Interested Article - Кикимора (балет)
- 2021-03-04
- 1
«Кики́мора» ( исп. Kikimora , фр. Kikimora ) — короткий одноактный балет в постановке Л. Ф. Мясина на музыку одноимённой симфонической поэмы А. К. Лядова ( 1909 ); сценография М. Ф. Ларионова . Первый показ состоялся 25 августа 1916 года силами труппы Русский балет Дягилева в Театре Эухении-Виктории, Сан-Себастьян . Впоследствии сочинение было дополнено другими картинами, и в 1917 году «Кикимора» стала первой сценой балета « Русские сказки ».
История создания
В 1916 году после первых гастролей в США Русский балет Дягилева прибыл в Испанию по приглашению испанского короля Альфонсо XIII . Биографы Леонида Мясина, Л. Нортон ( Leslie Norton ) и Е. Я. Суриц , отмечали благоприятное воздействие покровительства короля и его супруги Эухении Виктории , при отсутствии финансовой поддержки которых труппа Дягилева могла бы не выжить в годы Первой мировой войны . После премьеры первого испанского балета труппы « Менины » С. П. Дягилев задумал сопроводить его коротким русским балетом для совместных спектаклей . Антрепренёр предложил Мясину сочинить сценку на музыку Лядова о Кикиморе и Коте.
Мясин в мемуарах кратко изложил историю его создания: «Когда я был мальчиком, мне очень нравилось слушать народные предания, которые рассказывал в Звенигороде не лишённый воображения деревенский юноша. Меня волновали странные персонажи этих историй и их необыкновенные приключения. Я ещё работал над « Менинами », когда Дягилев предложил мне сотрудничать с Ларионовым и Гончаровой в постановке другого балета, основанного на русской народной сказке. На сей раз мы выбрали сюжет о Кикиморе, злой ведьме, и решили создать маленький балет на музыку Лядова, композитора, которым я восхищался. Вскоре после «Менин» состоялась премьера этого балета в Сан-Себастьяне» .
Дягилев поручил оформление Ларионову, с которым Мясин уже сотрудничал ранее при совместной работе над неосуществлённой постановкой « Литургии » (1915—1917) и первым поставленным его балетом « Полуночное солнце » ( 1915 ). В 1916 году в Сан-Себастьяне были представлены два балета: первый испанский («Менины») и очередной русский («Кикимора») .
Одноактный балет весьма короток, и в этом отношении сравним с « Послеполуденным отдыхом фавна ». Согласно продолжительности музыкального сочинения Лядова, сцена может длиться немногим более или менее 8 минут, что дало основание Е. А. Илюхиной именовать сочинение миниатюрой , хотя Е. Я. Суриц относит произведение к балетам . С. Л. Григорьев, Ф. Хартнолл, Е. Я. Суриц обозначают «Кикимору» как самостоятельное сочинение согласно хронологии спектаклей Русского балета Дягилева. Лесли Нортон не отвела «Кикиморе» отдельного раздела, рассматривая данное сочинение как первую сцену из балета «Русские сказки» с указанием её первого показа .
Весной 1917 года также на музыку Лядова Мясин сочинил дополнительные эпизоды «Царевна-лебедь и Бова-королевич» и «Баба-Яга» — так «Кикимора» стала первой сценой балета «Русские сказки» .
Сюжет
В сцене два действующих персонажа — Кикимора и её полосатый рыжий Кот . Кот прислуживает Кикиморе, убаюкивает её в колыбельке, охраняет её дневной сон, во время которого она набирается сил для своей беспокойной ночной жизни, но в финале в припадке ярости Кикимора убивает Кота .
Премьера
- 1916, 25 августа — «Кикимора», русская сказка, одноактный балет. Первый показ в Театре Эухении-Виктории ( Teatro Eugenia Victoria носит имя супруги Альфонсо XIII Евгении Виктории ), Сан-Себастьян, Испания . Музыка Анатолия Лядова, хореография Леонида Мясина; либретто Михаила Ларионова и Леонида Мясина, декорация и костюмы Михаила Ларионова . Дирижёр Эрнест Ансерме, режиссёр Сергей Григорьев . Дата первого показа точно неизвестна. Суриц датирует премьеру 19 августа или 25 августа . Нортон приводит дату 25 августа .
- Роли и исполнители
- Кикимора — Мария Шабельская
- Кот — Станислав Идзиковский
В отличие от некоторых русских сказок, где Кикимора выступает в мужском обличье, в балете персонаж представлен женской особью .
См. также
Примечания
- ↑ , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 348.
- ↑ , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 327.
- ↑ , с. 408.
- , p. 16.
- , Суриц. Комментирий 86, с. 238.
- , Суриц. «Русские сказки», с. 283.
- , Глава 5, с. 75.
- , Суриц. Вступительная статья, с. 218.
- , Илюхина. Комментирий 11, с. 525.
- ↑ , Суриц. Комментирий 35, с. 232.
- ↑ , p. 31.
- , Суриц. «Русские сказки», с. 284.
- ↑ , Суриц. Комментирий 91, с. 239.
- , Суриц. Комментирий 87, с. 238.
Литература
- Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929 = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А.; предисл. и ком. . — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1993. — 383 с. — ( Ballets Russes ). — 5000 экз. — ISBN 5-87334-002-1 .
- Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9 .
- Мясин Л. Ф. / Публикация, вступ. ст. и ком. Е. Я. Суриц // Мнемозина : Документы и факты из истории отечественного театра XX века : Альманах / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М. : Индрик, 2014. — Вып. 6. — 904 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-91674-330-2 .
- Суриц Е. Я. / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
- : [ фр. ] : Catalog d’exposition [Paris, Bibliothèque-musée de l'Opéra, 24 novembre 2009 – 23 mai 2010] / Direction de Mathias Auclair et Pierre Vidal ; assistés de Jean-Michel Vinciguerra ; préface de Bruno Racine. — Montreuil : Gourcuff Gradenigo, 2009. — 299 p. — ISBN 978-2-35340-067-6 .
- Norton L. Léonid Massine and 20th Century Ballet / Leslie Norton. — McFarland & Company, 2004. — 380 p. — ISBN 0-7864-1752-8 .
Ссылки
- на International Music Score Library Project
- на YouTube — симфоническая поэма в исполнении СО Санкт-Петербургской филармонии под управлением Ю. Х. Темирканова , 2013
- 2021-03-04
- 1