Бабурин, Евгений Эдуардович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Серге́евич Бабу́рин ( 8 ( 21 ) сентября 1909 года, д. Сумароково, Рузского уезда Московской губернии — 5 декабря 1982 года , Московская область ) — советский историк . Кандидат исторических наук (1939), профессор (1961). Майор.
Родился в деревне Сумароково Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье, в которой был третьим ребёнком.
В 1920-х годах стал комсомольцем . Занимался агитационной работой в деревнях, был корреспондентом местной многотиражки.
В 1927 — 1930 годах учился в , который успешно окончил. В октябре 1932 года окончил также школу авиаспециалистов в Монино по специальности летчика-наблюдателя и авиатехника .
С 1932 года преподавал историю и обществоведение в средних школах № 344 и № 346 Бауманского района Москвы . В школе № 346 был директором в 1938 — 1939 годах . С 1932 года — член ВКП(б) .
Параллельно с работой в образовании Бабурин активно готовил себя к исследовательской работе. В 1931 году был организован Высший коммунистический институт просвещения (ВКИП) — научно-учебное заведение, готовившее научных работников и преподавателей педагогических дисциплин для вузов и руководящих работников системы народного образования с трехлетним сроком обучения. Д. С. Бабурин окончил его в 1934 году .
В 1934 году , успешно выдержав конкурсные испытания, Д. С. Бабурин, несмотря на отсутствие высшего образования, был принят в аспирантуру Московского историко-архивного института, где учился под руководством профессоров П. Г. Любомирова и Ю. В. Готье . Окончив аспирантуру, Бабурин получил звание учителя средней школы , а 7 января 1939 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию . Это была, наряду с работой М. С. Френкеля, одна из первых диссертаций, защищённых в Историко-архивном институте. Опубликованная на основе диссертации монография стала первой в серии трудов Историко-архивного института.
Ещё до защиты диссертации Д. С. Бабурин начал преподавательскую деятельность в Историко-архивном институте. В тяжелое время идеологических «чисток» и передачи института (вместе со всем архивным делом) в ведение НКВД , Бабурин в начале 1939 года занял должность заместителя директора МИАИ по учебной работе (по другим документам — по учебной и научной работе). К этому времени относится выговор, вынесенный ему по партийной линии за то, что, вступая в партию, Бабурин скрыл, что его отец перед революцией некоторое время занимался мелкой торговлей, а значит, был «торговцем-спекулянтом». Ставился вопрос об увольнении Бабурина из института, однако этого не произошло. Напротив, после того как 16 июня 1939 года был снят с работы директор ИАИ , Бабурин несколько месяцев исполнял обязанности директора института.
В 1941 году Бабурин покинул МИАИ и был назначен председателем Центральной экспертно-проверочной комиссии Главного архивного управления НКВД СССР (ЦЭПК ГАУ НКВД; архивное дело в СССР с 1938 по 1960 год было подчинено ведомству внутренних дел), главными задачами которой были проведение экспертизы документов, определение сроков их хранения и уничтожения, а также контроль над деятельностью экспертных комиссий архивов. При непосредственном участии главы ЦЭПК был создан Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока в Томске на основе архивных фондов, эвакуированных их Хабаровска ; в ряде архивов организованы отделы для хранения документов, связанных с Великой Отечественной войной.
В августе 1943 года научный совет Управления государственных архивов (УГА; так в 1941—1944 годах называлось Главное архивное управление) НКВД СССР обсуждал проблемы комплектования государственного архивного фонда. Центральным событием обсуждения был доклад Д. С. Бабурина «О научных принципах и практических задачах по комплектованию Государственного архивного фонда», содержавший в себе инициативу создания в УГА специального научного центра с целью разработки вопросов научно-исторической экспертизы документов. Вскоре на основании содержавшихся в докладе предложений был организован отдел комплектования, возглавленный Бабуриным .
В конце 1944 года Бабурин был вновь переведён на работу в Московский историко-архивный институт , став его директором. Во многом благодаря ему этот полузакрытый вуз в системе НКВД, занимавшийся подготовкой архивистов-практиков, стал одним из центров исторической науки, где работали многие выдающиеся ученые-историки. Однако здоровье оставляло желать лучшего: Бабурин заболел тяжёлой формой туберкулёза и летом 1947 года был по состоянию здоровья освобождён от должности директора ИАИ и уволен в запас из органов МВД в звании майора (приказ министра внутренних дел СССР № 1004 от 22 июля 1947 года) .
Тяжелая болезнь надолго заставила Д. С. Бабурина прекратить активную деятельность. Он перенёс тяжелую операцию, лишился легкого и несколько месяцев находился между жизнью и смертью, став инвалидом и практически не вставая с постели . Оправившись после болезни, Бабурин в 1948 году поступил в докторантуру Института истории АН СССР , подготовил к защите докторскую диссертацию. Однако из-за негативных отзывов на монографию по истории советских государственных учреждений и запрета на её публикацию Бабурин вынужден был в 1950 году отказаться от защиты докторской диссертации и покинуть Институт истории. Некоторое время он работал младшим научным сотрудником в Институте востоковедения АН СССР .
