В
2005 году
окончил аспирантуру
Института философии РАН
по специальности «история философии» и под научным руководством
В. П. Гайденко
защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Христианский платонизм Мария Викторина» (специальность 09.00.03 «История философии»). Официальные оппоненты — доктор философских наук
Ю. А. Шичалин
и кандидат философских наук А. М. Шишков. Ведущая организация —
ГУ — ВШЭ
.
С мая
2005 года
по настоящее время — старший научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН.
1 октября
2013 года
в
Институте философии РАН
защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике» (специальность 09.00.03 «История философии»). Официальные оппоненты — доктор философских наук, доцент В. В. Петров, доктор философских наук, профессор
, доктор философских наук, профессор Ю. А. Шичалин. Ведущая организация —
РХГА
.
Сейчас, слава Богу, в нашей Церкви выросла группа богословски эрудированных людей. В начале 90-х годов я был одним из создателей Российского Православного университета, деканом его философско-богословского факультета. Соответственно, у меня появилась возможность создать университет своей мечты. Говорят, каждый писатель пишет ту книжку, которую он мечтал бы просто прочитать. Так и я: создавал университет, в котором сам мечтал бы учиться. Более того, был один человек, который помогал деньгами, и благодаря ему я мог приглашать штучно профессоров, у которых и сам готов был слушать лекции. И вот они для моих ребят читали.
При этом план можно было верстать под свой вкус. Ну, например: оказалось, на философском факультете МГУ в те годы курс античной философии занимал один семестр. Я же как декан нового университета отдаю два учебных года только на античную философию. При этом параллельно студенты зубрят латынь и древнегреческий.
И вот однажды в начале их второго курса по ходу лекции я говорю: у Аристотеля есть вот такой термин, и он имеет вот такой смысл. Ребята бурно не соглашаются: «Нет, отец Андрей, вы спутали». Я говорю: «Да нет же!». Они настаивают, цитируют, причем по-гречески. Я понимаю, что они правы. И, конечно, мне неудобно, что перед своими же студентами я в некотором смысле потерял лицо. И ребята это тоже понимают. И один из них бросается меня утешать: «Вы, отец Андрей, не переживайте так, мы всё понимаем. Мы же понимаем, что вам негде было получить нормальное образование!».
И от его слов у меня просто Пасха на душе настала. Ведь именно ради этих слов мы этот университет и создавали. Теперь у меня дома есть целая полочка с книгами этого мальчика, который тогда вот так вот меня утешил. Из него вырос замечательный патролог, богослов. Слава Богу, есть люди, выросли, поэтому в этом смысле я совсем не незаменим.
Публикации
Диссертации
/ диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03. —
М.
:
Институт философии РАН
, 2005. — 171 с.
(недоступная ссылка)
/ диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03. —
М.
:
Институт философии РАН
, 2013. — 472 с.
/ автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.03. —
М.
:
Институт философии РАН
, 2013. — 58 с.
Монографии
Латинская патрология. —
М.
: Греко-латинский Кабинет;
Наука
, 2005. — Т. I. Период первый. Доникейская латинская патрология (150 – 325 гг.). — 368 с.
Христианский платонизм Мария Викторина. —
М.
:
Институт философии РАН
, Центр библейско-патрологических исследований, Империум Пресс, 2007. — 255 с.
Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. —
М.
: Центр библейско-патрологических исследований при Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви, 2010. — 224 с.
// Альфа и Омега. 1996. — № 2/3 (9/10). — С. 117—130
Преложение Святых Даров в таинстве Евхаристии по учению святителя Иоанна Златоуста // Патристика: новые переводы, статьи / авт. предисл. А. Сидоров; общ. ред. М. Журинская. — Нижний Новгород : Изд. Братства св. кн. Александра Невского, 2001. — 360 с. — С. 342—359.
Из истории западного богословия: Триадология Мария Викторина //
Альфа и Омега
. — 2000. —
№ 1 (23)
. —
С. 366–383
.
