Васильев, Борис Львович
- 1 year ago
- 0
- 0
Георгий Львович Васильев (5 июня 1946, г. Винница , УССР , СССР — 17 июня 2014, Санкт-Петербург, Россия) — российский театральный режиссёр и актёр .
Окончил Театральное училище им. М. С. Щепкина, актёрское отделение. С 1970 по 1975 год работал в Ленинградском Театре комедии, с 1975 по 1980 год — в БДТ им. Г. А. Товстоногова. В 1981 году поступил на высшие режиссёрские курсы к Анатолию Васильеву . Режиссёрским дебютом Георгия Васильева стала его постановка спектакля «51 рубль» (по пьесе Александра Железцова) в Драматическом театре «На Литейном».
С тех пор выступления Георгия Васильева в актёрском «амплуа» стали сравнительно нечастыми, в сферу же его творческих интересов входили постановки российской классики (в основном прозы в собственных инсценировках или в соавторстве) и современной драматургии.
Не связывая себя постоянными отношениями ни с какими театрами, Георгий Васильев ставит спектакли на разных петербургских театральных площадках, в разных городах. Поставил спектакль «Москва-Петушки» в Швейцарии по мотивам одноимённой поэмы Венедикта Ерофеева . По возвращении в Россию снова обратился к поэме Ерофеева, поставив в «Белом театре» в Санкт-Петербурге спектакль по пьесе Александра Образцова «На кабельных работах осенью 1969 года», где сам сыграл главную роль. Позднее, после гибели двух актрис, игравших в спектакле, – Ольги Елисеевой и Варвары Шабалиной – появилась новая версия спектакля в постановке Г. Васильева с Андреем Краско в главной роли.
В начале 90-х два спектакля в постановке Георгия Васильева – «Записки Аксентия Ивановича Поприщина» и «Старосветские помещики» – были с успехом показаны на Международном театральном фестивале в Авиньоне (Франция) . Спектакль «Старосветские помещики» объездил множество стран: Латвия, Эстония, Литва, Франция, Германия, Чехия, Турция, Белоруссия, побывал в Москве на фестивале русской драмы, во Владимире, во множестве провинциальных городов России. Нар. арт. РСФСР Ирина Соколова , исполнившая роль Пульхерии Ивановны, стала лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга « Золотой Софит » в номинации «Лучшая женская роль» .
За три с лишним десятилетия творческой активности поставлены десятки спектаклей, сыграно множество ролей.
Засл. арт. России Лиана Жвания , исполнившая в спектакле «Иудушка из Головлёва» роль Евпраксиньюшки, стала лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая роль второго плана» .
Последней работой режиссёра стала постановка спектакля в Борисоглебском драматическом театре им. Н. Г. Чернышевского по неоконченной фантастической повести Лермонтова «Штосс» .
Поставил в ТЮЗе им. А. А. Брянцева :
В Белом театре :
В театре «Комедианты» :
В Драматическом театре «На Литейном» :
В Самарском театре драмы им. Горького :
Юлия Акимова о спектакле «Дом спящих красавиц»:
«Спектакль начинается, как ритуал — то ли театральное действо в принципе, то ли стилизация некоторых приемов традиционного японского театра. Удар в гонг, дребезжание металлического листа в начале, мелкая, семенящая походка хозяйки Дома, черные линии замысловатых иероглифов — такие культурные атрибуты Японии. Эти конкретные характеристики места действия сопрягаются в спектакле с космичностью и всеобщностью заданного пространства. За внешней экзотичностью и причудливостью скрывается попытка говорить о том, что не зависит от национальных особенностей» .
Спустя десятилетия зрители вспоминают Альцеста в актёрском исполнении Георгия Васильева в мольеровском «Мизантропе» в Театре Комедии в постановке Петра Фоменко . Вера Бирон (Музей Ф. М. Достоевского) :
«Первое моё впечатление от Георгия Васильева оказалось самым сильным – лёгкий, блестящий, ироничный и тонкий во всех смыслах Альцест в спектакле Петра Фоменко. …Наше постоянное общение началось уже в музее, во время создания миниспектакля «Европейские путешествия», а потом – «Обняться и заплакать», одного из лучших спектаклей по Достоевскому. Я видела Георгия разным – воодушевленным, мрачным, остроумным, язвительным, веселым, грустным, но всегда в нём чувствовался какой-то трагический излом и тотальное одиночество. Он был хрупким и сильным, талантливым и слабым, радостным и несчастным, но неизменно ироничным, острил даже по поводу своей болезни.
Он умер один. Не до конца оценённый, не всё проживший. Яркий, печальный мизантроп» .