Interested Article - Русские сказки (балет)

«Ру́сские ска́зки» ( фр. Contes russes , также фр. Les contes russes ) — одноактный балет в постановке Л. Ф. Мясина на музыку произведений А. К. Лядова ; сценография М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой . Первый показ состоялся 11 мая 1917 года силами труппы Русский балет Дягилева в театре Шатле , Париж . В дальнейшем Мясин работал над усовершенствованием балета, и его окончательная расширенная редакция впервые была представлена 23 декабря 1918 года под названием «Де́тские ска́зки» ( англ. Children's Tales ) в театре Колизеум , Лондон .

История создания

В 1916 году в Испании Русский балет Дягилева показал одноактный балет Мясина « Кикимора » . Это короткое сочинение на музыку симфонической поэмы А. К. Лядова было создано в пору осложнений отношений В. Ф. Нижинского с С. П. Дягилевым , решившим определить Л. Ф. Мясина в качестве балетмейстера труппы. Согласно воспоминаниям С. Л. Григорьева , антрепренёру «представлялось, что Мясин способен стать воплощением всего, что было современным в искусстве, и реализовывать собственные идеи Дягилева. Пока мы пребывали в Риме , он не терял возможности внедрить эти идеи в его сознание. <…> В Риме начался мясинский период в истории Русского балета» .

В Риме Дягилев предложил Ларионову и Мясину расширить «Кикимору», дополнив её другими картинами на основе русских сказок, для чего была выбрана история о Бабе-Яге и музыка одноимённой симфонической поэмы Лядова ( 1904 ), а балет получил название «Русские сказки» . В то время в Риме Мясин создал три балета: « Женщины в хорошем настроении », «Русские сказки» и « Парад ». В «Русских сказках» Мясин продолжил основанную на народном фольклоре русскую линию, начатую в балетах « Полуночное солнце » и «Кикимора». С точки зрения стилистики произведений Мясина «Русские сказки» заняли место после первого русского балета «Полуночное солнце», первого испанского « Менины » и первого итальянского «Женщины в хорошем настроении». Оформлением балета занимались Ларионов и Гончарова, присоединившиеся в Сан-Себастьяне к труппе Дягилева после её американских гастролей 1916 года .

Весной 1917 года на музыку Лядова Мясин сочинил дополнительные сцены «Царевна-лебедь и Бова-королевич» и «Баба-Яга» — так «Кикимора» стала первой сценой балета «Русские сказки» . Новый русский балет включил Пролог, Эпилог и 4 картины: «Кикимора», «Бова-королевич и Царевна-лебедь», «Баба-яга», «Коляда» . В Прологе появлялся Кукольник и представлял публике двух марионеток — Кикимору и Кота . «В качестве антракта между эпизодами с Царевной-лебедь и последней сценой с Бабой-Ягой я придумал сцену жуткой похоронной процессии, в которой трое крестьян несли на длинных шестах головы дракона, а Кот как главный плакальщик шёл, спотыкаясь, на задних лапах, рыдая в носовой платок» . При создании сочинения Мясин заручился поддержкой Дягилева и Ларионова, который выступил не только как оформитель и автор либретто, но и в качестве «консультанта по движению» , когда Мясин обращался к нему за советом . В балете декорация «обретает собственную хореографическую партию — танцует Изба Бабы-Яги, роль которой исполняют двое артистов, качается люлька Кикиморы, оживает и пускается в пляс часть кулисы» . Результатом такого сотрудничества «оказался великолепный спектакль, отчётливо русский, в трёх эпизодах, связанный интерлюдиями, и завершавшийся необычайно красочной массовой сценой» . В «Русских сказках», заявленных как «хореографические миниатюры», изображена древняя Россия, только представлена она в современной версии с задействованием языческих фольклорных персонажей эпохи до крещения Руси . Но, согласно описанию Мясина, в последней сцене «Баба-Яга» Девочка крестится и спасается от людоедки, пытавшейся поймать её при помощи трёх чертей .

В 1918 году на гастролях в Лондоне были поставлены «Плач Царевны-лебедь» и интермедии, соединяющие части: отдельные танцы и сцена «Похороны дракона». На всех этапах создания балета, начиная с «Кикиморы» до последней расширенной редакции, Мясин работал с Ларионовым и Гончаровой .

