Кано, Рубен
- 1 year ago
- 0
- 0
Рубе́н Заха́рьевич Мамуля́н ( арм. Մամուլյան Ռուբեն Զաքարի , англ. Rouben Mamoulian , 8 октября 1897 , Тифлис — 4 декабря 1987 , Лос-Анджелес ) — американский режиссёр армянского происхождения. Режиссёр первого в истории цветного полнометражного фильма « Бекки Шарп ». Мамулян считается одним из величайших кинематографистов своего поколения. [ источник не указан 119 дней ]
Фильмы, срежиссированные Мамуляном, 12 раз были номинированы на премию Оскар . Его фильмы были основополагающими в своих жанрах. [ источник не указан 119 дней ] Три фильма Мамуляна («Аплодисменты», «Бекки Шарп», « Знак Зорро ») были включены в Национальный реестр американских фильмов .
Рубен Мамулян родился 8 октября 1897 года в Тифлисе в армянской семье. Отец его, Захария Мамулян, был банкиром, мать, Виргиния Егоровна Мамулян, — актрисой .
В шесть лет его отправили в Париж, и до десяти лет он учился в лицее Монтен, где его товарищем по классу был Рене Клер .
Учился на юридическом факультете Московского университета , три месяца посещал курсы Вахтангова при Второй студии МХТ .
Эмигрировал в Великобританию , а в 1923 году — в США , где нашёл работу в Истменовской школе музыки . Увидев театральные постановки Мамуляна в Лондоне и в Париже, Джордж Истмен попросил его приехать в Рочестер ( штат Нью-Йорк ), чтобы помочь организовать оперную студию и ставить спектакли в оперном театре. Мамулян вспоминал: «В „Истмен-театре“ я ставил оперы два с половиной года. Там у меня оформились основные взгляды на театральное искусство, там я нашел себя». Среди прочего, Мамулян руководил премьерными постановками оперы « Порги и Бесс » (1935) Гершвина и мюзикла « Оклахома! » (1943) Роджерса-Хаммерстайна.
С конца 1920-х годов Мамулян работал в Голливуде . В его фильмах снимались Марлен Дитрих , Рита Хейворт , Грета Гарбо , Фредерик Марч , Гэри Купер , Морис Шевалье .
В 1930 году получил гражданство США .
В 1935 году Мамулян снял первый в мире полнометражный фильм в цвете — « Бекки Шарп » .
Фильмы Мамуляна в своей массе имели успех, но его тяга к экспериментированию (он первым стал применять голос за кадром как аналог внутреннего монолога главного героя) и внимательность к образному строю, подчас в ущерб линейному развёртыванию повествования, настораживали студийных боссов.
И. А. Ильф и Е. П. Петров , побывав в Голливуде, писали в « Одноэтажной Америке »: «Разговоры с Майлстоуном , Мамуляном и другими режиссерами из первого десятка убедили нас в том, что эти прекрасные мастера изнывают от пустяковых пьес, которые им приходится ставить. Как все большие люди в искусстве, они хотят ставить значительные вещи. Но голливудская система не позволяет им этого».
С конца 1930-х годов Мамулян всё больше работал в театре. Он дважды приступал к съёмкам фильмов — « Лора » (1944) и « Клеопатра » (1963), но из-за конфликтов на съёмочной площадке не смог закончить ни тот, ни другой.
В конце 1950-х годов Мамулян фактически вышел на пенсию. Оставив кинематограф, он полностью отдался редакторской работе, а в 1965 году опубликовал собственный перевод « Гамлета » со староанглийского языка на современный под названием «„Гамлет“ Шекспира. Новый вариант» ( англ. Shakespeare’s “Hamlet”. A New Version ), в котором заменил те слова, которые вышли из употребления или приобрели другой смысл . Пьеса в этом переводе была поставлена в театре Кентуккского университета.
Мамулян участвовал в жизни армянской диаспоры США , в 1971 году посетил Советскую Армению .
Mamoulian was born in Tiflis, in the Georgian state of Russia, to an Armenian family.