Interested Article - Академическая музыка XX века

Академическая музыка XX века академическая музыка , созданная между 1901 и 2000 годами. Этот период характеризуется огромным разнообразием музыкальных стилей и не имеет одного, преобладавшего на всём его протяжении, музыкального течения. Инновационные тенденции, характерные для многих направлений музыки XX века, в европейской литературе часто обозначаются понятием « Новая музыка », введённым в 1919 году Паулем Беккером и охватывающим период приблизительно с 1910 года вплоть до современности.

История

На рубеже XIX и XX веков европейская музыкальная традиция вступила в стадию позднего романтизма . Такие композиторы, как Густав Малер , Рихард Штраус и Ян Сибелиус в своих симфонических произведениях всё дальше отодвигали [ куда? ] границы пост-романтизма [ нет в источнике ] , а во Франции в то же время развивался музыкальный импрессионизм , ярчайшими представителями которого были Клод Дебюсси (хотя сам композитор категорически не принимал термин «импрессионизм» в отношении своих сочинений ) и Морис Равель (работавший и в других стилях, не имеющих отношения к импрессионизму).

Арнольд Шёнберг , ( Лос-Анджелес , 1948 год)

Постромантизм [ что? ] и импрессионизм заставили [ как? ] многих композиторов искать новые средства самовыражения и привели к развитию музыки в неожиданных направлениях. Но единственным по-настоящему существенным нововведением, получившим широкое распространение в XX веке, стал отказ от традиционной тональности . В 1900-е годы многие композиторы предложили свои варианты ухода от классики [ что? ] , что породило беспрецедентное разнообразие стилей, техник и выразительных средств . В Вене Арнольд Шёнберг открыл атональную музыку , которая стала проявлением экспрессионизма , пришедшего в европейское искусство начала XX века на смену импрессионизму. Позднее Шёнберг изобрёл додекафонию , которую в дальнейшем развивали его ученики: Альбан Берг и Антон Веберн . Позднее эту технику углубили и другие композиторы, в частности, Пьер Булез . К додекафонии в поздних произведениях обращался Игорь Стравинский и многие другие, включая даже Скотта Брэдли , использовавшего её в музыке к серии мультфильмов « Том и Джерри » .

Игорь Стравинский

После Первой мировой войны многие композиторы обращались к музыке прошлого за вдохновением, заимствуя из неё многие элементы: форму, гармонию, мелодию, структуру. Этот стиль музыкальных произведений получил наименование « неоклассицизм ». Неоклассические произведения встречаются у таких авторов, как Игорь Стравинский (« Пульчинелла », « Симфония псалмов »), Сергей Прокофьев ( «Классическая симфония» ), Морис Равель («Гробница Куперена») и Пауль Хиндемит («Художник Матис»).

Итальянские композиторы, такие как Франческо Балилла Прателла и Луиджи Руссоло , обратились к музыкальному футуризму . Этот стиль предполагал использование повседневного звука в футуристическом контексте. Из этого направления выросла конструктивистская «музыка машин», представленная в произведениях Джорджа Антейла (начиная со Сонаты № 2 «Аэроплан») и Александра Мосолова (в первую очередь, «Музыка машин»). Расширение доступного музыкального словаря происходило также за счёт использования всех доступных тонов в виде микротоновой музыки , использующей интервалы менее полутона . Произведения в этой технике писали Чарлз Айвз , Хулиан Каррильо , Алоис Хаба , , Иван Вышнеградский , .

В 1940-е и 1950-е годы композиторы, наиболее известным среди которых был Пьер Шеффер , стали привлекать новые технологические достижения. Так появилась конкретная музыка . Позднее все формы подобной музыки были объединены в понятии электроакустическая музыка . Противоположность созданию звука из заранее записанных отрывков стала живая электронная музыка , при исполнении которой музыкант «на лету» меняет звук электроакустического инструмента, используя все доступные устройства: усилители, фильтры, модуляторы. Одним из примеров ранней живой электронной музыки является Cartridge Music (1960) Джона Кейджа . Спектральная музыка , основанная на изменении звукового спектра , стала дальнейшим развитием электронной музыки; её пионерами были Жерар Гризе и Тристан Мюрай . Электроакустическую музыку также создавали Лучано Берио , Пьер Булез , Милтон Бэббитт , Луиджи Ноно и Эдгар Варез .

С начала 1950-х годов Джон Кейдж стал использовать в музыке элемент случайности. , практически отождествляемая с музыкальным минимализмом («Процессия» и «Из семи дней» Карлхайнца Штокхаузена , Piano Phase и Clapping Music Стивена Райха ) предложила создавать композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических «паттернов» , многократно повторяемых и комбинируемых друг с другом. Такая музыка была объединена под термином « экспериментальная музыка » — Кейдж, предложивший его, писал, что такой способ создания произведения является «экспериментом, результат которого нельзя предсказать» . Также экспериментальной музыкой принято называть композиции, которые в пределах определённого стиля расширяют его традиционные границы либо возникают на стыке несочетаемых жанров, включают в себя неожиданные, нетрадиционные, новаторские элементы.

