Interested Article - Берлинский экспресс (фильм, 1948)

«Берлинский экспресс» ( англ. Berlin Express ) — американский политический нуаровый триллер режиссёра Жака Турнёра , вышедший на экраны в 1948 году .

Фильм рассказывает о случайно образовавшейся группе представителей стран-союзников, которая во Франкфурте ведёт поиск похищенного немецкого политического деятеля, выступающего за объединение Германии.

«Сюжет и композиция фильма напоминают „ Шанхайский экспресс “ (1932) Джозефа фон Штернберга , в котором представители разных национальностей и политических пристрастий также едут в полном интриг поезде через разорванную войной страну» . Такие черты фильма, как обширное использование архивных съёмок, операторская работа в документальном стиле, закадровое повествование и опора на жизненное правдоподобие напоминают о фильмах « Дом на 92-й улице » (1945) Генри Хэтэуэя , « Он бродил по ночам » (1948) Альфреда Веркера и « Сборщики налогов » (1948) Энтони Манна … Во многих смыслах эта картина «смотрится как разминка перед „ Третьим человеком “ (1949) Кэрола Рида » , который «отличается большей стилистической чёткостью, более увлекательными звёздами и, самое главное, более захватывающей историей» .

Фильм начинается следующими титрами: «Реальные сцены во Франкфурте и Берлине были сняты с согласия американской оккупационной армии, британской оккупационной армии и советской оккупационной армии».

Сюжет

В послевоенном Париже авторитетный немецкий государственный деятель и известный сторонник мира, доктор Генрих Бернард ( Пол Лукас ) на закрытой конференции ООН делает доклад на спорную тему объединения Германии. В другой части города мальчишки находят мёртвого почтового голубя, к которому привязана бумажка с зашифрованным сообщением: «9850, 21:45, D, Зульцбах», которую они передают в полицию. Французская полиция не в может расшифровать послание, но решает уведомить о нём союзников.

Тем же вечером семеро пассажиров садятся в вагон 9850 американского военного поезда, направляющегося из Парижа в Берлин. Среди них: американский эксперт Министерства сельского хозяйства Роберт Линдли ( Роберт Райан ), секретарша-француженка Люсьен Мирбо ( Мерл Оберон ), немецкий бизнесмен Отто Францен, английский педагог Джеймс Стерлинг (Роберт Кут), лейтенант Советской армии Максим Кирошилов (Роман Топоров), бывший участник французского сопротивления Анри Перро ( Чарльз Корвин ) и таинственный немец Ганс Шмидт (Петер фон Зернек). Купе «D» занимает неизвестное высокопоставленное лицо, которым, как вскоре выясняется, является доктор Бернард. Заметно, что у представителей союзнических держав всё ещё сильна память о том, что немцы были их врагами в ходе войны, и они испытывают подозрительность по отношению к ним.

В 21:45 в приграничном городе Зульцбах поезд останавливается из-за непредвиденных обстоятельств — на железнодорожных путях застряла крестьянская повозка. После того, как солдаты освобождают дорогу, поезд готов продолжить движение. Доктор Бернард заходит в своё купе, вызывая взрыв гранаты, которая убивает его.

По прибытии в разрушенный войной Франкфурт, всех пассажиров вагона отправляют в штаб-квартиру американских оккупационных войск для допроса. Побеседовав с Робертом, следователи приглашают в кабинет Францена, который оказывается настоящим Бернардом (убитый в поезде был одним из его телохранителей), и Люсьен, которая является его ассистенткой.

Беспокоясь о безопасности Бернарда, американские военные рекомендуют профессору на некоторое время остаться под их защитой, однако, профессор, настаивает на том, что ему срочно нужно быть в Берлине для решения важнейших вопросов создания немецкого государства, и решает продолжить поездку. На железнодорожном вокзале к Бернарду подходит его старый друг, профессор Йохан Вальтер (Рейнхольд Шунцель). Несколько секунд спустя раздаётся женский крик и кто-то теряет сознание, вызывая всеобщую суету в зале, во время которой Бернард таинственным образом исчезает.