Учение Оригена о Логосе и логосах // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. — 2001. —
№ 8
. —
С. 197–226
.
Преложение Св. Даров в таинстве Евхаристии по учению Святого Иоанна Златоуста // Сборник: Патристика. Новые переводы, статьи. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. —
Н. Новгород
, 2001. —
С. 342—359
.
Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV века // Материалы международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица». —
М.
, 2002. —
С. 140–171
.
Учение о богодухновенности Священного Писания в Древней Церкви (I—V вв.) // Православие и Библия сегодня. Сборник статей. — Киев, 2006. — С. 92-135
// Альфа и Омега. 2003. — № 3 (37). — С. 78-101
// Альфа и Омега. 2003. — № 4 (38). — С. 337—352
Тертуллиан о должностях и служениях в Древней Церкви // Православное учение о церкви: богословская конференция Русской Православной Церкви (Москва, 17-20 ноября 2003 г.): Материалы.. —
М.
: Синодальная Богословская комиссия, 2004.
Преподобный Иоанн Кассиан // Арелатские проповедники V-VI вв. Сборник исследований и переводов.. —
М.
: Империум пресс, 2005. —
С. 330—361
.
Проспер Аквитанский // Арелатские проповедники V-VI вв.: сборник исследований и переводов. —
М.
: Империум пресс, 2005. —
С. 362—382
.
Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в спасении (по сочинениям 386-397 гг.) //
Блаженный Августин
Трактаты о различных вопросах. —
М.
: Империум пресс, 2005. —
С. 8—40
.
Учение свт. Григория Великого о духовном совершенстве и богопознании // Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. —
М.
, 2005. —
С. 10
.
// Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие. Философия. —
М.
:
ПСТГУ
, 2006. —
Т. 1 (15)
. —
С. 30—51
.
Ранняя версия христианской теодицеи: Тертуллиан о происхождении и природе зла // Материалы международной конференции Проблема зла и теодицеи. 6–9 июня 2005 года. —
М.
:
ИФ РАН
, 2006. —
С. 202—213
.
Естественное и сверхъестественное богословие у св. Григория Нисского // Философия религии: Альманах. —
М.
:
Наука
, 2007. —
Вып. I
. —
С. 264—281
.
Естественная теология в латинской патристике // Философия религии: Альманах. —
М.
:
Наука
, 2007. —
Вып. I
. —
С. 282—301
.
Истоки средневекового учения о чистилище в западной патристике III–VII вв // Материалы международной конференции Эсхатологическое учение Церкви (Москва, 14–17 ноября 2005 г.). —
М.
, 2007. —
С. 340—348
.
Богословие святителя Афанасия Великого // Патристика: Труды отцов церкви и патрологические исследования. — Нижний Новгород : Христианская библиотека, 2007. — 436 с. — С. 352—377
Античная метафизика и христианская теология в трактатах Мария Викторина // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. — 2008. —
№ 22
. —
С. 34–53
.
Боэций о человеческой свободе //
. — 2008. —
№ 3
. —
С. 44—47
.
Проблема соотношения души и духа в греческой и латинской патристике //
. — 2009. —
№ 3
. —
С. 82–92
.
Первые систематические изложения христианской догматики на Западе в V–VII вв.: от Августина до Исидора Севильского // Материалы XIX ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. —
М.
, 2009. —
Т. 1
. —
С. 31—36
.
Характерные черты религиозного знания в православной традиции // Философия и культура. — 2009. —
№ 18
. —
С. 94—99
.
Античная метафизика и христианская теология в трактатах Мария Викторина
// Интеллектуальные традиции античности и средневековья / Под ред. М. С. Петровой. —
М.
:
Институт всеобщей истории РАН
,
Институт философии РАН
, 2010. — С. 69–106.
Элементы апофатической теологии в трудах Мария Викторина // Историко-философский ежегодник, 2010. —
М.
:
Институт философии РАН
, 2010. —
С. 53–68
.
Боэций и его трактат «О кафолической вере» // История философии. —
М.
:
Институт философии РАН
, 2010. —
№ 15
. —
С. 5–14
.
Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души //
. — 2010. —
№ 9/33
. —
С. 41–50
.
Западные отцы и учители Церкви о Таинстве Брака // Материалы международной конференции «Православное учение о церковных Таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 г.). —
М.
, 2010. —
Т. 3
. —
С. 77—89
.
Решение тринитарной проблемы в западной патристике: Марий Викторин, Августин, Боэций //
. — 2011. —
№ 42
. —
С. 99—106
.
Догмат о воскресении мертвых по ранним латинским апологиям // XXI Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы. — М., 2011. — Т. 1. — С. 119—124
Эволюция взглядов Августина на соотношение свободного человеческого действия и божественной благодати в сочинениях 386—397 гг. // XXI Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы. — М., 2011. Т. 1. — С. 11-17
Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике (часть 1) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. —
М.
:
ПСТГУ
, 2011. —
№ 37
. —
С. 7—22
.
Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике (часть 2) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. —
М.
:
ПСТГУ
, 2011. —
№ 38
. —
С. 7—29
.
Рациональные методы обоснования Божественной Троичности в западной и восточной патристике // Философия религии: Альманах. —
М.
:
Восточная литература
, 2011. —
Вып. III
. —
С. 95–115
.
Философская теология в латинской патристике: трактат Мария Викторина «Против Ария» // Философия религии: Альманах. —
М.
:
Восточная литература
, 2011. —
Вып. III
. —
С. 276—285
.
Rational Methods in Latin Patristic Trinitarian Theology // The Functions and the Limits of Reason in Dogmatic Theology. Papers of the Third International Symposium of the I. A. O. D. T. Thessaloniki, 23-26 of June 2011. Arad, 2012. — P. 68-83
Models of the Trinity in Patristic Theology // Philosophical Theology and the Christian Tradition: Russian and Western Perspectives / Ed. D. Bradshaw. Washington, 2012. — P. 31-51
Elements of Apophatic Theology in Writings of Marius Victorinus // Silenzio e parola nella Patristica. XXXIX incontro di studiosi dell’antichità cristiana (Roma, 6-8 maggio 2010). (Studia Ephemeridis Augustinianum, 127). Roma, 2012. — P. 509—519.
Элементы учения об обожении в латинской патристике // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. —
М.
:
ПСТГУ
, 2012. —
№ 44
. —
С. 7—20
.
The Relationship between Soul and Spirit in Greek and Latin Patristic Thought // Faith and Philosophy. Journal of the Society of Christian Philosophers. — Wilmore. — Vol. 26. №. 5. Special Issue. — P. 599–614.
Models of the Trinity in Patristic Theology // Philosophical Theology and the Christian Tradition: Russian and Western Perspectives. — Washington, 2012. — Vol. 26. — P. 31–51.
Les methods rationnelles dans la théologie trinitaire de la patristique latine // Contacts. Revue française de l’orthodoxie. — 2013. — Vol. 241. — P. 44–57.
Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского // Святитель Амвросий Медиоланский. Собрание творений. — М., 2012. Т. 1. — С. 18-25
Экзегеза блаженного Иеронима Стридонского: между Александрией и Антиохией // XXII Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы. — М., 2012. Т. 1. — С. 413—419
Прав ли был Теодор де Реньон? // Православный Собеседник. — Вып. 23. Казань, 2013. — С. 174—182
Современные дискуссии о патристическом тринитаризме: парадигма Теодора де Реньона, ее сторонники и критики // Философия религии: Альманах. Выпуск IV. Восточная литература. — М., 2013. — С. 62-84
The Doctrine of the ‘Intelligible Triad’ in Neoplatonism and Patristics // Studia Patristica LVIII. Vol. 6. Leuven-Paris-Walpole, 2013. — P. 45-71
Учение об «умопостигаемой триаде» в теологии и космологии Максима Исповедника // Материалы кафедры богословия МДА, 2012—2013 гг. СПос., 2013. — С. 148—178
Les methods rationnelles dans la théologie trinitaire de la patristique latine // Contacts. