Interested Article - Средний дуэт
- 2020-02-18
- 1
Сре́дний дуэ́т (балетмейстер Алексей Ратманский , композитор Юрий Ханон ) — одноактный балет , поставленный в Мариинском театре в ноябре 1998 года на музыку первой части « ». Десятиминутная постановка стала дебютом Ратманского как хореографа в Мариинском театре.
В 2000 году Средний Дуэт получил номинацию премии « Золотая маска » в категории «лучший балет». После своего назначения на пост главного балетмейстера Большого театра Ратманский перенёс «Средний дуэт» и на эту сцену, а затем и в Нью-Йорк Сити балет . Через два-три года после премьеры «Средний дуэт» сделался своеобразной визитной карточкой Ратманского как балетмейстера и следовал за ним по всем сценам, на которых он работал, а затем вошёл в программу прощального концерта «Ратманский-гала» на Новой сцене Большого театра перед его уходом с поста главного балетмейстера и переездом в Нью-Йорк.
Кроме театральной версии с декорациями и оркестром , в течение десяти лет Средний дуэт показывался по всему миру как концертный номер не только на гастролях театров, но и в многочисленных антрепризах , заслужив репутацию одного из лучших одноактных балетов России начала XXI века . В результате систематического нарушения авторских прав композитора и контрафактного использования музыки, в 2009- 2010 годах «Средний Дуэт» был запрещён к исполнению и снят со всех сцен.
История создания
Заказ Мариинского театра на постановку вечера новых одноактных балетов поступил Алексею Ратманскому весной 1998 года . К тому моменту Ратманский, являясь солистом Датского Королевского балета в Копенгагене , уже был балетмейстером шести небольших постановок (в Киеве , Виннипеге и Москве ). Последние два балетных номера ( Каприччио на музыку Стравинского и на музыку группы «Кодо») Ратманский поставил в Большом театре ( 1997 -1998 год).
Предложение Гергиева и Вазиева сделать вечер новой хореографии в Мариинском театре Ратманский воспринял (по его собственным словам) с «придыханием и благоговением» , расценив это как «исключительное событие в своей жизни» и начал «судорожно соображать: ЧТО же он, как начинающий балетмейстер, может предложить прославленной сцене Мариинского». А сделать захотелось очень многое: в таких судьбоносных случаях всегда возникает желание объять необъятное, соединив и показав самые славные страницы балетной истории императорского театра. Например: не забыть о Петипа и Дягилеве , создать нечто одновременно сюжетное и высоко философское , сочинить настоящее pas de deux для солистов и показать в полный рост кордебалет . Постепенно появилось решение: все три балета должны быть – непременно на русскую музыку.
К тому времени среди прежних замыслов Ратманского как балетмейстера уже имелось вполне вызревшее намерение поставить некоторые редко идущие одноактные балеты Игоря Стравинского , а также «Поэму экстаза» Александра Скрябина . И только третье место в вечере новых балетов ещё некоторое время оставалось внутренне вакантным.
Первым из замыслов появился « » Стравинского (балет, очень редко идущий на сценах). Этот выбор показался Ратманскому особенно удачным, поскольку он соединял в себе сразу два громких для балета имени: Стравинского и Чайковского . Вопрос с «Поэмой экстаза» , произведением знаковым и очень сложным для хореографической постановки тоже казался решённым. Как только Ратманский впервые услышал «Поэму экстаза» (что, по его словам, произошло достаточно поздно, всего за два года до премьеры балета) , он сразу же стал мечтать о балете на эту музыку. Это произведение должно было стать заявкой молодого балетмейстера на виртуозную и сложную симфоническую хореографию. Однако дело с третьим балетом складывалось далеко не так просто, и вопрос о новой, совсем новой музыке и новом, совсем новом балете некоторое время оставался открытым.
«Из современных композиторов я вспомнил о петербуржце Ханине ( Юрий Ханонъ ), который несколько лет назад поразил всех своей музыкой к фильму Александра Сокурова « Дни затмения ». После долгих поисков, я нашёл его единственный диск в Копенгагене . Музыка оказалась концептуальной , театральной, тоскливой и ритмичной . Ощущение «взгляда со стороны» натолкнуло на мысль о двух существах с крыльями , которые, формально не участвуя в действии, всё же являются главными персонажами этого маленького балета. К сожалению, пока я использую только одну часть его замечательной « », но не оставляю надежды поставить всю симфонию целиком. <…> Какова же была моя радость, когда я узнал, что Юрий Ханон (ему 33 года) написал Книгу ВОСПОМИНАНИЙ о Скрябине . Я с лёгким сердцем объединил их в одном отделении».
