Алипий (музыкант)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архимандри́т Али́пий (в миру Иван Михайлович Воронов ; 28 июля 1914 , деревня Торчиха, Московская губерния — 12 марта 1975 , Псково-Печерский монастырь ) — священнослужитель Русской православной церкви , иконописец , художник , ветеран Великой Отечественной войны С 28 июля 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря .
В 1926 году окончил сельскую школу, в 1930-м — среднюю школу в Москве . В 1932—1936 годах учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Василия Сурикова . С 10 июля 1935 года — член сектора изо-самодеятельного искусства при Московском Союзе советских художников. С 15 февраля 1936 года по 15 мая 1941 года учился на отделении живописи и рисунка изостудии ВЦСПС .
В 1930—1932 годах жил в Торчихе, работал в колхозе .
В 1932—1935 годах работал проходчиком на строительстве первой очереди Московского метрополитена . В 1935—1936-м — кассир, контролёр, помощник дежурного по станции Московского метрополитена.
С 15 октября 1936 года по 13 ноября 1938 года проходил срочную службу в рядах РККА . C 13 ноября 1938 года по 21 февраля 1942 года — диспетчер транспортного цеха военного завода № 58.
С 21 февраля 1942 года по 25 сентября 1945 года был на фронтах Великой Отечественной войны . Призван Ростокинским районным военным комиссариатом Москвы.
Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе 4-й гвардейской танковой армии . Участвовал во многих операциях на Центральном , Западном , Брянском , 1-м Украинском фронтах .
В звании рядового, в должности стрелка (автоматчика) стрелковой роты 16-й гвардейской механизированной бригады награждён медалью «За боевые заслуги» за художественное оформление альбома по истории 4-й танковой армии (приказ № 279/н от 15.10.1944 г.)
С августа 1944 года гвардии рядовой Иван Воронов — в политическом отделе 4-й гвардейской танковой армии в должности художника. За отличную работу и личное мужество, дисциплинированность и новизну творчества, трудолюбивость и добросовестность в сложной боевой обстановке и быстрых танковых маршах награждён орденом Красной звезды (приказ № 277 от 07.07.1945 г.) В наградном листе на орден в графе «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг» имеется в том числе такая характеристика: «Все исполнявшиеся работы товарищем Вороновым И. М. носят характер творчества и новизны».
В 1943 году работы Воронова экспонировались в Можайском краеведческом музее: картины «Передача Можайского знамени подшефной части», «Шаликово после оккупантов», фото-художественный альбом «Подарок шефам». Композиция «Вручение Гвардейского знамени» хранилась в клубе НКВД в Москве.
Известен случай спасения Иваном Вороновым во время войны культурных ценностей Франции .
1946—1950 годы — художник , работающий по разовым трудовым договорам с государственными учреждениями г. Москвы в Выставочном фонде СССР .
С 5 июня 1947 года — член Московского товарищества художников.
С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры ( Загорск ).
1950—1959 годы — нёс послушания по реставрации живописи Троицкого, Успенского соборов, Трапезной и Академической церкви, руководил работой иконописцев, принимал участие в реставрации храмов Москвы и Подмосковья.
С марта 1950 года по октябрь 1951 года нёс послушания маляра и свечника.
28 августа 1950 года — пострижен в монашество с именем Алипий .
25 сентября 1950 года патриархом Алексием I рукоположён во иеродиакона ; 14 октября того же года — во иеромонаха и назначен ризничим Троице-Сергиевой лавры.
С октябрь 1951 года по октябрь 1953 года нёс послушание художника-реставратора.
С апреля 1953 года — игумен .
С 28 октября 1953 года по 1 декабря 1953 года — нёс послушание художника по реставрации Патриаршего подворья в Лукине, восстанавливал теремок святого Филиппа.
С 15 января 1955 года — член художественной комиссии по восстановлению храма Московской духовной академии, работал художником.
С марта 1955 года по январь 1956 года — художник по восстановлению церкви Всех Святых в лавре.
В апреле 1957 года возглавлял группу по перенесению мощей митрополита Московского Макария (Невского) с Котельнического кладбища в лавру.
С 28 июля 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря .
3 сентября 1959 года распоряжением патриарха Алексия освобождён от должности наместника Псково-Печерского монастыря с возвращением в братство Троице-Сергиевой лавры.
22 сентября 1959 года зарегистрирован уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви по Псковской области в качестве наместника Псково-Печерского монастыря с правом совершения служб в указанном монастыре.