Премьеры

Билибин . Кикимора, 1934
  • 1917, 11 мая — первый показ сюиты хореографических миниатюр и танцев «Русские сказки» ( фр. Contes russes «Кикимора», «Бова-королевич», «Баба-яга», «Коляда-маляда») в театре Шатле, Париж. Музыка А. К. Лядова, хореография Л. Ф. Мясина. Декорации и сценический занавес М. Ф. Ларионова; костюмы М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой. Дирижёр Э. Ансерме, режиссёр С. Л. Григорьев .
Роли и исполнители

В отличие от некоторых русских сказок, где Кикимора выступает в мужском обличье, в балете персонаж представлен женской особью . С июля по октябрь 1917 года «Русские сказки» были показаны в вовремя турне по странам Южной Америки ( Уругвай , Бразилия , Аргентина ) .

  • 1918 , 23 декабря — премьера новой и окончательной расширенной редакции под названием «Детские сказки» в театре Колизеум, Лондон

Балет вошёл в репертуар труппы Дягилева и со времени первого показа исполнялся ежегодно, будучи представленным на гастролях в известных театрах городов Европы ( Барселона , Женева , Лондон, Мадрид , Монте-Карло , Париж, Рим, Турин ) . Последний раз «Русские сказки» были представлены труппой Дягилева 5 мая 1929 года в Опере Монте-Карло , после чего в том же году исполнялась только миниатюра «Баба-Яга»: в мае—июне в 22-м Русском сезоне в Театре Сары Бернар (Париж) и в июле в Ковент Гардене (Лондон) .

Возобновление

Оценки

Бессменный режиссёр труппы С. Л. Григорьев писал: «Если в „ Полуночном солнце “ ещё ощутимо влияние Фокина , то балеты, появившиеся в Риме, созданы в совершенно ином русле, в них уже проявился стиль, которому суждено было стать отчётливо мясинским. Лишившись сходства и с балетами Фокина, отмеченными ясным и красивым рисунком, и с традиционными классическими балетами, они стали усложнёнными, суховатыми, вычурными» .

Лесли Нортон отметила, что «Русские сказки» стали важным шагом в развитии Мясина как хореографа, став его первым опытом работы с большим ансамблем танцовщиков .

См. также

Примечания

  1. , с. 220—221.
  2. , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 348.
  3. , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 328.
  4. , с. 408.
  5. , Суриц. Комментирий 35, с. 232.
  6. , Глава девятая. 1917, с. 105.
  7. , Глава 6, с. 79.
  8. , Глава восьмая. 1916, с. 102.
  9. , Суриц. Комментирий 37, с. 232.
  10. , с. 231.
  11. , Глава 6, с. 129.
  12. , Илюхина. Михаил Ларионов: жизнь в балете, с. 35.
  13. , Глава 6, с. 130.
  14. , p. 150.
  15. , p. 151.
  16. , Суриц. «Русские сказки», с. 283.
  17. , p. 269.
  18. , p. 31—32.
  19. , Суриц. Комментирий 91, с. 239.
  20. , с. 409.
  21. , p. 271.
  22. .
  23. , p. 272—294.
  24. , p. 293.
  25. , p. 294.
  26. , p. 35.

Литература

  • Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929 = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А.; предисл. и ком. . — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1993. — 383 с. — ( Ballets Russes ). — 5000 экз. ISBN 5-87334-002-1 .
  • Кулаков В. А. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская , В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. ISBN 5-85270-099-1 .
  • Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. ISBN 5-87334-012-9 .
  • Мясин Л. Ф. / Публикация, вступ. ст. и ком. Е. Я. Суриц // Мнемозина : Документы и факты из истории отечественного театра XX века : Альманах / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М. : Индрик, 2014. — Вып. 6. — 904 с. — 800 экз. ISBN 978-5-91674-330-2 .
  • Суриц Е. Я. / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
  • : [ фр. ] : Catalog d’exposition [Paris, Bibliothèque-musée de l'Opéra, 24 novembre 2009 – 23 mai 2010] / Direction de Mathias Auclair et Pierre Vidal ; assistés de Jean-Michel Vinciguerra ; préface de Bruno Racine. — Montreuil : Gourcuff Gradenigo, 2009. — 299 p. — ISBN 978-2-35340-067-6 .
  • Norton L. Léonid Massine and 20th Century Ballet / Leslie Norton. — McFarland & Company, 2004. — 380 p. — ISBN 0-7864-1752-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Русские сказки (балет)