Interested Article - Дама с собачкой (балет)

Да́ма с соба́чкой — одноактный балет Родиона Щедрина . Либретто Родиона Щедрина и Валерия Левенталя по мотивам одноимённого рассказа Антона Чехова . Хореография Майи Плисецкой.

История создания

После создания балета « Чайка » ни Майя Плисецкая , ни Родион Щедрин не задумывались о продолжении « чеховской » темы. Идею подал шведский журналист, с которым Родион Щедрин беседовал в Гётеборге в 1985 году , когда Майя Плисецкая и Виктор Барыкин переносили « Чайку » на сцену местного театра.

Сама Плисецкая вспоминала об этом:

«Один из музыкальных журналистов — по фамилии Борг — брал интервью у Щедрина. Неожиданно Борг нажал на клавишу „стоп“ своего „Сони“ и прервал беседу:

— Почему никто из русских композиторов, господин Щедрин, не обратился до сих пор к „Даме с собачкой“ Чехова? По-моему, это великолепный сюжет и для оперы, и для балета…

— Действительно, почему? Не знаю. Надо будет перечитать повесть, — задумался Щедрин».

Майя Плисецкая

Композитор действительно задумался — и очень быстро родился одноактный балет, компактный и лаконичный спектакль для двоих танцовщиков. «Дама с собачкой» стала последней работой Майи Плисецкой на сцене Большого театра .

Майя Плисецкая в сентябре 1986 года в интервью еженедельнику «Программы радио и телевидения» говорила, что идея поставить балет «Дама с собачкой» либо возникла случайно, либо кто-то её подсказал. Сюжет чеховского рассказа стал для неё необходимой творческой задачей. Но главным толчком стала музыка, которую написал Щедрин. Он непрерывно работал над ней все лето. В результате он смог создать музыку, которая была по своей глубине близка к чеховской прозе. Работа над пластическим решением спектакля заняла у Плесецкой 2 месяца .

Музыкальные номера

1. Ялта
2. Москва
3. Город С.

Либретто

В основе либретто взаимоотношения между несколькими дуэтами чеховских персонажей. Встреча на берегу моря спасает их от погрязания в быте. Авто выделил «Дуэт-пролог», «Прогулку», "Любовь, «Видение» и «Встречу» .

Сценическая жизнь

Премьера в Большом театре

Премьера прошла 20 ноября 1985 года в Большом театре

Художник-постановщик Валерий Левенталь , художник по костюмам Майи Плисецкой Пьер Карден , дирижёр-постановщик Александр Лазарев

Действующие лица

Спектакль прошёл 31 раз, последнее представление 23 декабря 1989 года .

Постановки в других городах

Балетмейстер-постановщик и автор либретто Надежда Малыгина, художник-постановщик Теймураз Мурванизде

Действующие лица
  • Анна Сергеевна — Мария Тарноградская
  • Гуров — Александр Турдиев
  • Муж Анны Сергеевны — Сергей Воробьев
  • Жена Гурова — Алла Новоселова

Балетмейстер-постановщик и автор либретто Алексей Мирошниченко, художник по костюмам Татьяна Ногинова

Действующие лица
  • Анна Сергеевна — Sterling Hyltin
  • Дмитрий Дмитриевич — Andrew Veyette

Примечания

  1. , с. 284.
  2. Плисецкая М. Мои балеты (продолжение) // . — М. : Новости, 1994. — С. 401. — 496 с. — 50 000 экз. ISBN 5-7020-0903-7 . 5 марта 2009 года.

Литература

  • Дашичева А. Вариации на тему любви // Советская культура .—1985.—26 ноября
  • Плисецкая М. Мои балеты (продолжение) // . — М. : Новости, 1994. — С. 401—402. — 496 с. — 50 000 экз. ISBN 5-7020-0903-7 .
  • Яковлева Ю. Чехов для ног // Коммерсантъ .—2003.—14 июля
  • Иванов В. Премьерный дубль // Балет .—2003.—№ 4—5
  • Ильичёва M. Самарские премьеры: [Балеты Щедрина "Дама с собачкой" и "Кармен-сюита" в Самарском театре оперы и балета] // Музыкальная жизнь : журнал. — М. , 2003. — № 12 .
  • Зарубин В.И. Большой театр. Первые постановки балетов на русской сцене. 1825-1997. — М. : Эллиас Лак, 1998. — 432 с. — ISBN 5-88889-041-3 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка) — на сайте Самарского театра оперы и балета
  • — на сайте Нью-Йорк-сити баллет (New York City Ballet) (англ.)
Источник —

Same as Дама с собачкой (балет)