Interested Article - Кардин, Эжен

Эжен Карди́н ( фр. Eugène Cardine ; 11 апреля 1905, Courseulles-sur-Mer, деп. Кальвадос — 24 января 1988, Солем, деп. Сарта ) — французский монах-бенедиктинец, филолог , музыковед -медиевист. Родоначальник палеографического изучения григорианского хорала по его невменным памятникам (так называемой ) — метода, принятого ныне медиевистами повсеместно.

Очерк жизни и научной деятельности

Принял монашеский постриг в Солемском аббатстве 29.6.1930, рукоположен в священники там же 2.9.1934. Учился церковному пению непосредственно в монастыре. В 1940-52 регент церковного хора в аббатстве. В 1952-84 преподавал в должности «профессора григорианской палеографии» в (Рим), в разные годы также — в Папской высшей музыкальной школе, в учебных заведениях Сант-Ансельмо и Collegium Germanicum (там же). Член литургической комиссии Второго Ватиканского собора . С 1984 жил на родине, в Солемском аббатстве.

Основной труд Кардина — пособие «Григорианская семиология» ( лат. Semiologia gregoriana ), опубликованное в 1968 г. по его лекциям и семинарам в Папском институте духовной музыки. Книга переведена на французский, немецкий, английский, испанский, голландский, польский языки. Как музыковед, особое внимание уделял проблеме ритма в григорианской монодии. Разрыв невмы он интерпретировал как указание на удлинение последней в группе длительности, аргументируя свою гипотезу, в том числе, ретроспективным анализом одноимённых песнопений в памятниках модальной нотации XIII в. (ритм которых, в отличие от древнейших невменных рукописей хорала, достаточно точно расшифровывается).

Кардин — редактор сборника песнопений григорианской мессы «Невмированный градуал » (1966), представляющего собой репринтное воспроизведение Римского градуала (Graduale Romanum) 1908 г. в (обычной) римской квадратной нотации, с добавлением одной (преимущественно санкт-галленской ) «оригинальной» невменной версии.

Избранные труды

  • Semiologia gregoriana. Roma: Pontificio istituto di musica sacra, 1968 (оригинал; итал. язык)
    • Sémiologie grégorienne. Solesmes, 1970 (перевод на фр.);
    • Semiología gregoriana. Burgos, 1982 (перевод на исп.);
    • Gregorian semiology. Solesmes, 1982 (перевод на англ.);
    • Semiologie van het Gregoriaans. Sint Odiliënberg, 1991 (перевод на голл.);
    • Semiologia gregoriana. Barcelona, 1997 (перевод на каталонский);
    • Gregorianische Semiologie. Solesmes, 2003 (перевод на немецкий);
    • Semiologia gregoriańska. Kraków, 2005 (перевод на польский).
  • L’interprétation traditionnelle du chant grégorien // Katholische Kirchenmusik II. Wien, 1954, pp.105-10;
  • Neumes et rythme // Congrès de musique sacrée III. Paris, 1957, pp.264-76;
  • Le chant grégorien est-il mesuré? // Études grégoriennes, 6 (1963), pp.7-38;
  • Primo anno di canto gregoriano. Roma, 1970;
  • La notation du chant grégorien aux XVIIe-XIXe s. // Anuario Musical, 43 (1988), pp.9-33;
  • (редактирование) Graduel neumé. Solesmes, 1966.

Литература

  • Ut mens concordet voci. Festschrift Eugène Cardine zum 75. Geburtstag, hrsg. v. J.B. Göschl. St Ottilien, 1980 (содержит полную библиографию Кардина на момент выпуска фестшрифта)
  • Agustoni L. Die gregorianische Semiologie und Eugène Cardine // Beiträge zur Gregorianik, 1 (1985), SS.9-22.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.

Ссылки

Источник —

Same as Кардин, Эжен