Американская армия немедленно начинает поиск Бернарда, однако Люсьен обращается за помощью к Роберту, Джеймсу, Перро и Максиму, и объясняет им, кто такой Бернард. Учитывая, что они знают его в лицо, Люсьен просит их принять участие в поиске.

Бернарда удерживает в квартире Вальтера подпольная нацистская группа, выступающая против его деятельности по объединению Германии. При разговоре наедине Вальтер сознаётся Бернарду, что пошёл на сотрудничество с нацистами ради спасения похищенной ими жены. После того, как Бернарда уводят, нацисты сообщают Вальтеру, что его жена давно умерла.

После суток безрезультатных поисков по городу группа останавливается у информационного столба с частными объявлениями о поиске пропавших родственников, где Люсьен замечает записку с адресом, которую прикрепил Вальтер. Предполагая, что Вальтер может что-то знать, команда направляется к нему домой, однако видит, что Вальтер повесился.

Не зная, что предпринять дальше, Льюсен уже готова прекратить поиски, но Перро предлагает осмотреть напоследок подпольные немецкие ночные клубы. В одном из клубов Роберт и Люсьен замечают женщину, которая курит точно такие же особые сигареты, которые курил Бернард. Он подбирает окурок и видит на нём монограмму в виде буквы «Б».

Женщина оказывается актрисой, которая со сцены в юмористическом стиле отвечает на вопросы зрителей об их будущем. Когда Роберт спрашивает её о докторе Бернарде, она тут же убегает со сцены. Роберт пытается её преследовать, но его останавливает клоун, давая возможность артистке скрыться. Начинается драка, в ходе которой кто-то невидимый наносит клоуну удар, от которого тот теряет сознание, а затем переодевается в клоунский костюм.

Роберт и Люсьен обращаются к сержанту американской армии Барнсу, которой сидел за столиком со сбежавшей артисткой и был знаком с ней. Он отводит их на разбомбленную пивоварню, где якобы живёт актриса. Это место оказывается логовом нацистской группы, похитившей Бернарда, а сам Барнс ведёт двойную игру и на самом деле работает на эту группу. Лидер группы Кесслер и его подручные, угрожая оружием, говорят, что заманили Люсьен к себе специально, чтобы узнать от неё подробности плана объединения Германии, которые отказывается раскрыть доктор Бернард.

Во время разговора в помещение врывается человек, переодетый в клоунский костюм, что приводит к перестрелке, в ходе которой он получает серьёзное ранение, но убегает. Добравшись до ночного клуба, он успевает перед смертью сообщить американским солдатам о месте, где держат Бернарда. Выясняется, что умершим является Ханс Шмидт, призванный обеспечить безопасность Бернарда.

Тем временем, Люсьен отказывается что-либо сообщать преступникам, и тогда Кесслер решает расстрелять и её, и Бернарда. В этот момент в помещение врывается группа американских солдат вместе Перро. Загнав Кесслера в уединённую комнату, Перро объявляет ему, что является одним из руководителей их преступной организации. Не доверяя более Кесслеру, Перро убивает его, а затем возвращается к остальным.

Доктор Бернард и все члены группы садятся на поезд и продолжают свой путь в Берлин. Оставив Бернарда в купе одного, члены группы решают по очереди охранять его, первым вызывается Перро.

У Роберта возникают подозрения в отношении Перро. Во-первых, он каким-то образом знал, что первое убийство было совершено с помощью гранаты, а во-вторых, очень хотел остаться с Бернардом наедине. Зайдя в соседнее купе, Роберт видит в проходящем мимо поезде отражение происходящего в купе Бернарда, где Перро пытается задушить Бернарда. Роберт успевает предотвратить убийство, однако Перро удаётся вырваться, он убегает по вагонам поезда, однако в итоге его убивает один из преследующих его американских военных.

Добравшись до Берлина, американец, англичанин и русский прощаются друг с другом, надеясь на встречу в будущем, а затем разъезжаются каждый в свой сектор.

В ролях

Создатели фильма и исполнители главных ролей

К числу лучших режиссёрских работ Жака Турнёра относятся фильмы нуар « Из прошлого » (1947) и « Сумерки » (1957), а также фильмы ужасов « Люди-кошки » (1942), « Я гуляла с зомби » (1943, по сценарию Курта Сиодмака ) и « Ночь демона » (1957) .