6 октября 1959 года распоряжением патриарха Алексия утверждён наместником Псково-Печерского монастыря .
С 11 февраля 1960 года — архимандрит .
12 марта 1975 года умер после третьего инфаркта . Тело почившего архимандрита было поставлено в Сретенском храме.
15 марта 1975 года погребён в монастырском пещерном некрополе, за престолом пещерного храма Воскресения Христова.
Митрополит Тихон (Шевкунов) писал в своей книге « Несвятые святые »:
…главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в Псково-Печерском монастыре.
Старчество — удивительное явление еще и потому, что не пребывает на одном месте, скажем, в каком-то конкретном монастыре. Оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах Северной Фиваиды, то в Белобережской пустыни в брянских лесах, то в Сарове, то в Оптиной. А в середине XX века оно нашло для себя приют в Псково-Печерской обители. И отец Алипий чутко уловил этот загадочный путь. Как самое драгоценное сокровище он берег и умножал старчество в своем монастыре. Наместник сумел добиться разрешения на переезд в Печоры из Финляндии великих валаамских старцев. Принял после тюрем и ссылок опального иеромонаха Иоанна (Крестьянкина) — его тогда тайно привез в монастырь епископ Питирим (Нечаев). Приютил отца Адриана, вынужденного покинуть Троице-Сергиеву лавру. При отце Алипии возросло целое поколение старцев-духовников, про некоторых рассказывается в этой книге. В то время создать и сохранить такое было настоящим подвигом.
В марте 1944 года сокровища монастырской ризницы были вывезены из монастыря нацистами. По спискам от 18 марта 1944 года вывезенных вещей числилось четыре ящика, в которых было 566 предметов.
Многие годы архимандрит собирал информацию о пропавших сокровищах, длительное время пытался обратиться к общественности по поводу пропавших ценностей.
5 октября 1968 года в газете « Советская Россия » была опубликована статья «Где сокровища Печорского монастыря?» архимандрита Алипия, в которой он заявил:
Русские цари (и не только цари) одаривали «пребогато» монастырь. В ризнице хранились некоторые вещи, принадлежавшие Ивану Грозному , Борису Годунову , Петру Первому — массивная золотая цепь, большой золотой крест, несколько золотых кубков, искусно шитая золотая плащаница ручной работы царицы Анастасии Романовны , её же золотой перстень с камнями и серьги из яхонтов , произведения из золота и серебра многих безвестных русских умельцев. В их числе золотой крест, украшенный драгоценными камнями и жемчугом (1590 год), «Евангелие» (1644 год), доски которого с обеих сторон и корень были обложены массивным позолоченным серебром чеканной работы. Ещё одно «Евангелие» московской печати, изданное в 1667 году, так же с золотом и яхонтами, риза из красного , также хранившаяся в ризнице, украшенная жемчугом и другими драгоценными камнями значительной величины. И много других уникальнейших и драгоценнейших работ…
Поиск сокровищ монастыря принёс плоды в ФРГ . Фермер, а по совместительству детектив-любитель Георг Штайн выяснил, что в 1945 году сокровища монастыря вместе с другими ценностями попали к американцам , а затем оказались в запасниках музея икон города Рекклингхаузена и никогда не выставлялись для всеобщего обозрения.
В мае 1973 года ценности были возвращены в Псково-Печерский монастырь. По спискам от 25 мая 1973 года было принято 12 ящиков и 504 предмета. Шестидесяти двух предметов, вывезенных нацистами, не оказалось.
Среди возвращённых ценностей были:
Корме этого, в составе сокровищ золотая и серебряная посуда, украшенные драгоценными камнями и жемчугом епископские одеяния, старинные иконы и картины — всего 620 произведений искусства, относящихся к середине XVI — началу XX столетия.
Во время хрущёвских антирелигиозных гонений руководство СССР приняло решение закрыть Псково-Печерский монастырь. Митрополит Тихон (Шевкунов) со слов архимандрита Нафанаила, бывшего свидетелем событий, утверждает, что архимандрит Алипий не позволил выполнить принятое решение и даже открыто сжёг постановление Правительства СССР о закрытии монастыря с подписью Никиты Хрущёва .
Почти во всех воспоминаниях об архимандрите (например см. ) отмечается, что архимандрит Алипий обладал даром убеждать в своей точке зрения как словами, так и действиями. Он неустанно использовал свой дар убеждения для проповеди православия. При этом Архимандриту было свойственно занимать наступательную позицию (принципами архимандрита были «Побеждает тот, кто переходит в наступление» и «Господь не любит боязливых» )
В 1959 году началась подготовка реставрации стен Псково-Печерской обители.