— (Алексей Ратманский, предисловие к премьере «Вечера новых балетов»)
Однако договориться с живым автором музыки (в отличие от Стравинского и Скрябина) оказалось делом значительно более сложным. При первом же телефонном разговоре Юрий Ханон ответил на предложение Ратманского — отказом. Своё решение он объяснил своим замкнутым образом жизни и крайним нежеланием как-то «вляпываться» или вообще контактировать с театром и театральными людьми. Впоследствии Алексей Ратманский не раз вспоминал об этой первоначальной проблеме. К примеру, один из вступительных текстов буклета к премьере «Среднего дуэта» на сцене Большого театра (в 2006 году ) носил именно такое, вполне недвусмысленное название: «Уговорить Ханина было непросто (To persuade Khanin was not easy)» . Тем не менее, не успокоившись на достигнутом после первого отказа автора музыки, Ратманский продолжал настаивать на включении «Средней Симфонии» Ханона в свой балетный проект. И как раз в этом вопросе имя А.Н.Скрябина ещё раз выступило в качестве связующего элемента. Спустя два месяца переговоров, узнав, что в одном отделении со «Средней Симфонией» также будет показан балет по « Поэме экстаза », Юрий Ханон всё-таки ответил — согласием. Однако при этом он выдвинул лично Ратманскому обязательное условие, что композитор либо вовсе не будет контактировать с администрацией и прочими представителями театра, либо его общение сведётся к возможному минимуму и будет происходить исключительно через — балетмейстера. Таким образом, ради осуществления своего замысла постановки «Среднего дуэта» Алексей Ратманский пообещал выполнить функцию своеобразного демпфера или посредника , аналогичного артистическому агенту, провести все необходимые переговоры и решить формальности отношений композитора с Мариинским театром.
Если бы не личная договорённость, достигнутая между балетмейстером и автором музыки, крайне трудно было бы ожидать, что такой одиозный персонаж как Юрий Ханон (или его произведения) смогли бы когда-либо появиться на сцене Мариинского или, тем более, Большого театра. Прекратив всякую публичную деятельность ещё в 1993 году , к моменту премьеры «Среднего дуэта» Юрий Ханон уже более пяти лет не появлялся ни на публике , ни в масс-медиа , ни среди музыкантов .
«Это несомненная случайность, что его имя появилось на афише Мариинского театра. Нисколько не утруждая себя карьерой и общением с профессионалами , Юрий Ханон уже давно и прочно перешёл во внутреннее подполье . <…> Вот и сегодня вы сможете услышать из оркестровой ямы только первую часть «Средней Симфонии» – произведения далеко не балетного характера. Вынутая из общей конструкции симфонии, эта часть в одиночестве теряет бо́льшую часть своей идеологии и становится похожей на почти чистую музыку. Именно её, эту музыку, вам и придётся сегодня слушать (ушами) и одновременно смотреть на сцену (глазами).
В таком сложном процессе очень важно – ничего не перепутать».— ( Юрий Савояров , предисловие к премьере «Вечера новых балетов»)
Репетиционный период постановки оказался очень кратким и продолжался менее двух месяцев. «Средний дуэт» (самый компактный и камерный из всех трёх балетов премьеры) был в целом готов к середине ноября 1998 года. Десятиминутный балетный номер следовал в середине между «Поцелуем феи» и «Поэмой экстаза», открывая второе отделение «Вечера новых балетов». Действие на сцене весьма ярким образом оттеняли простые графичные деревья (словно бы в стиле картин Магритта ) и светящийся проём окна в оформлении художника-постановщика балета . Костюмы для премьеры (в них танцевали и Жанна Аюпова ) создавал художник-модельер . Эти костюмы , одновременно простые и выразительные, просуществовали до конца сценической жизни «Среднего дуэта» и сделались его своеобразной фирменной маркой. Сценический свет (такой же графически резкий и определённый в контрасте пятна света и окружающей тьмы) оформлял . Особую эффектность балетному номеру придавал разительный контраст между медитативным , предельно спокойным и размеренным характером музыки и очень мелкой, постоянно меняющейся, как бы нелогичной и импульсивной хореографией. И словно лишний раз подтверждая этот предельный контраст, с двух сторон сцены стояли два крылатых существа, чёрное и белое (причём, каждое из них только с одним крылом ). Неподвижно и невозмутимо, они наблюдали за происходящим в центре сцены поединком двух танцовщиков: женщины и мужчины. Только в финале балета они внезапно выбегали на середину сцены и забирали в окружающую темноту погибших (или выбившихся из сил) персонажей.
Премьера «Среднего дуэта» состоялась 24-25 ноября 1998 года. По иронии судьбы день премьеры совпал с трауром , объявленным по случаю убийства Галины Старовойтовой и в самом начале представления, перед открытием «Вечера новых балетов» была объявлена минута молчания . Затем, в качестве вступления (оркестровой прелюдии ) в день премьеры вечера новых балетов в исполнении оркестра Мариинского театра (при опущенном занавесе и безо всякой хореографии) прозвучала симфоническая пьеса Александра Скрябина «Reverie» («Мечты», опус 24, 1898 год ).
