Маркиза Бригитта Спинола Дориа (картина)
- 1 year ago
- 0
- 0
Телеигра «Маркиза» — интеллектуальная телевизионная программа, выходящая на с 22 апреля 1993 года, построенная на основе литературной игры и встречи с известным артистом, писателем или журналистом.
Передача не имеет аналогов. Её правила и сценарии каждого выпуска созданы журналистом Александром Динесом .
C 2014 года программа снимается в актовом зале X корпуса Саратовского государственного университета.
С 2019 года программа выходит в премьерных показах на Youtube-канале «Маркиза ТВ».
Первая часть программы — литературная игра, в которой участвуют все зрители в павильоне. Игра требует от них знания литературных произведений, тонкого чувства языка, умения логически мыслить, мгновенно ориентироваться в меняющейся информационной ситуации, выстраивать цепочку вопросов, проявления свободы, интуиции и чувства юмора. Задания, связанные каждый раз общей сюжетной темой, черпаются из всей мировой литературы: от античной классики до детских сказок, поэтому шанс выиграть есть у участников с разным багажом знаний.
Победитель 4-этапной литературной игры по тем же правилам отгадывает гостя программы — знаменитого актёра, режиссёра или литератора, приглашаемого создателями передачи в Саратов специально для участия в «Маркизе». Тема литературной игры и сами загадки так или иначе «подсказывают» личность гостя, готовя его появление.
Например, тема игры — «Романтические сюжеты со счастливым финалом», а загадки:
Вторая часть программы — общение ведущего и зрителей с угаданным гостем. «Маркиза» стала хранителем уникальных документальных материалов. В её фондах более ста видеозаписей 2-3 часовых встреч с выдающимися деятелями русской культуры.
Победители программы и те, кто отличились оригинальной игрой, получают книги и приглашения на спектакли саратовских театров.
Один из любимых призов «Маркизы» — «За альтруизм» — вопрос, открывший путь к победе другому. Главный приз — поездка в Москву на двоих с возможностью посещения любой театральной постановки по выбору победителя.
Каждую весну проводится специальный выпуск «Маркизы» для абитуриентов Института филологии и журналистики при Саратовском классическом университете, победители которого становятся его студентами.
В 2002 году была проведена межрегиональная игра, в которой кроме саратовцев участвовали абитуриенты из Астрахани и Пензы, отобранные на специально проведённых в этих городах олимпиадах. Восемь её победителей без экзаменов стали студентами Саратовского государственного классического университета и Саратовского государственного социально-экономического университета.
В интерактивном варианте программы участвовать в отгадывании литературных загадок могут телезрители. На каждую программу поступает 100—150 телефонных звонков. Призы получают все участники, давшие правильный ответ.
Многие зрители ходят на программу с первых её выпусков уже в течение 20 лет. Дети, приходившие когда-то с родителями, теперь приводят уже собственных детей. Абитуриенты, поступившие на первых выпусках «Маркизы», стали преподавателями и уже соревнуются с собственными студентами. Таким образом «Маркиза» постепенно стала своеобразным клубом любителей театра, литературы и кино.
Аудитория (как правило, от 150 до 200 человек) состоит из представителей самых разных возрастов (от школьников до пенсионеров с многолетним стажем), профессий и интересов. Важно, что в аудитории нет «статистов», в игре участвуют все. Для создания атмосферы дружеского вечера в программу приглашаются музыканты различных стилей и направлений.
За время существования «Маркизы» в её павильоне побывало около двадцати тысяч человек, было отгадано более 500 разнообразных литературных загадок, процитировано столько же произведений и их авторов. Более 100 абитуриентов стали студентами, победив на специальных выпусках. Состоялось более 100 встреч с гостями «Маркизы».
По материалам программ выпущено три тома книги «„Маркиза“. Страницы телевизионной игры», в которые вошли фрагменты литературных игр, и встречи с некоторыми гостями программы.
Доброжелательная и компетентная аудитория «Маркизы», которая складывалась на протяжении многих лет, располагает своих гостей к долгому и непринужденному разговору, многообразие её интересов позволяет коснуться множества самых разнообразных тем. Из материалов этих встреч монтируются приложения к телеигре «Маркиза», состоящие из 2-3 частей, целиком посвященные гостю программы. В какой-то степени эти приложения можно назвать видеоэнциклопедией русского театра и кино, или же театральным романом, рассказанным на «Маркизе».
«Маркиза» удостоена более сорока призов и дипломов на Международных и Всероссийских фестивалях, среди них:
Автором предисловия к книге "Маркиза. Страницы телевизионной игры" стал легендарный телевизионщик, один из создателей "КВН" Сергей Александрович Муратов. Его ученица Ирина Волкова в своей докторской диссертации пишет следующее:
В телеэфире есть совсем немного программ, которые, по нашему мнению, достойны считаться истинными играми – преемниками прежнего «КВН». Среди них и особо почитаемая С.А. Муратовым «Маркиза» – передача, выпускаемая Саратовским телевидением с 1993 года по сей день. Обоснуем это утверждение, последовательно анализируя форму этой передачи, её содержание, функции, модель коммуникации со зрителями и постэфир.