Курт Сиодмак более всего известен сценариями к фильмам ужасов компании «Юнивёрсал» , таким как « Возвращение человека-невидимки » (1940), « Человек-волк » (1941), « Франкенштейн встречает человека-волка » (1943), « Сын Дракулы » (1943) и « Дом Франкенштейна » (1944), а также фантастическому фильму ужасов « » (1953), который был поставлен по его роману .

Мерл Оберон известна по ролям в драматических лентах « Эти трое » (1936) и « Грозовой перевал » (1939), а также фильмам нуар « Жилец » (1944) и « Тёмные воды » (1944) .

Роберт Райан в начале карьеры был более всего известен главными ролями в нуарах « Женщина на пляже » (1947), « Перекрёстный огонь » (1947) и « Акт насилия » (1948), два последних затрагивали острую армейскую проблематику. Впоследствии Райан сыграл роли с таких нуарах, как « Подстава » (1949), « На опасной земле » (1951) и « Ставки на завтра » (1959) .

Некоторые особенности создания фильма

Герои фильма, представляющие союзнические державы, на улицах разрушенного Берлина

В конце 1946 года продюсер фильма Берт Грэнет провёл шесть месяцев в Германии и Франции, снимая документальный материал, послуживший отправной точкой для разработки сценария… Натурные съёмки велись в Париже и Берлине , они включали виды Бранденбургских ворот , рейхсканцелярии и гостиницы «Адлон» … Съёмочная группа этой картины была первой, которая получила разрешение на съемки в советской зоне Берлина… Обозреватели отмечали реалистическое, близкое к документальному отображение состояния послевоенной Германии, а также использование французской и немецкой речи без перевода .

Сцены в штабе американских оккупационных сил во Франкфурте снимались в реальных интерьерах штаба с его характерными лифтами непрерывного действия и с реальными американскими солдатами в качестве массовки. Знаменитое здание штаба, в котором ранее размещалась штаб-квартира немецкого химического концерна « И. Г. Фарбен », было намеренно не тронуто во время бомбардировок с тем, чтобы американцы смогли бы разместить в нём свой штаб .

Реакция критики

Журнал Variety сразу после выхода фильма написал:

Самой впечатляющей чертой этого фильма стал выдающийся задний план, демонстрирующий разрушенную войной Германию. Благодаря документальному взгляду этот фильм запечатлел страшную картину жизни среди разрухи. Это делает фильм потрясающим и захватывающим. Главным недостатком сценария (основанного на сюжете Курта Сиодмака ) является неспособность порвать с клише антинацистских фильмов. Нацисты , на этот раз подполье, по-прежнему остаются главными злодеями, однако трудно принимать всерьёз эту группу оборванцев. Тем более, что мотивы их действий в картине должным образом не объясняются, в частности, при похищении известного немецкого демократа, роль которого исполняет Пол Лукас . Отправляясь в экспрессе Париж-Берлин на конференцию союзников по объединению Германии, Лукас попадает в засаду во Франкфурте, несмотря тщательно проработанный план его защиты. Другие пассажиры поезда служат символами четырёх держав-победительниц, и соответственно представлены американцем ( Роберт Райан ), француженкой ( Мерл Оберон ), англичанином (Роберт Кут) и русским (Роман Топоров), а также подозрительным персонажем неизвестной национальности ( Чарльз Корвин ). Райан зарекомендовал себя первоклассным актёром в этом фильме, показывая окончательно, что его блестящая игра в « Перекрёстном огне » не была случайностью

.

