Interested Article - Мясин, Леонид Фёдорович
- 2021-09-26
- 1
Леони́д Фёдорович (Лео) Мя́син ( 28 июля [ 9 августа ] 1896 Москва — 15 марта 1979 , Кёльн , Германия ) — танцовщик и хореограф русского происхождения. Поставил более 70 одноактовых балетов. С 1914 года входил в труппу Большого театра, затем выступал в Русском балете Дягилева .
Биография
Учился балету в Московском театральном училище . Там его заметил Сергей Дягилев , приехавший в Москву в поиске артистов для своей труппы, и увёз в Европу. После увольнения Вацлава Нижинского в конце 1913 года Мясин стал первым танцовщиком, а затем и одним из основных хореографов « Русских сезонов ». Дебют в труппе Русский балет Дягилева состоялся 14 мая 1914 года в роли Иосифа в балете « Легенда об Иосифе ». В этот период наиболее громкой его постановкой стала скандальная премьера «сюрреалистического» балета « Парад » на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто ) .
Разрыв Мясина с Дягилевым был драматичным. Ещё в 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии « Весны священной », у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. После конфликта Мясин прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Балетмейстер был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет . Дягилев тяжело переживал разрыв с Мясиным, что не помешало ему позднее отозваться о бывшем фаворите следующим образом: «У Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, — это деньги» . Несмотря на всё это, свои мемуары Мясин предварил посвящением «Памяти Сергея Дягилева» .
Русский балет Дягилева
С 1915 по 1921 год Мясин был главным балетмейстером Русского балета Дягилева.
После ухода Вацлава Нижинского он стал звездой и взял на себя его роли . В своём первом балете, вышедшем в 1915 году под названием «Le Soleil de Nuit», он использовал элементы русского фольклора. 18 мая 1917 года в парижском театре Шатле состоялась премьера балета « Парад ». Балет основан на либретто Жана Кокто . Парад рассказывает о группе артистов цирка, которые пытаются завлечь публику в палатку перед началом шоу. Декорации и костюмы были разработаны Пабло Пикассо , дирижёр — Эрнест Ансерме . Чтобы достоверно изобразить испанские танцы, Мясин тщательно изучил аутентичный испанский стиль танца персонажей .
Русский балет Монте-Карло
После смерти Дягилева и фактического прекращения его антрепризы Мясин стал балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло , основанной полковником де Базилем и Рене Блюмом , которая сохранила репертуар « Русского балета Дягилева » и во многом продолжала его традиции. Впоследствии труппа де Базиля Оригинальный русский балет представляла некоторые постановки балетмейстера в своих гастролях. Он продолжал использовать симфоническую музыку известных композиторов . В 1933 году он создал первый в мире симфонический балет « Предзнаменования », на музыку Пятой симфонии (соч. 64) П. И. Чайковского . 24 июля 1936 года он также поставил балет « Фантастическая симфония » на одноименную симфонию Гектора Берлиоза , где он танцевал роль молодого музыканта с Тамарой Тумановой . Был впервые представлен труппой Русский балет Монте-Карло полковника Василия де Базиля в театре Ковент-Гарден , Лондон . Это был третий симфонический балет Мясина.
В 1929—1931 годах был главным хореографом кинотеатра « » в Нью-Йорке .
В 1941—1944 годах Мясин работал в Национальном театре балета в Нью-Йорке. В 1945 году организовал собственную балетную труппу; в последующие годы (1947—1951) был приглашен в качестве солиста балета и балетмейстера многими ведущими европейскими театрами оперы и балета, включая «Сэдлерс Уэллс» (Sadler’s Wells) и « Ковент-Гарден » (Covent Garden) в Великобритании , в Копенгагене , миланский оперный театр « Ла Скала » (La Scala), Парижскую комическую оперу и др. В театральном сезоне 1953—1954 гг. вновь выступал в балетных постановках театра «Ла Скала» .
Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых наибольший успех имели « Красные башмачки » ( 1948 ) и « Сказки Гофмана » ( 1951 ). Балет Мясина и «Красные башмачки», вставленный в середину фильма, кинорежиссёры Пауэлл и Прессбургер считали своим лучшим достижением , не жалея денег и технических средств для его киносъёмки.
В 2005 году в Большом театре в Москве впервые были поставлены балеты Мясина « Треуголка », « Предзнаменования » и « Парижское веселье » .
Личная жизнь
Во время своей карьеры в « Русских балетах » Леонид Мясин был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальны .
Впоследствии Мясин был четырежды женат. Из-за романа со своей будущей первой женой, балериной Верой Савиной (урождённой Кларк), он распрощался с Дягилевым. Его вторая жена, Евгения Делярова, также была артисткой балета. В браке с Татьяной Милишниковой (Орловой, снималась в кино под фамилией мужа) у него родились двое детей: дочь Татьяна (род. 1941) и сын (род. 1944). Они развелись в 1968 году, после чего Мясин женился на Ханнелор Холтвик, от которой у него было два сына, Питер и Теодор.