В 1951 году Д. С. Бабурин сумел добиться перевода на кафедру истории СССР исторического факультета Московского городского педагогического института им. В. П. Потёмкина , которую возглавлял тогда академик И. И. Минц , и вернуться к преподавательской деятельности. Собравшая сильный профессорско-преподавательский коллектив, кафедра стала для Бабурина многолетним местом научной и преподавательской работы. Вскоре он стал деканом исторического (с 1958 года — историко-филологического) факультета и занимал эту должность вплоть до 1960 года, когда МГПИ им. В. П. Потёмкина был объединен с ведущим педагогическим вузом СССР — Московским государственным педагогическим институтом им. В. И. Ленина .
При объединении коллективов историко-филологических факультетов двух институтов объединенную кафедру истории СССР возглавил академик И. И. Минц, а Д. С. Бабурин стал его заместителем. Слияние двух кафедральных коллективов, один из которых (МГПИ им. В. И. Ленина) славился добротной организацией учебно-воспитательного процесса, а другой (МГПИ им. В. П. Потемкина) — научно-исследовательской деятельностью, помимо понятных проблем, привело также к становлению одной из наиболее сильных исторических кафедр среди педагогических вузов страны. В 1961 году Бабурин стал профессором, а в 1971 году — сменил И. И. Минца на посту заведующего кафедрой, которую возглавлял на протяжении пяти лет (1971—1976).
За время руководства кафедрой истории СССР Д. С. Бабурин сумел укрепить её научный и преподавательский потенциал: на кафедру были приглашены работать такие уже тогда или впоследствии известные историки, как Н. И. Павленко , В. Б. Кобрин , А. Г. Кузьмин , В. Г. Тюкавкин (ставший преемником Бабурина на посту заведующего кафедрой), , А. Ф. Киселёв . Значителен и список личных учеников Бабурина, под его руководством было защищено более 40 кандидатских диссертаций, хотя сам он докторскую диссертацию так и не защитил.
Умер в 1982 году. Похоронен на Митинском кладбище .
При поступлении в аспирантуру Д. С. Бабурин избрал своей научной специальностью историю государственных учреждений дореволюционной России и занялся исследованием Мануфактур-коллегии. На эту тему была написана кандидатская диссертация, позже опубликованная как «Очерки по истории Мануфактур-коллегии» (1939). Эта работа была первым в советской историографии систематическим исследованием политики российской монархии XVIII столетия в области промышленности.
В конце 1930-х годов написал для многотомной «Истории СССР», работа над которой велась в АН СССР , несколько разделов, посвященных государственным реформам первой половины XVIII века. В те же предвоенные годы под редакцией Бабурина был опубликован первый в СССР учебник по истории архивного дела, а в 1940 году на стеклографе было размножено фундаментальное учебное пособие по истории государственных учреждений России, на протяжении многих лет остававшееся единственным по данной проблематике, а сам Бабурин уже в начале 1940-х годов приобрел авторитет серьезного историка-архивоведа.
В годы работы в Государственном архивном управлении (1941—1944) под руководством Бабурина было разработано несколько руководящих и справочных материалов по комплектованию архивов, документоведению и исторической экспертизе документальных материалов. В числе прочего были подготовлены «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности народных комиссариатов и других учреждений, организаций и предприятий Союза ССР с указанием срока хранения материалов» (1943) и путеводители по государственным архивам СССР.
В те же годы Бабурин написал несколько работ по истории Всероссийской чрезвычайной комиссии , о гражданской войне в Семиречье . Позже, уйдя с руководящей работы и победив болезнь, Бабурин подготовил монографию по истории советских государственных учреждений — теме, с которой была связана его докторская диссертация. В 1950 году монография была готова к выходу в свет, но её вёрстка была рассыпана, так как в работе были усмотрены отход от «интернационалистических позиций» и «апологетика» некоторых позже репрессированных государственных деятелей первых лет советской власти (сохранилось только два тома переплетной вёрстки) . Вместе с монографией был поставлен крест и на докторской диссертации.
Ученик Д. С. Бабурина А. Ф. Киселёв вспоминал:
У Дмитрия Сергеевича было много мыслей, которые не вписывались в советскую историографию. Ученый в нём преобладал, и глубоко жаль, что в те времена этот светлый ум не имел возможности излагать свои размышления в статьях и книгах, но он верил, что у нас все получится, и потому буквально пестовал каждого .
В 1930 году женился на Татьяне Степановне Колокольчиковой, с которой прожил более 50 лет.
Дочери: Ольга и Наталья.