Золушка
- 1 year ago
- 0
- 0
Зо́лушка — балет в трёх актах Сергея Прокофьева (опус 87) на либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро . Премьера спектакля состоялась 21 ноября 1945 года в Москве, на сцене Большого театра (хореография Ростислава Захарова , оформление Петра Вильямса , Золушка — Ольга Лепешинская , Принц — Михаил Габович ). 26 июня 1946 года за создание этого балета композитор был награждён Сталинской премией .
Музыка балета нередко исполняется самостоятельно, в симфонических концертах.
Музыка к балету написана в военное время, в период с 1940 по 1944 год. Премьера спектакля состоялась 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра . Балетмейстер-постановщик — Ростислав Захаров , художник Пётр Вильямс . Главные партии исполняли Ольга Лепешинская ( Золушка ) и Михаил Габович ( Принц ). Заглавную партию в театре также исполняли Галина Уланова и Раиса Стручкова .
Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:
«…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия… »
Спектакль был экранизирован в 1960 году Ростиславом Захаровым совместно с кинорежиссёром Александром Роу ( Золушка — Раиса Стручкова , Принц — Геннадий Ледях ).
Через несколько месяцев после премьеры в Москве другую версию балета в Ленинграде, на сцене Театра оперы и балета им. Кирова , представил балетмейстер Константин Сергеев . Премьера спектакля в оформлении Бориса Эрдмана состоялась 8 апреля 1946 года, главные партии исполнили сам балетмейстер и его супруга Наталия Дудинская , за дирижёрским пультом был Павел Фельдт . В 1964 году Сергеев возобновил балет в новой редакции. Образ Золушки воплощали такие балерины, как Габриэла Комлева и . В 1985 году на основе спектакля Сергеева был снят телебалет « Золушка ».
На Западе наибольшую известность получила постановка «Золушки» в хореографии Фредерика Аштона (« » на сцене театра « Ковент-Гарден », 1948 ) . Иные трактовки сюжету дали балетмейстеры Маги Марен с авангардной постановкой ( Лионская опера , 1985 ), Рудольф Нуреев , перенёсший действие сказки в Голливуд времён «золотого века» ( Парижская опера , 1986 ) и ( , 1999 ).
Акт первый В доме злой мачехи она сама и две её дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сёстры гонят её, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит её. Мачеха и сёстры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев даёт неуклюжим сёстрам последний урок перед балом. Наконец мачеха и сёстры уезжают. Золушка остаётся одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается — это фея, которая наградит Золушку за её доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие — в полночь она должна оттуда уйти.
Акт второй
Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сёстрами. Сёстры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищён ею и приглашает на танец (большой вальс). Сёстры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.
Акт третий
Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка всё так же занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сёстры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку — она им безнадёжно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у неё из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке — это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.
- Акт первый
- 1. Вступление
- 2. Па-де-шаль
- 3. Золушка
- 4. Отец
- 5. Фея-нищенка
- 6. Поставщики и переодевание сестёр
- 7. Урок танца
- 8. Отъезд Мачехи и сестер на бал
- 9. Мечты Золушки о бале
- 10. Гавот
- 11. Второе появление Феи-нищенки
- 12. Вариация Феи весны
- 13. Монолог Феи лета
- 14. Кузнечики и стрекозы
- 15. Вариация Феи осени
- 16. Вариация Феи зимы
- 17. Прерванный отъезд
- 18. Сцена с часами
- 19. Отъезд Золушки на бал
- Акт второй
- 20. Приворотный танец
- 21. Паспье
- 22. Танец кавалеров (бурре)
- 23. Вариация Худышки
- 24. Вариация Кубышки
- 25. Придворный танец
- 26. Мазурка и выход Принца
- 27. Вариация четырёх сверстников Принца
- 28. Мазурка
- 29. Приезд Золушки на бал
- 30. Большой вальс
- 31. Прогулка
- 32. Вариация Золушки
- 33. Вариация Принца
- 34. Угощение гостей
- 35. Дуэт сестёр с апельсинами
- 36. Дуэт Принца и Золушки (Адажио)
- 37. Вальс-кода
- 38. Полночь
- Акт третий
- 39. Принц и сапожники
- 40. Первый галоп принца
- 41. Соблазн
- 42. Второй галоп принца
- 43. Ориенталия
- 44. Третий галоп принца
- 45. Пробуждение Золушки
- 46. Утро после бала
- 47. Посещение Принца
- 48. Принц нашёл Золушку
- 49. Медленный вальс
- 50. Аморозо
Музыка для дуэта сестёр с апельсинами взята Прокофьевым из его оперы « Любовь к трём апельсинам », которая в 1940—50-е годы в СССР не исполнялась. Музыка балета «Золушка» часто исполняется без хореографии как симфоническое произведение. Кроме того, Прокофьев на её основе создал произведения для оркестра и отдельных инструментов. Переложение для фортепиано в 2 руки сделал Левон Атовмян .
Оркестровые сюиты
Фрагменты, аранжированные для фортепиано
Примечание . Указаны только полные аудиозаписи