Алексиевич, Светлана Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Светлана Александровна Шерлаимова ( 31 октября 1927 , Красноярск — 18 октября 2019 , Москва ) — советский российский литературовед- богемист , доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра по изучению современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН, исследователь литератур стран Центральной и Юго-Восточной Европы, прежде всего чешской литературы, вопросов теории искусства и путей развития литературной критики.
Родилась 31 октября 1927 года в Красноярске. В 1950 г. по окончании филологического факультета МГУ поступила в аспирантуру. В 1952 г. вступила в КПСС. В 1954 г. начала работать в Институте славяноведения и балканистики АН СССР . В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию «Революционная поэзия Станислава Костки Неймана ». В 1973 году защитила в Институте славяноведения докторскую диссертацию «Чешская поэзия XX в., 20-30-е гг.». С 1975 г. возглавляла литературное подразделение Института славяноведения, занимающееся современной проблематикой — Центр по изучению современных литератур европейских социалистических стран (ныне — Отдел современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы) .
Член Союза писателей СССР с 1978 г.
Муж — Ясен Николаевич Засурский (1929—2021), советский и российский литературовед, доктор филологических наук (1967), профессор (1968), декан (1965—2007) и президент (2007—2021) факультета журналистики МГУ . Заслуженный журналист Российской Федерации (2018).
Скончалась 18 октября 2019 года в Москве на 92-м году жизни. Кремирована на Хованском кладбище ; прах был захоронен в колумбарии на Донском кладбище , в октябре или ноябре 2021 года перезахоронен на Троекуровском кладбище .
В сферу научных интересов входила чешская и словацкая литература XX в. С. А. Шерлаимова являлась членом редколлегии и была одним из авторов «Очерков истории чешской литературы XIX—XX вв.» (1963), «Истории словацкой литературы» (1970).
В книге «Литература Пражской весны: до и после» (2002) рассматривается чешская литература 60-80-х годов XX века и её влияние на события « Пражской весны ». Анализируются ключевые произведения Кундеры , Шкворецкого , Вацулика , Богумила Грабала , Владимира Парала , Когоута , Гавела, а также дискуссия и полемика этой эпохи.
Автор изучает формирование писательской оппозиции власти, исследует ранние признаки потепления — «поэзию будничного дня», театр абсурда по драматургии Вацлава Гавела , новую волну прозы о фашистской оккупации, влияние «пражской осени» 1968 на литературу, бытование темы «Пражской весны» в «нормализованной» прозе, ее отражение в альтернативной литературе, отдаленные последствия «пражской весны» в современной литературе.
В 2010-х годах в работах анализируется литературное наследие М. Кундеры и В. Гавела. Монография «Милан Кундера и его романная философия» (2014) посвящена творчеству чешского писателя конца XX — начала XXI века, одного из идеологов «Пражской весны». По мнению автора, Кундера создал оригинальный жанр «размышляющего романа». В эссе Кундера рассматривает роман как особый вид литературы, описывает его историю, поэтику и значение для современной эпохи. Шерлаимова анализирует все романы Кундеры, его теоретическую концепцию и особенности «романной философии».
В статье «Вацлав Гавел: драматург — диссидент — президент — драматург» (2012) прослеживается творческий путь последнего президента Чехословакии и первого президента Чехии от ранней пьесы «Праздник в саду» (1963) до последней — «Уход» (2007), написанной уже после отставки с поста президента, исследователь отмечает, что злободневная сатира в пьесах Гавела сочетается с приемами театра абсурда, виртуозным использованием языка и игры с классической традицией.