Interested Article - Сохор, Арнольд Наумович

Арно́льд Нау́мович Со́хор ( 7 апреля 1924 , Ленинакан 12 марта 1977 , Ленинград ) — советский музыковед и музыкальный социолог . Доктор искусствоведения, профессор.

Биография

Родился 7 апреля 1924 года в Ленинакане. Мать — Циля Гершевна (Григорьевна) Сохор (в девичестве Фукс), родом из Бердичева , стоматолог ; отец — врач Наум Соломонович Сохор. Дед — Сохор Шолом Меерович владелец типографии в Бобруйске .

Во время войны до призыва находился с родителями в Самарканде . Участвовал в Великой Отечественной войне , младший лейтенант медицинской службы .

В 1949 году окончил теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории, в 1953 году — аспирантуру Ленинградского научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии , в 1954 — философский факультет Ленинградского университета . В 1954 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Массовая песня в период Великой Отечественной войны».

С 1955 года — старший научный сотрудник, с 1971 — руководитель секции социологии искусства и эстетики Ленинградского научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии.

В 1965 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения (по теме « А. П. Бородин »).

С 1966 года преподавал в Ленинградской консерватории, с 1970 года — профессор.

Семья

  • Дед — Алтер-Герш Борухович Фукс, купец, занимался торговлей дубильными материалами и кожаными изделиями; владел домом на Александровской улице в Бердичеве .
  • Сын — Юрий Арнольдович Сохор (род. 1956), теннисный журналист.
  • Двоюродная сестра — Мария Гавриловна Фукс, химик, была замужем за историком К. П. Добролюбским .
  • Племянник журналиста-международника (?—1944), фронтового корреспондента «Ленинградской правды». Его вдова Густа Григорьевна Фукс, сотрудник кафедры иностранных языков Ленинградского стоматологического института, жила с семьёй Сохор.

Научный и организационный вклад

Арнольд Наумович Сохор — крупнейший советский социолог музыки.

В его фундаментальной монографии «Социология и музыкальная культура» (Л., 1975 ) дано определение предмета современной социологии музыки, сформулированы её задачи, структура и методы, а также научно обоснована система социальных функций музыки и схема типологизации современной музыкальной публики.

Этой же тематике посвящены три сборника статей А. Н. Сохора из серии «Вопросы социологии и эстетики музыки» (Л., 1980 — 83).

А. Н. Сохор явился инициатором проведения в СССР целого ряда всесоюзных и международных конференций по актуальным проблемам социологии музыки. Именно благодаря творческим и организационным усилиям А. Н. Сохора, социология музыки, в качестве серьёзной и весьма перспективной научной дисциплины, была реабилитирована в СССР после проведённых там в 20—30 гг. вульгарно-социологических опытов .

А кроме того, А. Н. Сохору принадлежит авторство ценных музыковедческих исследований композиторского творчества М. И. Глинки , П. И. Чайковского , А. П. Бородина (включая капитальный труд «Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество», М.-Л., 1965), И. О. Дунаевского , В. П. Соловьёва-Седого , Г. В. Свиридова .

Могила Сохора на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Основные труды А. Н. Сохора по социологии музыки

  • Музыка как вид искусства. — М., 1961.
  • Песня воспитывает нравы — МЖ,1961, № 11.
  • Воспитательная роль музыки. — Л., 1962
  • О современности в музыке наших дней, в сб.: Музыка и современность, Вып. 1. — М., 1962.
  • Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, муз. творчество. М.-Л.: Музыка, 1965. — 826 с.
  • О специфике самодеятельного искусства, в сб.: Проблемы музыкальной самодеятельности — М.-Л., 1965.
  • Стиль, метод, направление, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4 — Л., 1965.
  • Маяковский и музыка. — М., 1965.
  • Рождённая жизнью. Заметки о социальной природе советской музыки — Сов. культура, 1967, № 134.
  • Изучение советского музыкального творчества, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6-7 — Л., 1967.
  • Эстетическая природа жанра в музыке. — М., 1968
  • Музыка и общество. — М., 1972.
  • О массовой музыке (в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. — Л., 1974
  • Развитие музыкальной социологии в СССР, в сб.: Социалистическая музыкальная культура — М., 1974.
  • Статьи о современной музыке. — Л., 1974.
  • Социология и музыкальная культура. — М., 1975.
  • Национальное и современное в советской музыке, в сб.: Музыкальный современник, вып. 1 — М., 1973.
  • Вопросы социологии и эстетики. — Л., 1980—1983
  • Сохор А. Н. Музыка // Музыкальная энциклопедия . Т. 3. — М.: « Советская энциклопедия », 1976

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 9 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  2. . Дата обращения: 9 июля 2021. 14 мая 2022 года.
  3. . Дата обращения: 9 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  4. . Дата обращения: 9 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  5. Термин «Вульгарная социология» употреблялся в советской печати с 30-х гг., но само это явление известно гораздо раньше: см. Розенталь М. , Против вульгарной социологии в литературной теории, М., 1936; Денисова Л. , Энциклопедия вульгарной социологии, «Литературный критик», 1937, № 5.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Сохор, Арнольд Наумович