Interested Article - Черепнин, Александр Николаевич

Александр Николаевич Черепнин ( 21 января 1899 , Санкт-Петербург 30 сентября 1977 , VI округ Парижа ) — русский и американский композитор, пианист, теоретик музыки.

Биография

Сын композитора Николая Черепнина и певицы ( меццо-сопрано ) Марии Альбертовны Бенуа (1876 — ?), племянницы Александра Бенуа . Учился в Петроградской консерватории. После Октябрьского переворота 1917 года переехал с семьей в Тифлис , где продолжил обучение в Тифлисской консерватории . После переезда в 1921 с семьей во Францию окончил Парижскую консерваторию .

Среди его учителей в России — композитор Виктор Михайлович Беляев (ученик А. К. Лядова и А. К. Глазунова ), который подготовил Черепнина к поступлению в Санкт-Петербургскую консерваторию, Леокадия Кашперова (известная пианистка, ученица Антона Рубинштейна) и его профессор в Консерватории Николай Александрович Соколов (ученик Н. А. Римского-Корсакова ). Наставником Черепнина в этот период был выдающийся музыковед Александр Оссовский , который был дружен с его отцом — Н. Н. Черепниным . Определенное влияние на ранние сочинения Черепнина оказал Александр Спендиаров .

Был близок к композиторам «Парижской школы» ( Онеггер , Мартину и др.). Как пианист концертировал по всему миру. В 1926 году состоялись его первые гастроли в США .

В начале 1930-х годов выехал в Китай , где был директором Шанхайской консерватории ( 1934 - 1937 ) . В Шанхае познакомился с китайской пианисткой Ли Сян Мин, которая стала его женой. Работал также в Японии (среди его учеников — японские композиторы Акира Ифукубе , Ёрицуне Мацудайра), руководил Токийским музыкальным издательством . Оказал влияние на позднейшую китайскую и японскую музыку. Годы Второй мировой войны провел в Париже.

В 1948 (по другим данным в 1949 ) переехал в США , в 1958 получил американское гражданство . В 1949 1964 преподавал композицию в Университете Де Поля в Чикаго . В 1967 концертировал в СССР ( Москва , Ленинград , Тбилиси ). Среди его учеников — Глория Коутс , Джон Дауни и др.

Семья

  • Первая жена (с 1926, чуть более десяти лет) — Луизин Уикс (Louisine A. Peters Weekes, 1886 — ?), американская общественная деятельница ; имела дочь Hathaway «Happy» Weekes Scully (1915—1984)
  • Вторая жена — китайская пианистка Ли Сян Мин (Ли Хсен Минг) (1915—1991)
    • сын Пётр Черепнин
    • сын Сергей Черепнин (род. 1941) — композитор и разработчик синтезаторов
    • сын Иван Черепнин ( 1943 1998 ) — композитор, автор электронной музыки

Творчество

На творчество Черепнина, активно использовавшего русский, грузинский, китайский музыкальный фольклор, оказали большое влияние Стравинский и Прокофьев . Ему принадлежат четыре оперы (среди них — «Оль-Оль», 1924 1925 , по Л. Андрееву ; «Венчание Зобеиды», 1929 1930 , по Гофмансталю ), пять балетов («Фрески Аджанты », 1923 , постановка в Ковент Гардене с участием Анны Павловой , которой принадлежала идея сочинения; «Трепак», 1937 ; « Шота Руставели », 1945 ; «Женщина и её тень», 1948 , по Клоделю ; «Бездна», 1949 , по Л. Андрееву, и др.), «Грузинская рапсодия» для виолончели и оркестра ( 1922 ), четыре симфонии ( 1927 1957 ), шесть фортепианных концертов ( 1919 1965 ) , множество хоровых и камерных сочинений.

Теория

В основе оригинальной гармонии Черепнина лежит неомодальная ладовая концепция, которую композитор начал обдумывать ещё в 1910-е годы. Первым практическим воплощением этой концепции её автор считает «Романтическую сонатину», op. 4 (1918). Теоретически концепция была сформулирована в зрелые годы, в статье «Основные элементы моего музыкального языка» (Basic Elements of My Musical Language, рукопись, 1962 ).

В качестве модальной основы Черепнин выдвигает звукоряд из девяти неповторяющихся высот (с октавным удвоением — десятиступенный), то есть эннеахорд, который представляет как наложение друг на друга трёх четырёхступенных большетерцовых звукорядов, названных автором « тетрахордами » (ПТП, ТПП, ППТ; полутоны мыслятся в равномерно темперированном строе ). Результирующие структурные разновидности 9-ступенных звукорядов Черепнин называет «первым ладом» (целый тон «тетрахорда» в середине; его Н. Слонимский назвал «гаммой Черепнина» , а Ю. Н. Холопов «Черепнин-мажором» ), «вторым ладом» (целый тон внизу) и «третьим ладом» (целый тон вверху). Нижний тон эннеахордов именуется «тоникой».

9-ступенный звукоряд далее трактуется как комплекс звуков, наподобие додекафонной серии, из которого в произвольном порядке берутся звуки для вертикальных и горизонтальных образований. Техника композиции такого рода называется Черепниным «интрапунктом» (англ. interpoint; лат. punctus inter punctum).

Наследие

Сочинения Черепнина исполняли Йо-Йо-Ма , Александр Рудин , Александр Ивашкин . Его произведениями дирижировали Рафаэль Кубелик , Шарль Мюнш , Фриц Райнер . Симфонический оркестр Сингапура исполнил и записал все его симфонии.

Примечания

  1. (англ.) OUP . — ISBN 978-1-56159-263-0
  2. Свидетельство о смерти
  3. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .
  4. Корабельникова Л. З. . — Litres, 2017-09-05. — 298 с. — ISBN 9785457393684 .
  5. . Дата обращения: 15 августа 2019. 15 августа 2019 года.
  6. . Дата обращения: 15 августа 2019. 15 августа 2019 года.
  7. . Дата обращения: 29 августа 2018. 29 августа 2018 года.
  8. Электронная публикация — на сайте от 22 февраля 2011 на Wayback Machine .
  9. Slonimsky, 1968, p.19—20.
  10. Холопов, 1988, с. 216.

Литература

  • Slonimsky, Nicolas. Alexander Tcherepnin Septuagenarian // Tempo, new series, no. 87 (1968), pp.16-23.
  • Reich W. Alexander Tcherepnin. Bonn: M.P. Belaieff, 1970
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. — Москва, 1988.
  • Arias E.A. Alexander Tcherepnin: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1989.
  • Корабельникова Л. З. Александр Черепнин: долгое странствие. — М.: Языки русской культуры, 1999 (англ. пер. — 2007)
  • // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Ссылки

  • на сайте Общества Черепниных
Источник —

Same as Черепнин, Александр Николаевич