Автор музыки, Юрий Ханон отозвался о премьере так: «Несмотря на то, что лично ко мне это событие не имеет никакого отношения, Средний дуэт – это лучшее, что сделал Ратманский в своей жизни. К сожалению, Скрябин и Стравинский остались недовольны. Если бы Поэму экстаза танцевали люди трёхметрового роста, пожалуй, это бы ещё кое-как спасло положение». И в самом деле, из трёх номеров премьеры «Средний дуэт» имел наибольший успех, именно он затем удержался в репертуаре «Вечера новых балетов», а две другие постановки год от года менялись (в том числе и на хореографию других балетмейстеров, в частности, Ролана Пети ). Таким образом, спустя три-четыре года на месте «Поэмы экстаза» и «Поцелуя феи» оказались – уже совсем другие названия.
«Точно в «страну без времени и пространства» уводит абстрактная версия «Поэмы экстаза» Скрябина, молодой состав исполнителей которой, не тянущих одеяло на себя и создающих единый ансамбль , как раз на пользу. Чего, к сожалению, не скажешь о «Среднем дуэте» на музыку Юрия Ханона. и , сменив, ни в коей мере не заменили Дарью Павленко и . И всё же «Средний дуэт» – лучший балет триптиха . В этой пленительной, стильной миниатюре Ратманский – ироничный философ . Быть может, только так и стоит смотреть на мир».
— (Наталия Звенигородская, « Независимая газета »)
Следующие десять лет
С первого же показа «Средний дуэт» имел большой успех не только у публики, но прежде всего – у артистов балета. Имея в своём распоряжении фонограмму первой части «Средней Симфонии» (взятую с компакт-диска фирмы «Olympia»), многие солисты Мариинского, а вслед за ними и других театров стали исполнять «Средний дуэт» в многочисленных антрепризах и концертах. При этом, превратившись в отдельный эстрадный номер, балет претерпел значительные изменения. Без декораций , сценического света и двух ангелоподобных существ одноактный балет стал значительно проще и превратился в эффектный виртуозный дуэт для двух балетных артистов. Однако большая часть первоначального смысла из него исчезла.
В 2000 году «Вечер новых балетов» (в полном составе) был выставлен на соискание премии « Золотая маска » (показ состоялся 13 марта 2000 года в помещении театра им. Станиславского и Немировича-Данченко). «Вечер новых балетов» был представлен от Мариинского театра по категории «Лучший балет года», однако получил только – номинацию . Отчасти это произошло из-за того, что три балета представляли собой достаточно рыхлую и неоднородную конструкцию , но отчасти – и по той причине, что Алексей Ратманский уже в предыдущем году получил главную премию за балет « » (как постановку Большого театра).
«Свою лучшую работу – «Средний дуэт» на музыку Ханона – показал прошлогодний лауреат «Маски» Алексей Ратманский. Хореография «Дуэта» – динамичная, напряжённая, цельная, в лексике ничуть не уступающая мировым образцам – стала настоящим открытием. Преимущество Ратманского-хореографа выглядело очевидным. <…> В «Среднем дуэте» отсутствие прежних исполнителей хореографию покалечило, но не убило окончательно: просто напряжённая пульсация вечных Инь и Ян приняла форму жестокого городского романса . Тем не менее, восьмиминутный «Средний дуэт» подтвердил свою репутацию лучшего российского и единственного по-настоящему европейского балета».
— (Татьяна Кузнецова, « КоммерсантЪ »)
Тем не менее, «Средний дуэт» собрал большую прессу и упрочил свою известность, отдельную от остальных номеров «Вечера новых балетов». Причём, одних рецензентов более интересовала его образная, философская сторона, а других – чисто виртуозная . Газета « Известия » писала: в «Среднем дуэте» на музыку Юрия Ханона взгляд Ратманского-балетмейстера принял на себя маску таинственности – дуэтное интермеццо , наблюдаемое с двух сторон двумя разноцветными ангелами , одновременно интимно и очаровательно. А в «Поэме экстаза» на музыку Скрябина скорость событий такова, что не успеваешь следить за событиями на сцене».
«Средний дуэт» на музыку Ю.Ханона был правильно, с умом представлен – появился в нужном месте в нужный час, а это всегда очень важно. Получился эффектный переход от «Поцелуя феи» к «Экстазу». Балет довольно стильный, смотрится хорошо, однако трудно себе представить, что он может идти очень часто, регулярно, что возникнет желание смотреть его по нескольку раз. Ратманский – человек совершенного тела, у него прекрасный аппарат, что и отразилось в полной мере на «Среднем дуэте»: этот опус как раз и рассчитан на прекрасно работающий аппарат, роли выстроены для ног ».
