Interested Article - Чёрная стрела (фильм)

«Чёрная стрела» советский широкоформатный художественный фильм Сергея Тарасова по мотивам одноимённой повести Роберта Льюиса Стивенсона , снятый в 1985 году.

Сюжет

Средневековая Англия , вторая половина XV века . Молодой Дик Шелтон узнаёт, что смерть его отца, погибшего много лет назад, была не случайной. Чёрная стрела, пущенная рукой некоего Джона-мщу-за-всех, снабжена запиской с обещанием наказать убийц Шелтона-старшего. Однако окружающие его люди, в том числе Беннет Хэтч и священник сэр Оливер не дают внятных ответов на вопросы Дика.

Опекун Дика, сэр Дэниел, узнав о его расспросах, приказывает переселить его в комнату в замке, «из которой исчезают», и Дик оказывается в смертельной опасности.

События фильма развиваются на фоне войны Алой и Белой Роз .

В ролях

Съёмочная группа

Производство

Фильм явился продолжением ряда картин Тарасова, посвящённых рыцарским временам. По словам режиссёра, он, написав сценарий по роману Стивенсона, принёс его на «Мосфильм», и сценарий был принят. Интерес к будущему фильму проявил продюсер из Франции. Однако, после нескольких встреч в Москве, Тарасов понял, что совместной работы не получится и отказался от поездки во Францию. Его не устроило желание продюсера сделать из романтическо-рыцарской картины «какую-то мистическую тягомотину» (Тарасов) .

К съёмкам были привлечены актёры, которые уже работали с Тарасовым: Л. Кулагин, Ю. Смирнов, А. Филиппенко, А. Масюлис, Б. Химичев. По мнению Тарасова, очень удачно была выбрана исполнительница главной роли Галина Беляева, ставшая «украшением картины». Роль Дика Шэлтона досталась И. Шавлаку, так как актёр, назначенный на эту роль, попал в больницу. Как отметил Тарасов, у Шавлака, быстро выбранного из тех, кто снимался на пробах, «не оказалось ни особого обаяния, ни темперамента» .

Начало фильма снимали на острове Сааремаа , в первый же съёмочный день работали над первой сценой фильма. Отрицательного героя, которого убивает стрела, выпущенная неизвестным, должен был сыграть Вацлав Дворжецкий . Однако режиссёр не учёл, что в своё время Дворжецкий был осуждён по 58-й статье, и ему нельзя было находиться на границе СССР, актёру, проживавшему тогда в Горьком , даже не продали билет. Дворжецкого заменил сам Сергей Тарасов .

Большая часть фильма снималась в Эстонии , в Таллине и окрестностях. В кадрах много раз видны части средневекового Таллина, башня Толстая Маргарита , часть крепостной стены и Девичья башня , церковь Нигулисте , башня Кик-ин-де-Кёк . Сцены на море снимались в окрестностях Таллина. Река и водопад , через который Ричард переносит Джоанну в начале фильма, находятся в местечке Кейла-Йоа [ источник не указан 36 дней ] .

Зрительский приём

Фильм стал одним из лидеров проката 1985 года, заняв 5-е место — 29,8 млн зрителей .

Критика

Андрей Плахов в своей рецензии, опубликованной в газете « Советская культура » поделился своими впечатлениями от просмотра картины: «…придя на дневной сеанс в один из кинотеатров, проскучал полтора часа вместе с двумя десятками зрителей, иные из которых в паузах между экранными потасовками успевали лениво комментировать действие» . Фильм заставил Плахова обратиться к литературной основе, критик признаёт, что роман с детства был памятен лишь тем, что издавался в серии « Библиотека приключений » в одном томе с другим произведением Стивенсона, знаменитым « Островом сокровищ ». Однако, спустя много лет, книга оказалась увлекательной повестью об истории взросления: «Не утратив очаровательной непосредственности, авторская манера изложения поразила мудрым пониманием тех недетских трудностей, жестоких искусов, которые претерпевает на пути своего становления юная душа» . В чём же проблема фильма, который не выделяется из ряда таких же экранизаций? В картине заметно стремление воспроизвести дух Англии эпохи Войны роз. Однако, помимо приключенческой составляющей, следовало передать сложность, неоднозначность характеров персонажей, у Стивенсона традиционно решённых со «стереоскопической двойственностью» . Собственно, юношеский приключенческий роман не претендует на исследование драматических глубин человеческой души, однако, возможно, именно этот жанр мог бы помочь дать молодому зрителю «пищу уму и нравственному чувству» . Тем не менее, из сценария были исключены те части книги, где Дик Шелтон, «подобно тому же Гамлету , задается проклятыми вопросами, совершает нелегкий нравственный выбор» . Главный герой в исполнении Шавлака не производит впечатления человека, способного на раскаяние и глубокие переживания. Равно и Джоанна, в исполнении Галины Беляевой предстающая современной эмансипированной девушкой, не может мучиться тем, что совершает тяжкое преступление, надевая мужское платье. Большинство персонажей, обладающих сложными характерами, в фильме получились невыразительными. Лишь Беннет Хэтч и Ричард Глостер получили некоторую многозначность. Такое произведение, как «Чёрная стрела», по мнению Плахова, достойно прочтения, рождающего «кинематографическое событие», а не очередной «вялый, хотя и „остросюжетный“ фильм, не хуже и не лучше прочих» .

Примечания

  1. Тарасов С. С. Осколки: краткие заметки о жизни и кино. — Москва, 2018. — С. 74—75. — 183 с.
  2. Гибель советского кино. Тайна закулисной войны. 1973—1991 / Федор Раззаков, 2011
  3. Плахов А. — Не хуже и не лучше (Худож. фильм «Черная стрела». Сценарий и постановка С. Тарасова. «Мосфильм») Советская культура , 10 августа 1985. — с. 5

Литература

  • Плахов А. — Не хуже и не лучше (Худож. фильм «Черная стрела». Сценарий и постановка С. Тарасова. «Мосфильм») Советская культура , 10 августа 1985. — с. 5.
  • Чёрная стрела // Домашняя синематека: отечественное кино 1918—1996: каталог / Сергей Землянухин, Мирослава Сегида. — М.: Дубль-Д, 1996. — 520 с. — с. 492
  • Тарасов С. С. Осколки: краткие заметки о жизни и кино. — Москва, 2018. — С. 74—75. — 183 с.

Ссылки

  • Логотип YouTube на официальном канале «Мосфильма»
Источник —

Same as Чёрная стрела (фильм)