный Оскар за операторскую работу фильма « Прощай, оружие! » (1932). Кроме того он завоевал 18 номинаций на Оскар за лучшую операторскую работу . В возрасте 28 лет Лэнг стал самым молодым номинантом на Оскар за операторскую работу, а в 30 лет — самым молодым обладателем Оскара за операторскую работу .
В 1990 году Лэнг получил специальную награду компании « Истман-Кодак » за операторскую работу в цвете . В 1991 году Лэнг был удостоен награды Американского общества кинооператоров за достижения на протяжении карьеры .
В 1992 году Лэнгу было уделено должное внимание в документальном фильме « » (1992), посвящённом лучшим операторам Голливуда .