— ( Людмила Семеняка , интервью газете «Культура»)
Благодаря успеху и широкому распространению, «Средний дуэт» постепенно сделался самым известным балетным номером в постановке Ратманского и приобрёл статус своеобразной визитной карточки молодого балетмейстера. Гастролируя в Москве, Мариинский театр всякий раз прикреплял к своим премьерам Средний дуэт в качестве беспроигрышного «бонуса». Рецензенты отмечали, что на фоне музейных балетов-монстров минималистский шедевр Ратманского – представляет собой чистый эксклюзив: «в наряде Мариинского театра этот номер выглядит словно платье от Живанши среди лохмотьев блошиного рынка ». Балетные артисты очень охотно исполняли виртуозный и оригинальный номер. За десять лет существования балета через него прошли десятки солистов, среди которых Светлана Захарова , Андрей Меркурьев , Диана Вишнева , Наталья Осипова , Жанна Аюпова , , , Дарья Павленко , Евгений Головин , , и «даже» сам Алексей Ратманский (в качестве танцовщика ). Среди иностранных балетных артистов можно назвать следующие имена: Maria Kowroski, Albert Evans, Rebecca Krohn, Amar Ramasar, Adrian Danchig-Waring, Jonathan Stafford. Мировая популярность балетной миниатюры росла с каждым годом. Кроме антреприз, «Средний дуэт» стал одним из штатных выездных спектаклей Мариинского, (а затем и Большого) театра и исполнялся едва ли не на всех значимых зарубежных гастролях балетной труппы.
«Особый успех у публики имел «Средний дуэт». Оригинальная постановка 33-летнего танцовщика и хореографа Алексея Ратманского на музыку современного композитора Юрия Ханона погружает зрителей в сумрачный мир, где в луче света оживает таинственный дуэт: под звуки рояля с оркестром партнёр пульсирующими жестами пытается удержать партнершу, которая непрерывно движется на пуантах , сплетая сложную паутину из резких и чувственных па . Эта единственная современная миниатюра украсила двухактное представление…»
После своего назначения главным балетмейстером в Большой театр , Алексей Ратманский почти сразу же перенёс балетный номер и на главную сцену страны. Очередная премьера (в исполнении Светланы Захаровой) состоялась 22 января 2006 года . Ранее Захарова показывала «Средний дуэт» на своём творческом вечере и вообще исполняла достаточно часто (ещё со времён своей работы в Мариинском театре). Рецензенты не раз отмечали, что этот короткий балет ей вообще очень «шёл». Ещё в 2003 году во время гастролей Мариинского в Большом театре Захарова имела громадный успех: «...хотя она и продемонстрировала уникальный профессионализм в «Манон», но свою долю цветочных корзин она отработала раньше, в хорошо известном москвичам «Среднем дуэте». В программе гастролей этот спектакль оказался единственным, способным к трансформации . А это и есть то важное свойство, которое отличает в искусстве, лишённом надёжных способов фиксации, жизнеспособный спектакль – от проходного». Мировой максимум известности «Среднего дуэта» пришёлся на 2006-2008 годы, когда количество исполнений балетной миниатюры превысило сотню по крупнейшим городам Европы и всего мира. Осенью того же 2006 года Ратманский перенёс постановку также на сцену Нью-Йорк Сити балета . Однако и ранее, и позднее «Средний дуэт» не раз показывался в Нью-Йорке , Чикаго и других городах США во время гастрольных поездок главных российских театров, антреприз и труппы Нью-Йорк Сити балета.
«...“Средний дуэт” оказался намного выше среднего уровня. Кстати, название чисто формальное : просто музыкальная основа балета — это часть “Средней симфонии” Ханина. Малая форма вообще хорошо удаётся Ратманскому, а тут ещё, видно, музыка как-то очень его задела: во всяком случае, мелодичная , с оттенком “тоски и печали”, а в конце распадающаяся в диссонансах а-ля Шнитке партитура вызвала к жизни хореографию рафинированную и элегантную, необычную, но при этом не надуманную. Как и музыка, она окрашена налётом эротического томления, смешанного с ощущением игры и тайны».
— (Майя Прицкер, NRS.com. «Русские сезоны» в Нью-Йорк Сити-Балет, 2006).
Именно в этот момент, после почти десятилетнего молчания – композитор «Среднего дуэта» впервые напомнил о себе и задал вопрос: почему с 1998 года его сочинение используется крупнейшими театрами и антрепризами страны (и мира) с полным пренебрежением к автору ? Ни Мариинский, ни Большой, ни какой-либо иной театр даже и не подумали заручиться согласием автора музыки, заключить с ним контракт и совершить все прочие элементарные формальности. Таким образом, в течение почти десяти лет со стороны театров имел место самый обычный контрафакт . Досудебные переговоры театров с адвокатами автора проходили в оскорбительном тоне, не привели ни к каким результатам и очень скоро зашли в тупик. В 2009 году автор запретил публичное исполнение «Среднего дуэта», а в 2010 – обратился за защитой своих интересов в и районный суды. Таким образом десятилетняя сценическая история «Среднего дуэта» была практически завершена.