На формирование музыкальных направлений этого периода оказывали сильное влияние общие культурные тенденции: романтизм, модернизм, неоклассицизм, постмодернизм и так далее. Игорь Стравинский (балет « Весна священная ») и Сергей Прокофьев (балет « ») в ранних произведениях явно тяготели к примитивизму . Дмитрий Шостакович , тяготевший с конца 1920-х годов к модернизму, в 1950-е годы, по мнению МакБёрни, находился под влиянием соцреализма , а по мнению других авторов, оставался модернистом . Другие композиторы, например, Бенджамин Бриттен в «Военном реквиеме», обращались к политическим темам . Важную роль в начале века играл : в частности, под его влиянием формировалась музыкальная культура США , что привело к появлению особого стиля, отражённого в произведениях Чарльза Айвза, и, в поздний период, Джорджа Гершвина . Также на академическую музыку оказывали влияние народная музыка (Пять вариаций на тему «Dives and Lazarus» Ральфа Воан-Уильямса , «Соммерсетская рапсодия» Густава Холста ) и джаз (Джордж Гершвин, Леонард Бернстайн , « Сотворение мира » Дариюса Мийо ).

В последней четверти XX века на передний план вышли музыкальная эклектика и . В конце 1970-х появились также два заметных направления: новая сложность и новая простота .

Стили

Романтизм

Модернизм

Направления

Импрессионизм

Неоклассицизм

Футуризм

Экспрессионизм

Постмодернизм

Минимализм

Экспериментальная музыка

Примечания

  1. , p. 419.
  2. , p. 458.
  3. , p. 296.
  4. .
  5. .
  6. .
  7. Катунян М.И. Минимализм // Большая российская энциклопедия . — М. , 2012. — Т. 20 .
  8. , p. 39.
  9. , p. 197.
  10. .
  11. Danuser H. Gustav Mahler und seine Zeit. — Regensburg: Laaber-Verlag, 1991. — P. 289, 294. — ISBN 978-3921518915 .
  12. Сабинина М. Д. Шостакович Д. Д. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М. : Советская энциклопедия, 1982. — Т. 6 . — С. 380—395 .
  13. , p. 450.

Литература

  • Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. — М. : Практика, 2010. — ISBN 978-5-89816-092-0 .
  • Росс, Алекс. Дальше – шум. Слушая XX век. — Москва: АСТ, 2015. — 560 с. — ISBN 978-5-17086985-5 .
  • Стригина Е. В. Музыка XX века: учебное пособие для студентов музыкальных училищ и вузов. — Бийск: Издательский дом «Бия», 2006. — 280 с.
  • Шнеерсон Г. М. Французская музыка XX века. — М. : Музыка, 1964.
  • Ross, Alex. The Rest is Noise. — London : Fourth Estate ; New York : Picador Press, 2008. — ISBN 978-1-84115-475-6 . — ISBN 978-0-312-42771-9 .
  • Politoske, Daniel T.; Werner, Martin. Music. — Prentice Hall, 1988. — ISBN 0-13-607616-5 .
  • Morgan, Robert P. Secret Languages: The Roots of Musical Modernism // Critical Inquiry 10. — 1984. — № 3 (March). — P. 442–61.
  • McBurney, Gerard. / Edited by Laurel E. Fay // Shostakovich and His World. — Princeton University Press, 2004. — P. 227-274. — ISBN 0-691-12069-2 .
  • Dack, John. / Lydia Grün, Frank Wiegand (eds.) // musik netz werke. — Bielefeld : Transcript Verlag, 2002. — ISBN 3-933127-98-X .
  • Dufourt, Hugues. Musique spectrale: pour une pratique des formes de l'énergie // Bicéphale. — 1981. — № 3. — P. 85–89.
  • Dufourt, Hugues. Musique, pouvoir, écriture. — Paris : Christian Bourgois, 1991. — (Collection Musique/Passé/Présent). — ISBN 2-267-01023-2 .
  • Evans, Peter. The Music of Benjamin Britten. — London : Dent, 1979.
  • Mauceri, Frank X. From Experimental Music to Musical Experiment // Perspectives of New Music 35. — 1997. — № 1 (Winter). — P. 187-204.
  • Кейдж, Джон . Silence: Lectures and Writings. — Middletown, Connecticut : Wesleyan University Press, 1961.
Источник —

Same as Академическая музыка XX века