Mcowkin
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Петро́вич Дриттенпре́йс (позднее Гончаро́в ; 4 (16) июня 1878, Москва — после 1915/1916?) — живописец , график, декоратор , архитектор . Примыкал к кругу художников- символистов и представителей модерна . Член объединения « Голубая роза ».
Сын архитектора П. А. Дриттенпрейса , католика по вероисповеданию. Мать — Елизавета Николаевна Гончарова, православная . Вторым браком, с 1905 года, женат на сестре Судейкина Софье (1879—?) .
В 1887—1897 годах учился в Александровском коммерческом училище в Москве. В 1898 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение архитектуры. В 1900-е совершил поездки в Ростов Ярославской губернии (вместе с А. А. Араповым ), в Петербург (1903, с ним же, а также с Н. П. Феофилактовым , Н. Н. Сапуновым ), в Крым ( 1908 ). В Петербурге познакомился с Сергеем Дягилевым . В 1906 году удостоен за архитектурные проекты малой серебряной медали, в 1907 — большой серебряной медали . В 1908 году окончил архитектурное отделение училища со званием классного художника архитектуры. Тогда же был принят на живописное отделение училища, но уже в октябре выбыл из состава учеников . В 1909—1911 годах учился в мастерской Л. Н. Бенуа на архитектурном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств . По другим данным, в 1909—1910 годах продолжил обучение живописи в петербургской Академии художеств .
Служил сверхштатным техником Строительного отделения Московского губернского правления (1910—1915 или 1911—1915 или 1905—1910 ), но преимущественно занимался живописью и графикой. По указанию исследовательницы Гофман, имел звание «личный почётный гражданин » . В Москве проживал на ул. Остоженка , 7 ; Зубовской ул. , 13 .
Владимира Дриттенпрейса упоминает Андрей Белый :
… Был весел и мил Дриттенпрейс, моложавый и длинный: в очках; вид — романтика: из Гёттингена («Между двух революций»).
По воспоминаниям мецената, основателя издательства « Скорпион » С. А. Полякова ,
… «скорпионовская» компания чуть ли не ежедневно после редакции считала своим долгом … посидеть у «Грека» [кафе в Москве]. Там мы встречались с оживлённо и весело беседующими художниками Феофилактовым, Араповым, Дриттенпрейсом. — Я часто удивлялся, когда они успевали работать, выполнять заказы … По-моему, главным их занятием было сидеть у «Грека», спорить, обсуждать творческие дела, неудержимо мечтать, строить фантастические планы и подвергать жесточайшей критике виденное на выставке …
По указанию Гофман, после начала Первой мировой войны в 1915 году поступил в Александровское военное училище и просил разрешения именоваться по матери Гончаровым . Считается, что дальнейшая его судьба неизвестна. Упоминаются даты смерти: после 1914 , не ранее 1916 (здесь же упоминается деятельность Дриттенпрейса в Обществе искусств в 1913—1916 годах) и 1916 год . При этом его имя фигурирует в книге « Вся Москва » за 1917 год . Дата смерти его жены Софьи тоже неизвестна, указывают «после 1913 года» .
Согласно тексту приказа № 529 от 4 мая 1915 года по 10-й армии , Владимир Дриттенпрейс, «классный художник архитектуры», служил начальником «28 передового автомобильного им. Е. И. В. Г. И. Марии Феодоровны отряда, приданного 1 кавалерийской дивизии » (относился к Обществу Красного Креста ) и был представлен к награде — Ордену Святого Станислава III-й степени . То есть фактически Дриттенпрейс возглавлял санотряд.
Автор символико-аллегорических композиций, натюрмортов, портретов, пейзажей, книжных декоративных миниатюр и иллюстраций, архитектурных проектов, эскизов оформления интерьеров и маскарадных костюмов. Испытал влияние О. Бёрдслея .
Состоял в творческих объединениях и участвовал в выставках « Голубая роза » (1907), « Венок-Стефанос » (1907—1908), «Салон» Сергея Маковского (1909), Новое общество художников (1908—1909), « Мир искусства » (1911), был членом-учредителем общества « » (с 1907). Участвовал в выставке « Салон В. А. Издебского » в Санкт-Петербурге (1909—1910). Участвовал в деятельности (1913—1916).
Работал в журнальной графике. Сотрудничал с журналами « Весы » и « Золотое Руно ». О его заставке к журналу «Золотое руно» исследователь садово-паркового искусства Б. М. Соколов пишет:
«… образ безысходного садового пространства создает голуборозовец В. П. Дриттенпрейс (1907, № 2). Его овальная композиция окружена крупными цветами, населена райскими птицами и изящными женскими фигурами. Все пространство виньетки рассечено косыми линиями, напоминающими дождевые струи. Их испускает похожий на тучу многоногий паук, неопределенность форм которого довершает пикантность образа» .
В 1907—1909 годах создал эскизы оформления зала заседаний Литературно-художественного кружка для общества «Свободная эстетика» и Русского охотничьего клуба на Воздвиженке .
Автор статьи: О пластической музыке: Мотивы Италии (Дорожные впечатления) // . — 1905. — № 5—7.
Также: «К весне» (1907), акварель «Портрет госпожи Д.» (1909).