Правовая и внеправовая коллизия
Начало конфликта было положено личной договорённостью между двумя основными авторами балета: композитором и балетмейстером . Приняв устное обещание Ратманского взять на себя все контакты с театральными чиновниками, Юрий Ханон так и не дождался от него выполнения необходимых формальных (или неформальных) действий. Ни в 1998 году , до премьеры в Мариинском театре , ни за все последующие годы ему так и не было предложено контракта или какой-то иной формы легализации использования музыки «Среднего дуэта». Фактически (и юридически ) данный факт является бесспорным, поскольку формального разрешения господина Ханона на использование его музыки в балете «Средний дуэт» ни театры, ни антрепризы за десять лет так и не получили.
Однако сам Алексей Ратманский не согласен с подобной точкой зрения, и спустя двенадцать лет он отрицает своё участие в этом процессе: «господин Ханон лично предоставил свою партитуру Мариинскому <…> театру, но вовсе не мне. Я никогда не выступал и не мог выступать посредником между этими театрами и господином Ханоном, так как у меня не было на это никаких юридических прав. Всем, что связано с правами на музыку, занимались юридические отделы этих театров» . Именно здесь, между слов и заключается основной казус в сценической и закулисной истории «Среднего дуэта». Будучи крайним анархистом по характеру, человеком независимого и герметичного образа жизни, Юрий Ханон, соблюдая нечто подобное моральным принципам старообрядцев , признаёт только силу решения, воли и личного слова. Получив от Алексея Ратманского устное обещание избавить его от нежелательного общения с театральными чиновниками и функционерами , композитор посчитал дело решённым. Свою часть обязательств он выполнил полностью и затем ожидал выполнения данного ему обещания, для которого по существу не требуется обладать никакими «юридическими правами» . Ратманский же, добившись принципиального согласия автора музыки на постановку «Среднего дуэта», попросту позабыл сдержать своё слово, хотя и надолго запомнил, что «уговорить Ханина ему было непросто» .
Однако нарушение авторских прав носило систематический (или, говоря юридическим языком, злостный) характер и продолжалось слишком долгий срок, (почти десять лет). В связи с этим возникает резонный вопрос: почему автор музыки раньше не обратился к театрам или в судебные органы ? Свою столь позднюю реакцию музыкант объясняет собственной крайней « асоциальностью » (то есть, той же самой причиной, по которой и появилась его устная договорённость с Ратманским: «избавить его от театральной клаки и клоаки »). Ханон утверждает, что только в конце концов, потеряв терпение, решил выступить «против системы», и называет свой спор с театральными чиновниками « правозащитным делом». Главная причина конфликта уходит корнями в первоначальную договорённость между композитором и балетмейстером. Не желая каким-либо образом лично контактировать с людьми театра (и тем более, обращаться в суд), Юрий Ханон попросту ожидал от Ратманского выполнения условий «устного контракта». И только спустя восемь лет, после нескольких безуспешных попыток сообщить о проблеме и вступить в переговоры, обнаружив пренебрежение со стороны балетмейстера и администраций театров, композитор обратился за помощью к адвокату . После этого ситуация приняла уже необратимый характер.
Сам Юрий Ханон ни разу не являлся на судебные заседания и практически не занимался оперативным управлением, участвуя в процессе только на уровне выработки общей позиции. С первых дней подготовки «Дело среднего дуэта» полностью находилось в руках исключительного представителя интересов композитора, Доврана Гарагозова (или Каракозова, как его предпочитает называть сам Юрий Ханон) , молодого питерского и московского адвоката, последовательно занимавшего влиятельные должности в крупных государственных и корпоративных органах управления. Без его личного вмешательства в застарелую ситуацию процесс был бы попросту невозможен и не состоялся (по той же самой причине, по которой автор музыки хранил молчание и ни во что не вмешивался первые восемь лет нарушения его авторских прав). При этом, начиная судебное разбирательство, Юрий Ханон заранее обозначил характерную для него некую «программу максимум», в дальнейшем не подлежащую ни компромиссам , ни соглашательству.
