Абулафия, Самуил Галеви
- 1 year ago
- 0
- 0
Людовик Галеви (Алеви) ( фр. Ludovic Halévy ; 1834—1908) — драматург и романист .
Людовик Галеви родился 1 января 1834 года в городе Париже , сын Леона Галеви , племянник Фроманталя Галеви .
Найдя удачного сотрудника в лице Мельяка , Галеви создал вместе с ним новый жанр — оперетту, где под прикрытием шутки авторы высмеивали все, что было напыщенного и пустого в нравах Второй империи . « Орфей в аду », «Прекрасная Елена», «Синяя борода», «Великая герцогиня Герольштейнская» имели в своё время значение тонкой общественной сатиры . Под легкий ритм оффенбаховской музыки публика вторила смеху авторов, не замечая, что она этим свергала с пьедесталов своих собственных кумиров. Смелость Галеви и Мельяка доходила до осмеяния главной основы лицемерия и косности — преклонения перед традициями. Живший в Париже во время Второй империи писатель П. Д. Боборыкин писал о их коллективном творчестве следующее:
Не имея ещё возможности выводить на свежую воду господствовавший режим, остроумные и даровитые либреттисты — Мельяк и Галеви, найдя себе такого высокоталантливого композитора, как Оффенбах, стали смеяться над чем можно. Прошли вереницей в течение нескольких лет и боги Греции, и гомеровский мир героев, и средневековый мир, и придворная солдатчина Европы в XVIII веке. И оперетка заставила всю Европу и Америку устремляться в Париж смотреть „Орфея в аду“ и все другие вещи, вышедшие из-под пера такого трио, как Мельяк, Галеви и Оффенбах.
Их наиболее известная работа — либретто к опере Жоржа Бизе « Кармен »: « Они сделают мне веселую пьесу ,— писал он, приступая к работе над «Кармен»,— которую я буду трактовать как можно сдержаннее ».
Вместе с Мельяком Галеви написал и несколько более серьёзно задуманных комедий . Самая крупная из них «Фру-Фру» («Frou-Frou», 1869 ), героиня которой — тип французской светской женщины, истеричной и пустой, несчастной вследствие своей неспособности чувствовать глубоко и цельно, и при всём том привлекательной именно благодаря своей нравственной беспомощности. Эмиль Золя присутствовавший на премьере пьесы писал о своих впечатлениях следующее :
Пьеса представляла собой пленительную картинку одного из уголков нашего общества; в особенности первые акты содержали точно наблюденные, правдивые детали; конец мне меньше понравился — он отдавал слезливостью. Бедная Фруфру терпела чересчур уж суровое наказание, — у зрителя слишком горестно сжималось сердце; цикл жизненно достоверных парижских эпизодов завершался банальной картинкой, призванной исторгнуть слезы у чувствительной публики.
Из остальных пьес Галеви и Мельяка самые известные: «Fanny Lear» ( 1868 ), «Tricoche et Cacolet», «La Cigale», «Sonnettes». Галеви написал ещё несколько романов: «Madame et Mr. Cardinal», «La Famille Cardinal», «Criquette», «Abbé Constantin». Последний из них, несколько сентиментальный, содействовал главным образом избранию Галеви в члены Французской академии . Галеви напечатал еще ряд рассказов из франко-прусской войны , озаглавленных: «Invasion».
На основе их с Мельяком водевиля «Новогодний вечер» ( фр. Le réveillon ) Иоганн Штраус (сын) написал оперетту « Летучая мышь » , а по мотивам комедии «Атташе из посольства» ( «L’attaché d’ambassade» , 1862) Франц Легар написал оперетту « Весёлая вдова » (1905) .
Неоднократно выступал в поддержку присуждения Нобелевской премии по литературе Л. Н. Толстому .