Interested Article - Голуховский, Юзеф

Ю́зеф (Осип Иванович) Голухо́вский ( польск. Wojciech Józef Gołuchowski , герба Лелива ; 1797 , Королевство Галиции и Лодомерии 1858 , ) — польский философ и агроном, профессор философии Виленского университета ( 1823 1824 ), один из провозвестников романтизма в польской философии.


Биография

Родился, по разным данным 11 или 14 апреля 1797 года в Галиции — в Лончки-Кухарске (ныне в гмине Ропчице Подкарпатское воеводство Польши ).

Максимиллиан Фаянс. Портрет Голуховского

С 1809 года учился в гимназии Терезианской дворянской академии в Вене , в той же академии обучался на философском отделении. С 1817 года учился на нравственно-политическом факультете Варшавского университета , который окончил со степенью магистра в 1820 году (за время учёбы дважды был награждён золотой медалью). С 1 сентября 1819 по 1 марта 1820 года преподавал в Варшавском лицее математику и греческий язык , а затем, с 1 ноября 1820 по 17 апреля 1821 года — В Варшавском университете естественное право. В 1821 году участвовал в конкурсе на место профессора кафедры логики, метафизики и нравоучительной философии Виленского университета, освободившееся после смерти И. Г. Абихта . Вторым соискателем был преподаватель Кременецкого лицея Вишневский. Диссертация Голуховского была признана лучшей и 1 мая он был избран экстраординарным профессором ; однако утверждён был только 30 декабря 1822 года. Между тем Голуховский летом 1821 года на собственные средства совершил поездку в Париж , где представился попечителю Виленского университета князю Адаму Чарторыйскому , и совершенствовал свою философскую подготовку в Германии . В августе 1821 года в Гейдельбергском университете сдал экзамены summa cum laude и был удостоен учёной степени доктора философии . До конца года и в 1822 году пребывал в Эрлангене , где стал сначала учеником, а потом другом Шеллинга . Под его влиянием написал книгу „Die Philosophie in ihrem Verhältnisse zum Leben ganzer Völker und einzelner Menschen“ .

Из Германии Голуховский вернулся в Варшаву , где совершенствовался в естественных науках, и в Вильну прибыл в середине 1823 года. Вступительную лекцию читал 27 октября 1823 года; его лекции пользовались большим успехом, привлекая многочисленную разнородную публику. Это на фоне следствия, развёрнутого Н. Н. Новосильцевым по делу тайных студенческих обществ филоматов и филаретов , обратило на себя внимание властей. По распоряжению ректора лекции Голуховского в январе 1824 года были прекращены. Программа курса философии, читавшегося Голуховским, была рассмотрена Новосильцевым, который написал обширные замечания и «в особом предложении (от 13 мая 1824 года) ректору Твардовскому … поручил ему потребовать от профессора Глуховского новой программы» . Новая программа была получена Новосильцевым уже в Петербурге, где проходили заседания «комитета для рассмотрения дела о беспорядках в Виленском университете», состоявшем из графа Аракчеева , министра Шишкова и Новосильцева. К этому времени Новосильцев ознакомился с напечатанной в 1822 году книгой Голуховского «Die Philosophie in ihrem Verhältnisse…», что и решило участь Голуховского и 14 августа 1824 года Голуховский был отправлен в отставку и выслан из Вильны (вместе с профессорами И. Даниловичем , И. Лелевелем и М. Бобровским ).

В Варшаве принимал участие в деятельности Общества друзей науки ( Towarzystwo Przyjaciół Nauk ), однако это вызвало неудовольствие наместника Царства Польского великого князя Константина . Не желая нанести вред обществу, Голуховский устранился от участия в нём и с 1826 года обосновался в деревне Гарбач под Опатовым. Заброшенное имение привёл в образцовое состояние. Во время восстания 1830—1831 года принимал участие в общественно-политической жизни Варшавы, затем вернулся в деревню, где и провёл, при редких отъездах за границу, остаток жизни.

Умер 22 ноября 1858 года в ; похоронен в приходском костёле в Момине.

Воззрения

Философское образование получил в Гейдельберге и Эрлангене , где учился у Шеллинга . Взгляды сформировались под влиянием Шеллинга и характеризуются как идеалистические и иррационалистические . Теории общественного договора Голуховский противопоставлял концепцию общества как организма с определенной иерархией и неравенством частей. Нация рассматривалась как божественное творение с собственным национальным духом; задача философии понималась в выражении этого духа.

В 1840—1850-е годы написал работы о крестьянском вопросе ( „O chłopach“ , „Kwestia włościańska w Polsce oraz Rozbiór kwestii włościańskiej w Polsce i w Rosji w r. 1850“ ). Главный философский труд „Dumanie nad najwyższymi zagadnieniami człowieka poprzedzone historycznem rozwinięciem głownych systematów filozoficznych od Kanta do najnowszych czasów“ вышел посмертно (Вильно, 1861 ).

Сочинения

  • Die Philosophie in ihrem Verhältnisse zum Leben ganzer Völker und einzelner Menschen. — Erlangen, 1822

Примечания

  1. , с. 609—612.
  2. , с. 619.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Философская энциклопедия. Т. 1: А — Дидро. — Москва: Советская энциклопедия, 1960. — С. 384.
  • Жукович П. Н. // Исторический вестник . — 1887. — Т. XXIX . — С. 603—619 .
  • Polski Słownik Biograficzny. T. VIII: Girdwoyń Michał — Gross Adam. — Wrocław—Warszawa—Kraków—Gdańsk: Zakład Narodowy imienia Osslińskich, Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1959—1960. — S. 262—264. (польск.)
  • Мысліцелі і асветниікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. — Мінск: Белорусская энцыклапедыя, 1995. — ISBN 985-11-0016-1 . — С. 387—389. (белор.)
Источник —

Same as Голуховский, Юзеф