В 1924 году Мясин приобрёл — небольшой архипелаг из трёх островков, находящийся близ итальянского городка Позитано . Поселившись на самом большом из них, , он построил здесь виллу и дом для гостей, а в руинах сарацинской башни устроил балетную школу с танцевальными залами и комнатами для учеников. Попытки Мясина построить на острове театр не увенчались успехом. В 1930-х годы архитектор Ле Корбюзье продолжил благоустройство острова — он соорудил для Мясина бассейн, а также перестроил гостевой домик в виллу «Белый дом». После смерти Мясина в 1979 году его наследники продали острова Ли-Галли другому знаменитому танцовщику, Рудольфу Нурееву .
Постановки
Русский балет Дягилева
- 1914 — не осуществлённый балет « Литургия » в оформлении Н. С. Гончаровой
-
1916
- « Менины » на музыку Л. Обера , Г. Форе , М. Равеля и Э. Шабрие ; декорация К. Сократе, костюмы Х. М. Серта , Сан-Себастьян
- « Кикимора » на музыку А. К. Лядова , сценография М. Ф. Ларионова , Сан-Себастьян
-
1917
- 12 апреля — « Женщины в хорошем настроении » на музыку Доменико Скарлатти , либретто и оформление Льва Бакста , Рим
- 11 мая — « Русские сказки » на музыку А. К. Лядова, либретто М. Ф. Ларионова и Л. Ф. Мясина, оформление М. Ф. Ларионова, театр Шатле , Париж
- 18 мая — « Парад » на музыку Эрика Сати, либретто Жана Кокто , оформление Пабло Пикассо , театр Шатле, Париж
-
1919
- 5 июля — « Волшебная лавка » на музыку Джоаккино Россини , либретто Леонида Мясина, оформление Андре Дерена , театр Альгамбра , Лондон
- 22 июля — « Треуголка » на музыку Мануэля де Фальи , оформление Пабло Пикассо, театр Альгамбра, Лондон
-
1920
- 2 февраля — « Песнь соловья » на музыку Игоря Стравинского , либретто по сказке Андерсена , оформление Анри Матисса , Гранд-опера , Париж
- 15 мая — « Пульчинелла » на музыку Игоря Стравинского, либретто Леонида Мясина, оформление Пабло Пикассо, Гранд-опера, Париж
- 14 декабря — « Весна священная » Игоря Стравинского, Париж
-
1925
- 15 июня — « Зефир и Флора » на музыку В. А. Дукельского , либретто Бориса Кохно , сценография Жоржа Брака , Гетэ-Лирик, Париж
- 17 июня — « Матросы » на музыку Ж. Орика , либретто Бориса Кохно, сценография Педро Прюна, Гетэ-Лирик, Париж
- 1927 , 7 июня — « Стальной скок » на музыку Сергея Прокофьева , либретто и оформление Георгия Якулова , Театр Сары Бернар , Париж
- 1928 , 6 июня — « Ода » на музыку Николая Набокова на либретто Бориса Кохно, сценографы Павел Челищев и
«Парижские вечера» ( Soirées de Paris )
-
1924
- 17 мая — « Прекрасный Дунай » на музыку произведений И. Штрауса и Й. Ланнера в оркестровке Р. Дезормьера , декорации В. Я. Полунина, костюмы Э. де Бомона, театр , Париж
- 15 июня — « Меркурий » на музыку Эрика Сати, идея , оформление Пабло Пикассо , театр Сигаль, Париж
Русский балет Монте-Карло
- 1932 — « Детские игры » на музыку Ж. Бизе (в энциклопедии «Балет» (1981) ошибочно указан Визе )
- 1933 , 13 апреля, Опера Монте-Карло — « Предзнаменования » на музыку Пятой симфонии Петра Чайковского , оформление Андре Массона
- 1936 , 24 июля, Ковент-Гарден — « Фантастическая симфония » на музыку одноимённой симфонии Г. Берлиоза , оформление К. Берара
-
1938
- 5 апреля, Опера Монте-Карло — « Парижское веселье » на музыку Жака Оффенбаха , декорации , костюмы Варвары Каринской
- 21 июля, театр « Друри-Лейн », Лондон — « Достославнейшее видение » на музыку Пауля Хиндемита , либретто Леонида Мясина и Пауля Хиндемита, оформление Павла Челищева
- 1939 , 9 ноября, Метрополитен-опера — « Вакханалия » на музыку из первого действия оперы Р. Вагнера « Тангейзер », либретто и оформление Сальвадора Дали ; возобновление в новой версии 1966 года
- 1941 , 8 октября, Метрополитен-опера — « Лабиринт », сюрреалистический балет на музыку 9-й симфонии Ф. Шуберта , либретто и сценография С. Дали
- 1954 — « Гарольд в Италии » на музыку одноимённой симфонии Берлиоза (датирование 1951 годом представляется неточным)
- « Болеро » Мориса Равеля
Балетный театр
- 1945 — « Жар-птица » Игоря Стравинского, декорации и костюмы Марка Шагала .