«...если моя позиция и до сих пор остаётся для вас не слишком понятной <…> считайте, что я – камикадзе , который, потеряв под конец жизни терпение, вышел один на один со своими обидчиками, держа в руке (не)скромную композиторскую гранату . Это не суд : а самая обыкновенная дуэль чести за нанесённое оскорбление. Этот мир и это время раз и навсегда осталось мне должным, и теперь я предъявляю ему свой счёт (причём, заведомо частичный). Само собой, этот счёт не может быть выражен в рублях или франках . Меня устроит любая сумма, которую они не смогут заплатить – вот в чём идея. Главное, чтобы они вылезли вон из кожи и оставили свои кости в ломбарде . Но, к сожалению, этот проект реально невыполним, а потому руками своего прекрасного адвоката с говорящей фамилией Каракозов – я буду добиваться в данном случае всего, чего только возможно добиться и делать это всеми средствами, которые существуют в легальном пространстве. <…> И даже если мне придётся получить по приговору суда какие-то денежные суммы, их смысл будет только в одном: покрыть судебные расходы и продолжить дальше войну против постылых вездесущих бюргеров от искусства».
В первые полтора года результаты судебных слушаний в Петербурге и Москве оказались практически противоположными. Подобный результат становится особенно наглядным, если припомнить, что предмет и содержание обоих исков практически идентично. Октябрьский районный суд Петербурга подтвердил факт незаконных показов балета на сцене Мариинского театра (всего двадцати доказанных из более чем ста имевших место) , однако присудил автору менее половины заявленной им суммы компенсации . В Большом театре, по данным истца, «осуществлялось неоднократное публичное исполнение балета», в ходе которого «неоднократно и публично без его ведома, согласия и выплаты гонораров» исполнялась одна часть из его музыкального произведения. Однако в Москве Тверской районный суд (и вслед за ним – Мосгорсуд ) полностью встал на сторону Большого театра. Десять из одиннадцати доказанных истцом случаев использования музыки не стали рассматривать «в связи с пропуском срока давности » (несмотря на отсутствие каких-либо тому доказательств от Большого театра). Доводы композитора, что его никто не уведомлял о датах и месте исполнении спорного балета, а информация о спектаклях была собрана автором по крупицам и в основном из блогов балетоманов , были отклонены без рассмотрения. При этом все упоминания об имевших место представлениях «Среднего дуэта» были заранее аккуратно удалены Большим театром со своего официального сайта . Ещё более диковинная история произошла с рассмотрением единственного случая показа балета, имевшего место в 2008 году (и не попавшего под срок давности по формальным признакам). Эта часть процесса также закончилась полным отказом истцу в его требованиях. Позднее оба решения тверского районного суда были подтверждены Мосгорсудом в порядке апелляции .
Тем не менее, продолжая выполнять заявленную заранее программу «правозащитного дела» ни композитор, ни его адвокат не останавливались на достигнутом. После отрицательных результатов московского процесса, в октябре 2011 года Юрий Ханон официально изъял из реестра Российского Авторского Общества все свои произведения и запретил ему собирать гонорары за публичное исполнение, одновременно объявив, что и сам впредь также не намерен «никому давать разрешений» на использование своей « » в спорном балете. За всё время первого процесса в Мариинском театре ни разу не нарушили молчание и во всех случаях отказывались комментировать это дело. Напротив того, в Большом театре сразу объявили «претензии Юрия Ханона распоряжаться балетным спектаклем противоречащими здравому смыслу и российскому гражданскому законодательству » . Однако данный случай, когда автор встаёт на максимально жёсткую позицию, отнюдь не является уникальным или, тем более, противозаконным. Например, во время очередной постановки балета « Золушка » предъявил ультиматум балетмейстеру, а затем и вовсе отозвал право на использование музыки балета Прокофьева . Тогда сторонам не удалось достигнуть конструктивного соглашения. Ещё более нашумевшая история имела место в 1923 году , когда наследники Шарля Гуно запретили Дягилеву исполнять оперу «Филимон и Бавкида» в редакции Жоржа Орика и грозились разорить труппу Дягилева грандиозным судебным процессом. И хотя в приведённых примерах речь шла не о самом композиторе, а о его наследниках , подобные прецеденты имели место и регулярно повторялись в истории музыки . Однако в случае Среднего дуэта, пожалуй, особенное удивление вызывает то обстоятельство, что фигурантами крупного и продолжительного по времени скандала с контрафактом стали оба крупнейших государственных театра, как будто в течение десяти лет юридические отделы этих ФГУ в полном составе находились в отпуске или параличе .
