Якима Канутт
(
англ.
Yakima Canutt
;
29 ноября
1895
,
Колфакс
,
Вашингтон
—
24 мая
1986
,
Северный Голливуд
,
Калифорния
) — американский ковбой, чемпион
родео
, каскадёр-изобретатель, киноактёр и кинорежиссёр
, менее известен как кинопродюсер и сценарист
. Разработал множество трюков для фильмов, а также приёмы и технологии защиты каскадёров при их выполнении.
Содержание
Биография
Энос Эдвард Канутт (настоящее имя каскадёра) родился 29 ноября 1895 (1896
) года в городе
(штат Вашингтон, США)
. Отец — Джон Лемюэль Канутт, владелец
ранчо
, также служил в законодательных структурах штата; мать — Нетти Эллен Стивенс
. У мальчика было четыре
сиблинга
. Энос Эдвард рос на ранчо, где научился охотиться, ставить ловушки, стрелять и ездить верхом; официальное же его образование исчерпалось посещением начальной школы в городке
(ныне —
Сиэтла
)
.
С 11 лет начал активно участвовать в состязаниях родео
. К 16 годам юноша имел рост 180 см, в 17 лет получил титул
World's Best
Buster
. В 1914 году принял участие в крупном родео-состязании
, где получил прозвище «Якима» в результате ошибки газетного репортёра
(который назвал его «ковбой из [долины]
Якимы
»)
. В следующем году на том же мероприятии он занял второе место, чем привлёк внимание шоу-промоутеров, которые предложили молодому ковбою туры по стране
.
В 1918 году записался добровольцем в армию, служил в
ВМС
на
тральщике
. Весной 1919 года вернулся с
войны
. В 1919 году принял участие в
Калгарийском Стампиде
. В том же году был на гастролях в Лос-Анджелесе, где познакомился с известным актёром-ковбоем
Томом Миксом
, который предложил Якиме сняться в кино. Так началась долгая карьера Канутта: сначала простым каскадёром и «
», позднее — полноценным актёром.
В конце 1920-х годов
немое кино
начало сдавать позиции перед технологией будущего —
звуковым кино
, что обеспокоило Канутта, так как его голос совершенно не подходил для нового формата кинематографа: сказались последствия гриппа во время службы. Он начал брать на себя эпизодические роли и трюки, и понял, что с помощью экшена в фильмах можно добиться также большого успеха
. Основной актёрский образ — тихие, злые, злодейские роли
.
Канутт разработал целую серию приёмов родео, некоторые — расширил и усовершенствовал, включая трюки падения с лошади и крушения фургонов. Он также разработал ремни безопасности и тросовые крепления, чтобы сделать трюки более надёжными и безопасными. Среди новых устройств безопасности было L-образное стремя, которое освобождало ногу всадника, если он выполнял падение с лошади, чтобы каскадёр не повис в стремени
. Канутт также разработал кабели и оборудование, чтобы вызывать зрелищные аварии фургонов, освобождая при этом упряжку лошадей, каждый раз на одном и том же месте. Такие методы безопасности как эти, экономили время и деньги режиссёров и предотвращали несчастные случаи и травмы актёров и животных. Канутт первым в истории кинематографа совершил трюк
horse transfer
— пересадка со скачущей лошади на другой движущийся объект.
Канутт близко подружился с будущим «королём вестернов»,
Джоном Уэйном
, и последний не скрывал, что скопировал бо́льшую часть своего экранного образа у Канутта, например, протяжная неуверенная речь и вальяжная походка. «Я провел недели, изучая то, как Якима Канутт ходит и разговаривает. Он был настоящим ковбоем», — сказал Уэйн позднее
.
В 1935 году Канутт был назван лучшим ковбоем
Republic Pictures
. В 1937 году на экраны вышел киносериал «
». Канутт (без указания в титрах) исполнил почти все трюки Зорро, когда тот в маске, то есть здесь он на экране появляется примерно столько же времени, сколько и кинозвезда
Джон Кэрролл
, исполнивший роль главного героя.
Вероятно, никогда не будет другого каскадёра, который мог бы сравниться с Якимой Кануттом. Он несколько раз становился чемпионом мира по ковбоям, и там, где дело касалось лошадей, он мог делать всё. Он изобрел все приспособления, которые облегчали работу каскадёров. Одним из его хитроумных приспособлений была подножка, прикреплённая к седлу, чтобы у него был рычаг для перемещения на другой движущийся объект, например, фургон или поезд. Другим был «дробовик» — подпружиненное устройство, используемое для отделения язычка бегущей повозки от лошадей, тем самым освобождая лошадей. Он также включал в себя амортизационный шнур, прикрепленный к днищу фургона, который заставлял колеса сжиматься и переворачивать фургон именно в том месте, которое было наиболее выгодным для камеры.
На съёмках фильма «
Сан-Франциско
» (1936) Канутт сломал себе шесть рёбер из-за актрисы, начавшей панику и истерику во время трюка с падением стены.
С 1931 года Канутт начал также трудиться ассистентом режиссёра, с 1945 года стал полноценным режиссёром. Отчасти причиной смены направления его деятельности послужили съёмки ленты «
» (1940): во время дубляжа
Кларка Гейбла
на каскадёра упала лошадь, он получил сильные повреждения внутренних органов, провёл несколько месяцев на реабилитации после операции на кишечнике
.
В 1943 году на съёмках малобюджетной картины «
» Канутт сломал себе обе ноги, из-за чего несколько месяцев не мог работать
.
В 1952 году киностудия
Metro-Goldwyn-Mayer
командировала Канутта в Великобританию, чтобы он (в качестве второго режиссёра) снял фильм «
Айвенго
»
. Лента имела большой успех (три номинации на «Оскар»); это был один из первых американских боевиков, полностью снятых за границей. Также Канутт стал режиссёром каскадёрских сцен в таких нашумевших картинах как «
Бен-Гур
» (1959)
и «
Спартак
» (1960)
. Канутту было поставлено в заслугу то, что в отличие от «
Бен-Гур: история Христа
» 1925 года, здесь не пострадала ни одна лошадь и ни один из каскадёров не получил серьёзных травм
.
(шоу-псевдоним
Китти Уилкс
; 1899—1988), профессиональная
каугёл
, чемпионка родео. Брак заключён 20 июля 1917 года, в 1919
(или 1922) году последовал развод. Детей нет.
Минни Одра Йигер (1908—2006). Брак заключён 12 ноября 1931 года и продолжался 55 лет до самой смерти мужа в 1986 году. Остались трое детей: Одра (1940 — ?), Джо (1937—2018)
и
(1932—2014)
. Последние двое пошли по стопам отца и тоже стали каскадёрами. Дочь, Одра, вышла замуж за малоизвестного каскадёра Тома Диттмана (1934—2005)
.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 июля 2012.
16 марта 2016 года.
В титрах указан как
location director
Совместное производство Испании, Италии и США
В 1966 году также выступил режиссёром теле-версии этого киносериала, получившей название
от 3 сентября 2022 на
Wayback Machine
(
англ.
Captain Mephisto and the Transformation Machine
)
В 1966 году также выступил режиссёром теле-версии этого киносериала, получившей название
от 3 сентября 2022 на
Wayback Machine
(
англ.
F.B.I. 99
)
В 1966 году также выступил режиссёром теле-версии этого киносериала, получившей название
от 3 сентября 2022 на
Wayback Machine
(
англ.
Code 645
)
В 1966 году также выступил режиссёром теле-версии этого киносериала, получившей название
от 3 сентября 2022 на
Wayback Machine
(
англ.
R.C.M.P. and the Treasure of Genghis Khan
)