Interested Article - Аверкиева, Юлия Павловна

Ю́лия Па́вловна Аве́ркиева (в замужестве — Петро́ва ; 24 июля 1907 года , село Подужемье , Кемский уезд , Архангельская губерния , Российская империя 9 октября 1980 года , Москва , СССР ) — советская этнограф -американист, крупнейший специалист по этнографии индейцев Северной Америки . Доктор исторических наук . Автор ряда монографий об истории общества у американских индейцев и теоретической мысли в американской этнографии, а также многих научных статей и докладов на международных научных конгрессах.

Биография

Ранние годы

Юлия Павловна Аверкиева родилась 24 июля 1907 года в семье онежских крестьян- поморов , в селе Подужемье, Кемского уезда, Архангельской губернии. В 1925 году окончила школу 2-й ступени в городе Кемь . Свободно владела карельским языком . В том же году Наркомпросом Карельской АССР была направлена в город Петрозаводск для сдачи экзамена в вуз . Поступила на этнографическое отделение географического факультета Ленинградского государственного университета , где проходила обучение у Владимира Германовича Тан-Богораза и Льва Яковлевича Штернберга .

В 1929 году окончила университет со специализацией по финно-угорским народам , и на два года была командирована Наркомпросом РСФСР на стажировку в Колумбийский университет в Нью-Йорке в США , где специализировалась в области американской этнографии у Франца Боаса . Осенью 1930 года, приняв его приглашение, участвовала в экспедиции к индейцам племени квакиютль на острове Ванкувер в Канаде . Эта экспедиция навсегда определила круг её научных интересов.

Научная деятельность в 1930-е — 1940-е годы

Сразу по возвращении на родину она поступила в аспирантуру АН СССР и была прикреплена к Музею антропологии и этнографии АН СССР, где работала над кандидатской диссертацией под руководством Николая Михайловича Маторина и Владимира Германовича Тан-Богораза. Весной 1932 года в журнале « Советская этнография » появилась её первая научная статья, посвящённая вопросам этнологии и физической антропологии .

4 августа 1931 года Юлия Павловна Аверкиева вышла замуж за Петра Афанасиевича Букина, ре-эмигранта из США, который взял её фамилию. Брак оказался неудачным, и, несмотря на рождение дочери Елены, в 1934 году супруги развелись. Осенью 1935 года она вышла замуж во второй раз за Аполлона Александровича Петрова , научного сотрудника Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, специалиста по древней китайской философии, который удочерил её ребёнка от первого брака. В том же 1935 году Юлия Павловна Аверкиева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Рабство у племён северо-западного побережья Северной Америки». К тому времени, помимо русского и карельского, она свободно владела английским , немецким , французским и финским языками .

В 1936 году по политическим мотивам её исключили из ВЛКСМ и уволили с работы. Однако в том же году Юлия Павловна Аверкиева была принята на должность библиотекаря I разряда в отдел систематики Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина . Здесь ею была проведена большая работа по созданию и систематизации каталогов библиотеки по этнографии, географии и антропологии. В 1937 году у неё родилась дочь Зинаида. В 1938 году она была принята в Институт этнографии на должность старшего научного сотрудника.

В июле 1941 года эвакуировалась с семьёй из Ленинграда в Москву , затем в село Услан под Казанью и Куйбышев , где находилась до апреля 1942 года.

Из эвакуации вернулась в Москву. После, вместе с мужем, командированным в качестве дипломатического работника в Китай , с мая 1942 по сентябрь 1943 года и с 1945 по июль 1947 года жила в городе Чунцине . С сентября 1943 по 1945 год состояла в заочной докторантуре Института этнографии АН СССР. По возвращении из Китая в 1947 году была принята в этот институт на должность младшего научного сотрудника .

Арест и реабилитация

По политическим мотивам была арестована 25 ноября 1947 года. В заключении 28 апреля 1948 года Юлия Павловна Аверкиева родила сына, которого у неё отобрали через две недели и отдали в детский дом, ничего не сказав о нём Аполлону Александровичу Петрову. В 1949 году её осудили на пять лет лагерей и отправили отбывать наказание в исправительно-трудовой лагерь в городе Темников , в Мордовской АССР . В том же году скоропостижно скончался второй муж Юлии Павловной Аверкиевой. 28 ноября 1952 года она была выслана в Енисейский район Красноярского края . Здесь в посёлке Стрелка учёный-этнограф работала учётчицей на шпалозаводе и фактурщицей на лесозаготовке. В 1954 году по амнистии вернулась в Москву, а в 1956 году была полностью реабилитирована .

Научная деятельность в 1960-е — 1970-е годы

В августе 1957 года Юлия Павловна Аверкиева была восстановлена в должности младшего научного сотрудника Института этнографии АН СССР. В этом научном институте она трудилась до самой смерти. Последней её должностью здесь была должность заведующего сектором народов Америки. В марте 1962 года она защитила докторскую диссертацию на тему «Разложение родовой общины и формирование классовых отношений у индейцев Северо-Западного побережья Северной Америки», и в июле того же года ей была присуждена учёная степень доктора исторических наук. В том же году вступила в КПСС . Большое внимание уделяла современному ей движению индейцев в США и Канаде и их положению в этих странах.

Принимала участие в Международных конгрессах по антропологии и этнографии в Москве (1964), Токио (1968), Чикаго (1973), Международных конгрессах по социологии в Эвиане (1966), Варне (1970), Торонто (1974), Стокгольме (1978), в Международном конгрессе психологов в Москве (1966), в симпозиуме «Место этнографии в системе наук» в в Австрии (1976) и других научных форумах. Неоднократно избиралась в руководящие органы советов международных научных обществ. Она была членом Постоянного совета Международного союза антропологических и этнологических наук, вице-президентом Исследовательского комитета по расовым и этническим отношениям и положению нацменьшинств при Международной социологической ассоциации. С 1966 по 1980 год была главным редактором журнала «Советская этнография».

Юлия Павловна — человек ортодоксальных марксистских убеждений, которые не поколебали годы, проведенные ею в тюрьме, лагере и на поселении в Сибири, — сохраняла верность основным положениям концепции Моргана — Энгельса. Однако она не препятствовала свободному обмену мнениями по этим вопросам на страницах журнала, правда, в разделе «Дискуссии и обсуждения».

Тумаркин Д. Д. // Этнографическое обозрение. 2001. № 4. С. 20—26.

Юлия Павловна Аверкиева умерла 9 октября 1980 года в Москве. Она была кремирована . Урна с её прахом была захоронена в могиле Петрова Аполлона Александровича на Ваганьковском кладбище .

Отзывался о ней в своих мемуарах Владимир Рафаилович Кабо .

Основные работы

Комментарии

  1. У индейцев из племени квакиютль Юлия Павловна Аверкиева прошла инициацию и получила новое имя Хвуана, а также родовой тотем в виде ярко раскрашенного орла, терзающего касатку, который всегда хранила на своём письменном столе.

Примечания

  1. . Дата обращения: 26 сентября 2022. 1 марта 2021 года.
  2. . Дата обращения: 16 июля 2022. 30 июля 2021 года.

Литература

Ссылки

  • . ИЭА РАН . Дата обращения: 19 сентября 2013. Архивировано из 21 сентября 2013 года.
  • Аргутинская Н. К. . РНБ . — Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры. Биографический словарь, т. 1-4.
  • Нитобург Э. Л. . Ihst.ru.
Источник —

Same as Аверкиева, Юлия Павловна