Газета « Нью-Йорк таймс » в 1948 году написала о фильме:

Как и вышедший незадолго до того « Поиск » (1948) Фреда Циннемана , камеры «Берлинского экспресса» запечатлели сходный образ послевоенной Европы, уловив тот же реалистический, пугающий и впечатляющий вид. И хотя сюжет этой мелодрамы сплошь и рядом демонстрирует дыры неправдоподобия, сама история рассказывается быстро и зрелищно. По сравнению с другими фильмами этого жанра, «Берлинскому экспрессу» удивительным образом удаётся донести идеологию Объединённых наций, при чём делается это не назидательно, и не скучно. И нотка надежды на будущее братство народов, которой заканчивается фильм, здесь не смотрится ни избыточной, ни театральной, а теплым и в целом естественным итогом… Хотя мотивы похищения политика и степень угрозы, которую представляют эти невнятно прописанные негодяи, весьма туманны, режиссёрская работа Жака Турнера поддерживает неослабевающий экшн, а личность главаря преступной организации успешно сохраняется в тайне. Однако, как было отмечено, именно панорамные и крупные планы жизни среди «новой архитектуры» Франкфурта и Берлина - архитектуры «современной войны начала двадцатого века» - придают приключенческой картине аутентичный характер воздействия документального кино. Впечатление усиливается благодаря обширному использованию французской и немецкой речи – часто без перевода – и преуменьшению значения главных действующих лиц, превращая его в фильм для зрелой аудитории

.

Журнал « Тайм-аут » написал о фильме:

Четыре представителя оккупационных держав объединяют свои усилия, чтобы помочь «хорошему» немцу с его необъяснённым зрителю планом объединения страны сразу после завершения Второй мировой войны. Незначительные детали сбивают с толку своей абсурдностью (например, когда Оберон пробирается по каменным развалинам Берлина в дизайнерских платьях Орри-Келли ). Но сам поезд быстро мчит повествование вперёд, а непреклонный взгляд Турнера на послевоенное опустошение ничем не слабее претензий любого документального фильма

.

Кинокритик «Чикаго ридер» Дейв Кер в 2002 году следующим образом охарактеризовал этот фильм:

…Этот триллер эпохи железного занавеса … - не самая лучшая работа Турнера, на счету которого такие фильмы, как « Я гуляла с зомби » и « Из прошлого » - но всё-таки он очень хорошо выполнил натурные съёмки и смог вытянуть финальный саспенс из летаргического сценария (Гарольда Медфорда)

.

Кинокритик Деннис Шварц в 2004 году написал дал следующую характеристику фильму:

«Берлинский экспресс» Жака Турнье Из прошлого ») – это чёрно-белый идеологический шпионский триллер, выжимающий максимум из абсурдного сюжета и исторических событий, используемых как фон для этого вымышленного повествования... Выполненные оператором Люсьеном Баллардом бескомпромиссные кадры разрушенного Франкфурта и Берлина реалистично отображают отчаянное состояние Германии в период послевоенной оккупации, придавая фильму исторический документальный вид (выполненное официальным тоном закадровое повествование также придаёт картине ощущение полу-документальности происходящего). Эти съёмки руин когда-то процветавших городов показывают то, что осталось от Рейхсканцелярии , Рейхстага , Бранденбургских ворот и гостиницы «Адлон». Здание « И.Г. Фарбен » во Франкфурте, главного производителя немецкой военной промышленности, осталось нетронутым, в настоящее время в нём располагается Университет Гёте . Хотя это и не самое значимое произведение, порой оно начинает блистать благодаря своей полной надежды гуманистической точке зрения. Интригующие реалистические съёмки на натуре и эпизоды в поезде захватывают, а зловещая атмосфера, которая создаётся вокруг воссоединения Германии, намекает на приближение Холодной войны . Повествование не столь интересно, оно построено по правилам триллера, но занимается политическим морализаторством куда больше, чем следовало бы фильму нуар

.

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 декабря 2013. 18 октября 2013 года.
  2. Брюс Эдер. Рецензия на сайте от 22 мая 2013 на Wayback Machine
  3. . Дата обращения: 5 декабря 2013. 22 июля 2015 года.
  4. . Дата обращения: 5 декабря 2013. 15 декабря 2013 года.
  5. . Дата обращения: 5 декабря 2013. 10 мая 2021 года.
  6. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 23 апреля 2016 года.
  7. . Дата обращения: 5 декабря 2013. 7 сентября 2010 года.
  8. . Дата обращения: 5 декабря 2013. 5 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Берлинский экспресс (фильм, 1948)