Невзирая на большое количество сложностей и препятствий в ходе процесса, композитор решил продолжать тяжбу как против Мариинского, так и против Большого театра. По словам его представителя, Доврана Каракозова, решения московских судов были последовательно обжалованы в надзорных инстанциях. Также иск на заведомо неправосудное решение был направлен в Европейский суд по правам человека . Кроме того, в Париже с 2010 года идёт процесс по личному иску господина Ханона к Алексею Ратманскому и ряду французских театров в связи с подлогами во время гастрольных показов «Среднего дуэта». Свою настойчивость автор музыки «Среднего дуэта» объяснил следующим образом:
«...среди моих целей нет желания добиться справедливости или компенсации . Для меня это – дело чести, если угодно, дуэль против тех, кто дал мне слово и посмел его нарушить. <…> И первый человек среди них – балетмейстер Ратманский. Лично против него открыто отдельное судебное дело – в Париже. <…>
Двадцать пять лет – вполне достаточный срок, чтобы что-нибудь понять и сделать выводы. Всей своей предыдущей жизнью я отчётливо показал, что мне наплевать и на деньги, и на карьеру, и на славу. Все эти человеческие побрякушки я предоставляю людям навешивать друг на друга – без моего участия. Но, к сожалению, по отношению к балетмейстерам , театрам или их администраторам я не могу оперировать понятиями « чести или честности ». Это было бы по меньшей мере глупой и наивной борьбой с мельницами (причём, перемалывающими исключительно деньги ). Только по этой причине я был вынужден принять решение судиться, требуя некую (вполне определённую) сумму, что для меня само по себе – отвратительно. Но, к сожалению, они – не знают и не понимают другого языка, что неоднократно показали за эти десять, сто и тысячу лет, в том числе, пока «Средний дуэт» болтался по сценам всего мира. Деньги для них – единственное мерило вины , славы или успеха ».
Комментарии
- Единственный легальный диск с музыкой Юрия Ханона был выпущен фирмой «Olympia» ( Лондон , 1992 год ). В нём были опубликованы три сочинения: Пять мельчайших оргазмов, Некий концерт для фортепиано с оркестром и , о последнем сочинении как раз и пишет Ратманский в своём предисловии к «Вечеру новых балетов».
- Не вступая в непосредственный конфликт с профессиональными организациями музыкантов, с самого начала своей деятельности Юрий Ханон своими действиями и публичными высказываниями поставил себя в открытую оппозицию к Союзу Композиторов , Консерватории и всем прочим Академическим организациям. В течение более двадцати лет его произведения были фактически запрещены к исполнению.
- Премьера «Среднего дуэта» в Большом театре также прошла без соблюдения необходимых формальностей и составления контракта с автором музыки, а сам Ратманский на этот раз и вовсе не обращался к композитору за разрешением использовать музыку в постановке.
- Гарагозов и Каракозов – это два варианта написания одной и той же фамилии . Каракоз, карагёз или гарагоз – тюркское слово, в переводе значит: «черноглазый». Очень часто подобное прозвище давали славянину или иному чужому человеку, имеющему тёмные (карие) глаза.
- Например, в 2010 году , в разгар подготовки и начала судебных слушаний по «Среднему дуэту» Довран Гарагозов занимал должность заместителя генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» по юридическим вопросам.
- Срок давности исчисляется с того момента, когда автору стало известно о каждом конкретном факте нарушения его прав . Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ «Обязанность доказывания» содержит следующую (вполне недвусмысленную) норму: «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом ». В частности, в течение нескольких судебных заседаний стороне истца пришлось доказывать, что Юрий Ханон и Соловьёв-Савояров являются одним лицом (хотя эти сведения являются общеизвестными). Напротив того, в нарушение указанных требований закона Государственный академический Большой театр России, (а вслед за ним и Тверской районный суд города Москвы в лице судьи Быковской Л.И.) не подкрепил свои заявления допустимыми доказательствами , ограничившись голословным заявлением, что "информация о театральных постановках является общедоступной и композитор должен был узнать о них не позднее дат исполнений". Кроме нарушения нормы закона, подобное решение суда заключает в себе также и нарушение принципа равенства сторон.
- Уже после начала судебного процесса Большой театр (с опозданием почти на три года), перечислил в Российское авторское общество (РАО) вознаграждение для композитора. Протесты истца , доказывавшего, что ранее в РАО (согласно официальному ответу) не поступало для него никаких запросов или сумм, суд также отклонил. Кроме того, автор указал суду, что существующий договор между ГАБТом и РАО имеет силу только в отношении членов РАО, к числу которых Юрий Ханон никогда не принадлежал, а также и на то обстоятельство, что театр ни разу (с момента премьеры и до начала судебных слушаний) не запрашивал и не получал лицензии РАО на использование музыки Среднего Дуэта, фактически нарушая закон об авторском праве. Однако все эти доводы Тверским районным судом были также отклонены без рассмотрения по существу.
- Этот случай имел место, когда молдавский балетмейстер Раду Поклитару самовольно сократил партитуру композитора, превратив её из трёхактной, (как это было у самого Прокофьева ), в двухактную. В результате скандала пришлось для « Золушки » срочно подыскивать совсем другую музыку.
- Наследники Гуно обвинили композитора Жоржа Орика в издевательстве, неуважении к памяти «великого композитора» и принципиальном искажении авторского стиля при написании нескольких вставных речитативов к опере «Филимон и Бавкида». В результате спектакль , назначенный на январь 1924 года в театре Монте-Карло был отменён.