В 1960 году восстановлены Тюремная башня и стены от Тюремной башни до Михайловского собора.
В 1961 году — восстановлены крепостная стена от Михайловского собора до Тайловской башни и Тайловская башня.
В 1962 году — восстановлены стена от Тайловской башни до башни Верхних решёток и башня Верхних решёток.
Вместе с реставрацией крепостных стен и башен в 1960—1962 годах был произведён ремонт Успенского, Сретенского, Покровского храмов, Настоятельского дома, Братского корпуса, отреставрирована внешняя живопись Успенского собора.
В 1963 — 1965 годах были отреставрированы Тарарыгина, Изборская, Благовещенская, Петровская башни.
В 1966 году были перестланы каменные мостовые в монастыре, переконструирован мостик через ручей от Настоятельского дома на Успенскую площадку.
В 1967 году отреставрированы Никольская башня, закончена реставрация башни Нижних решёток, в башне над Святыми воротами в верхнем этаже была восстановлена комната, в которой был устроен иконописный класс; произведены ремонт и покраска Настоятельского дома, переложена печь. Произведён внутренний ремонт и покраска Лазаревского храма, отреставрирована ограда. Отремонтированы русла и тоннель ручья Каменец.
Реставрационные работы на крепостных стенах монастыря были завершены к 1968 году .
Под руководством архимандрита Алипия в монастыре был отреставрирован:
В 1968— 1969 годах в монастыре было отремонтировано гульбище перед Петровской башней, очищен и отремонтирован внутри Корнилиевский колодец, переложены печи и перестлан пол в Трапезной, отделаны известью внутри и снаружи Никольский храм и Никольская башня, перекрыта оцинкованным железом часть крыши Успенского собора, перекрашен фасад Успенского собора, Покровской церкви и Богом данных пещер, изготовлен дюралюминиевый футляр для гроба святого преподобномученика Корнилия.
В 1974 году произведён капитальный ремонт и позолочен купол Михайловского собора, капитальный ремонт Никольской церкви, утеплён коридор братского корпуса, была срублена часовенка на Святой горе во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и самим архимандритом произведена роспись внутри часовни. После реставрационных работ был освящён собор Михаила Архангела.
Архимандрит Алипий всю свою жизнь был собирателем живописи, произведений искусства .
В его коллекции были картины Ивана Шишкина , А. Дубовского [ уточнить ] , Ивана Крамского , Виктора Васнецова , Михаила Нестерова , Мстислава Добужинского , Ивана Горюшкина-Сорокопудова , Петра Петровичева . Среди западноевропейских произведений — картины фламандцев и Теодора Ромбоутса , француза Альфреда Гийона [ уточнить ] , итальянца Андреа дель Сарто .
14 марта 1973 года архимандрит Алипий передал в дар Печорскому краеведческому музею две работы Николая Рериха из своего собрания — «Композиция к декорации» ( акварель ) и «Изборск, Городище» (эскиз декорации к опере « Князь Игорь », гуашь ).
В 1974 году передал основную часть своей коллекции русской живописи в Русский музей Ленинграда .
Переданы 45 произведений, среди которых картины Иоганна Лампи , , Николая Клодта , Ивана Крамского, Ивана Айвазовского (четыре картины), Ивана Шишкина , Василия Поленова (шесть картин), Виктора Васнецова, Бориса Кустодиева , Витольда Бялыницкого-Бирули , Ивана Горюшкина-Скоропудова, Леона Бакста , Владимира Маковского .
В мае 1975 года в залах Русского музея открылась выставка «Русская живопись и графика XVIII—XX веков из собрания И. М. Воронова».
В 1975 и 1978 годах, уже после смерти архимандрита, основная часть его европейского собрания не без трудностей была передана в Псковский музей-заповедник. В 1975 году передано 118 произведений, а в 1978 году — ещё 27.
В 1960—1970-е годы к отцу Алипию за духовной поддержкой приезжали и получали её многие представители ленинградской интеллигенции, особенно художники, обращавшиеся к христианским темам, возрождавшие традиции иконописи ( Михаил Шемякин , , Владимир Овчинников , Валентин Афанасьев , Анатолий Васильев , Вик (Забелин) , Александр Исачёв , Евгений Орлов и др.), а также искусствоведы ( Савелий Ямщиков и др.). В 1974 году была создано , в состав которой входили Вик , Сергей Сергеев, Виктор Трофимов, Алёна, Владимир Скроденис и Александр Александров .