Ла Скала
- 1952 — Laudes Evangelii на музыку
Фильмография
- 1932 — танцовщик , « », реж. Герберт Уилкокс
- 1941 — Перуанец , « » (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
- 1942 — Ревнивый кавалер , « » (фильм-балет)*, реж. Жан Негулеско
- 1947 — Роберто , « »*, реж. Григорий Ратов
- 1948 — Гриша Любов , « Красные башмачки » (также хореограф партии башмачника во вставном балете «Красные башмачки»), реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
- 1951 — Спаланцани / Шлемиль / Франц , « Сказки Гофмана », реж. Майкл Паэулл и Эмерик Прессбургер
- 1953 — « Аида » (фильм-опера), реж.
- 1954 — , « Неаполитанская карусель »*, реж. Этторе Джаннини
- 1959 — Дух , « »* (в балете « », хореография ; хореография балета « Любовники из Теруэля » для Людмилы Чериной ), реж. Майкл Паэулл
- 1961 — Иоанн Креститель , Laudes Evangelii * (фильм-балет?), реж.
- (*) — фильмы, в которых Мясин выступил также как хореограф.
Сочинения
- Мясин Л. Ф. = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9 .
Примечания
- . Дата обращения: 16 августа 2017. 16 августа 2017 года.
- ↑ .
- Vernon Duke . Passport to Paris. — Boston, Toronto: Little, Brown and Co., 1955. — 502 p.
- , Глава 1, с. 17.
- Lynn Garafola. . — New York: Oxford University Press, 1989.
- ↑ Au, Susan. Ballet and Modern Dance. — London: Thames & Hudson LTD. — С. 106–108.
- Norton, Leslie. Jefferson, North Carolina: McFarland & Company Inc. — Publishers.
- Léonide Massine. . — London: Macmillan, 1968.
- Vicente García-Márques,. The Ballets Russes: Colonel de Basil's Ballets Russes de Monte Carlo. — New York: Knopf, 1932—1952.
- Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .
- . Дата обращения: 8 ноября 2018. 18 сентября 2011 года.
- от 18 ноября 2005 на Wayback Machine // «Ведомости», 18.04.2005.
- См., например: Vicente Garcia-Marquez. Massine: A Biography. — NY: Alfred A. Knopf, 1995. — Рецензия: // The New York Times , November 1, 1995.
- , Глава 11, с. 184.
- , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 351.
- ↑ .
- , Massine Léonide, p. 156.
- ↑ .
Литература
- Крымский В . Приедет ли балет Дягилева в Нью-Йорк?: Беседа с Л. Ф. Мясиным // Новое русское слово .— Нью-Йорк, 1928.— 26 февраля (№ 5509).— С. 6.
- Камышников Л . «Школа танцев» — Карло Гольдони // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1934.— 1 января (№ 7645).— С. 3.
- Сазонова Ю . Сезон Балета: «Алеко» в Метрополитэн Опера : Антреприза С. Юрок // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1942.— 8 октября (№ 10821).— С. 3.
- Сазонова Ю . «Прекрасная Елена» и «Алеко» в Русском балете С. Юрока // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1943.— 8 апреля (№ 11003).— С. 3.
- Сазонова Ю . «Треуголка» Мануэля де Фалла в Русском балете С. Юрока // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1943.— 13 апреля (№ 11008).— С. 3.
- Сазонова Ю . «Спящая красавица» и «Русский солдат» в Русском балете С. Юрока // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1943.— 20 апреля (№ 11015).— С. 3.
- Сазонова Ю . Открытие балетного театра в Метрополитэн Хаузе: Мадемуазель Анго // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1943.— 12 октября (№ 11190).— С. 3.
- Сазонова Ю . Сезон балетного театра: «Картины Гойя» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1943.— 15 октября (№ 11193).— С. 3.
- Сазонова Ю . Спектакли балетной труппы маркиза де Куэвас: «Сумасшедший Тристан» — «Трагедия в Вероне» // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1950.— 25 ноября (№ 14092).— С. 3.
- Домгер Л . Мясин в Нью-Йорке // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1966.— 28 июня (№ 19468).— С. 3.
- Скончался Л. Ф. Мясин // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1979.— 17 марта (№ 24832).— С. 1.
- Красовская В. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- Красовская В. М. , Суриц Е. Я. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская , В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1 .
- Суриц Е. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. — Пермь: Книжный мир, 2012. — 460 с. — ISBN 978-5-905550-04-1 .
- «Есть час и день, когда все принимает свою действительную окраску…» Письма Л. Ф. Мясина А. П. Большакову (1914—1916). Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 211—242.
- «С островами у меня много хлопот» Л. Ф. Мясин. Письма брату. 1925—1937. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. Вып. 6. М.: Индрик, 2014. С. 243—296.
- : [ фр. ] : monographie imprimée / Sous la dir. de Philippe Le Moal. — Paris : Larousse-Bordas, 1999. — P. 156. — XV + 830 p. — ISBN 2-03-511318-0 .
- Схейен, Ш. ISBN 978-5-389-12875-0 . . — Москва: Азбука-Аттикус, 2014. —
Ссылки
- [mirslovarei.com/content_his/MJASIN-LEONID-FEDOROVICH-32189.html Биография Л. Мясина на «Мир словарей»]
- 2021-09-26
- 1