Примечания
- ↑ Мариинский театр, сезон 1998-1999. - Вечер новых балетов. — СПб. : Пре-пресс студия Лимбус пресс / Типография Правда, 1998. — С. 8.
- ↑ Анна Пушкарская: «Средний дуэт попал под запрет» (или Балет для слушаний), газета « Коммерсантъ », №207/П (№4747), от 7 ноября 2011, стр.4.
- ↑ Татьяна Кузнецова. . КоммерсантЪ (10 апреля 2000). Дата обращения: 13 апреля 2012. 4 марта 2016 года.
- ↑ Мариинский театр, сезон 1998-1999,. Вечер новых балетов. — СПб. : Пре-пресс студия Лимбус пресс / Типография Правда, 1998. — С. 2.
- ↑ "Студия графического созидания мохин дизайн". (рус.) (англ.) . студия mokhin-design . литературно-издательский отдел Большого театра (18 мая 2006). Дата обращения: 13 апреля 2012.
- ↑ Юрий Ханон , «Мусорная книга», Центр Средней музыки , 2009, том первый, стр.232, «Три посещения»
- ↑ Елена Ливси, «Мариинский театр засудили на миллион» , «Комсомольская правда» от 9 ноября 2011 года
- Мариинский театр, сезон 1998-1999. Вечер новых балетов. — СПб. : Пре-пресс студия Лимбус пресс / Типография Правда, 1998. — С. 5.
- . Большой театр. Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- . Татьяна Котегова. Дата обращения: 13 апреля 2012. 4 марта 2016 года.
- Мариинский театр. Вечер одноактных балетов. — СПб. , 2001. — С. 3.
- Звенигородская Наталия. . Независимая газета (28 марта 2000). Дата обращения: 13 апреля 2012. 5 марта 2016 года.
- Союз Театральных Деятелей (30 марта 2000). Дата обращения: 13 апреля 2012. 1 марта 2012 года.
- Пётр Поспелов. . газета «Известия», Русский журнал (10 апреля 2000). Дата обращения: 13 апреля 2012. 4 марта 2016 года.
- Людмила Семеняка (интервью). . газета «Культура» (10 апреля 2000). Дата обращения: 13 апреля 2012. 24 июля 2012 года.
- ↑ Анна Галайда. « Ведомости » (19 марта 2003). Дата обращения: 15 апреля 2012. 16 мая 2005 года.
- . Большой театр (2008). Дата обращения: 13 апреля 2012. Архивировано из 15 марта 2016 года.
- THE INTERNET BALLET DATABASE (2007). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- ↑ Rockwell J. . The New York Times (23 ноября 2006). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- . New-York Sity Ballet (11 января 2006). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- . danceviewtimes (29 мая 2002). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- . danceviewtimes (10 октября 2008). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- Виктор Игнатов. . газета «Культура», Париж (2001). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- . Большой театр (2006). Дата обращения: 13 апреля 2012. Архивировано из 31 декабря 2011 года.
- . Большой театр (31 марта 2007). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- . The Dance Salad Festival (Texas. 5-6 Aprli, 2007). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- . New York City Ballet, New York State Theater (22 июня 2007). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- Yuri Khanon. . The Korea ballet Assotiation. Официальный сайт корейской балетной ассоциации (23 октября 2007). Дата обращения: 13 апреля 2012. Архивировано из 22 июля 2011 года.
- проф.Владимир Тихонов. Империя Белой маски. — первое. — Сеул : Хангёре Синмун, 2003. — 314 с. — ISBN 89-8431-109-X 03810.
- Юрий Ханон: «Не современная Не музыка» , , интервью, журнал «Современная музыка», №1-2011, Москва, «Научтехлитиздат», стр.3-4.
- ↑ Юрий Ханон: «Не современная Не музыка» , журнал «Современная музыка», №1-2011, Москва, «Научтехлитиздат», стр.11-12.
- Елена Ливси. . Комсомольская правда от 9 ноября 2011 года (9 ноября 2011). Дата обращения: 13 апреля 2012. 4 марта 2016 года.
- . Слияния и поглощения (ежемесячный аналитический журнал) (10 июня 2010). Дата обращения: 13 апреля 2012.
- РИА Новости. . mail.ru (20 апреля 2011). Дата обращения: 13 апреля 2012.
- ↑ Анна Пушкарская. . КоммерсантЪ (7 ноября 2011). Дата обращения: 13 апреля 2012. 7 января 2012 года.
- . газета «Метро» (7 ноября 2011). Дата обращения: 13 апреля 2012. 17 сентября 2012 года.
- Эрик Сати , Юрий Ханон . Воспоминания задним числом. — СПб. : Центр Средней Музыки & , 2010. — С. 574—575. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8 .
Ссылки
- Светланы Захаровой и Андрея Меркурьева (video)
- Ведомости , 19 марта 2003
- Юрий Ханон:
- Юрий Ханон:
- 2020-02-18
- 1