Форма и содержание. Телепрограмма состоит из двух частей: литературная игра-викторина и встреча с «тайным гостем», специально приехавшим в Саратов. Его имя никто, кроме ведущего, заранее не знает, оно должно быть отгадано финалистом первой части. Действие происходит в студии, где собираются поклонники чтения – люди разных возрастов, здесь нет статистов, нет разделения на участников и зрителей. В трёх турах игры нужно отгадать нечто (предметы, ситуации, фразы, так или иначе связанные с литературой) или авторов книг, задавая вопросы ведущему таким образом, чтобы тот мог ответить либо «да», либо «нет». Загадки объединены общей темой, например, «Последствия верности своей привычке, описанные в произведениях русской литературы» или «Гротескные ситуации и персонажи». Тема должна каким-то образом намекать на гостя телеигры (роли, внешность, характер, биография), который появится во второй части, чтобы пообщаться с игроками. Передача в момент записи полностью импровизационна, ведущему приходится фантазировать, чтобы ответы были правильными и при этом неочевидными, игроки забывают о камерах и о съёмках, вовлекаясь в почти детективный процесс, живые эмоции отражаются на лицах, и телезритель видит, как происходит озарение, рождается догадка. При последующем монтаже сохраняется иллюзия прямого эфира: паузы, оговорки, повторы как важные штрихи образа человека играющего не вырезаются. Рассказы гостей создатели передачи считают видеодокументами, естественными портретами известных людей в интерьере свободного раскрепощённого общения. Из материалов этих встреч монтируются приложения к игре, которые являются своеобразной видеоэнциклопедией русского театра и кино, или же театральным романом, рассказанным в программе «Маркиза» доброжелательной и внимательной аудитории
Если передача идёт в прямом эфире, участвовать в игре могут и телезрители. Несмотря на отсутствие рекламной кампании и активного продвижения в Интернете (у «Маркизы» всего по одному сообществу в Фейсбуке, «Одноклассниках» и ВКонтакте, нет своего сайта), на каждую программу поступает не менее 150-ти звонков. Миссия и функции передачи. По словам создателя «Маркизы» и её постоянного ведущего Александра Динеса, главное, «чтобы в момент, когда зазвучит финальная мелодия, у зрителя осталось ощущение душевного подъёма, осознание того, что в жизни существуют романтика, светлые чувства, гармония и красота».
«Маркиза» отвечает концепции человековедческого телевидения («рентген характера»), сформулированной В. Саппаком и С. Муратовым более полувека назад: только истинные чувства человека, только настоящие эмоции, без лицедейства и притворства, открытие реального человека и провозглашение его высшей ценностью – составляют первоэлемент телевидения. «Маркиза» знакомит зрителей с интересными людьми, которые, благодаря особому творческому пространству игры, свободно и искренне демонстрируют свои лучшие человеческие качества. Как писал С.А. Муратов: «При всей занятности, забавности, передача несёт в себе то, что мы называем интеллигентностью, даже, я бы сказал, высшей пробы провинциальной интеллигентностью – той, что ассоциативно связана для нас с хрестоматийными нашими представлениями о Чехове, об опрятности небогатых музеев и библиотек, о каком-нибудь юноше из глубинки, призёре научных олимпиад или же победителе интеллектуальных телевизионных игр»
Название и заставка. Передача получила своё интригующее название в честь кота режиссёра Наталии Давыдовой. Сначала авторам просто понравилось звучание слова «маркиза», потом оказалось, что название отражает дух импровизации и независимости игры. По словам одного из гостей, актёра Владимира Стеклова, хочется в присутствии «Маркизы», «этой «дамы», быть элегантным, галантным и приветствовать её только в почтительном поклоне»
Музыкальная заставка к «Маркизе» настраивает зрителей на оптимистичный и при этом неоднозначный лад: итальянский камерный оркестр Rondo Veneziano исполняет тему в стиле барокко; мы слышим динамичное звучание старинных и современных инструментов. Это похоже на увертюру, передающую в свёрнутом виде концепцию будущего музыкального представления. Уже в заставке опознаётся интрига: ирония, игра, фантазия заключаются в смешении музыкальных стилей. Иоганн Йозеф Фукс, композитор и теоретик эпохи барокко, писал: «Музыкальное произведение отвечает требованиям хорошего вкуса, если оно направлено на возвышенное, но движется в естественном порядке, сочетая блестящие идеи с совершенным мастерством»336. Rondo Veneziano осовременивает барокко естественными ритмами бас-гитары и ударных, что придаёт возвышенной мелодии игривость и озорство.
На картинке, сопровождающей музыку, возникает старинный письменный стол с чернильницей и перьями, стопками фолиантов в красивых корешках, и на листе вязью пишется название передачи.
Модель коммуникации. В «Маркизе» используется «субъектно-субъектная» модель коммуникации, характерная для истинной свободной игры, когда нет управленческого одностороннего процесса. Цель деятельности находится внутри игрового пространства, в самом процессе поиска ответа на вопросы. Мотивацией служат не столько призы (книги, билеты в театр) – они являются приятным дополнением, а сама возможность играть и общаться. На съемках программы царит почти семейная обстановка, создаваемая ведущим Александром Динесом с помощью различных приёмов, например, в начале игры Динес традиционно представляет поимённо всех создателей программы (режиссера, операторов и других.) и интересуется, есть ли новички среди игроков, а в конце передачи всем участницам, независимо от возраста, преподносят цветы.
Постэфир. Подобно «КВН» и «Что? Где? Когда?» вокруг «Маркизы» более чем за 20 лет её существования сформировался клуб участников и фанатов, правда, далеко не такой многочисленный. Каждый год организуется специальный выпуск для абитуриентов Института филологии и журналистики Саратовского Госуниверситета, победители зачисляются вне конкурса. В павильоне «Маркизы» побывало примерно двадцать тысяч игроков, было отгадано более пятисот разнообразных литературных загадок, передача значительно повысила спрос на классические произведения литературы
«Маркиза» получила более сорока наград и дипломов на международных и всероссийских фестивалях. В частности, приз в номинации «За интеллигентность и оптимизм» – как раз за те качества, которые делают игру идеальной, которыми отличался и прежний «КВН».
Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук "Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций" — автор Ирина Ивановна Волкова. Москва, 2015.]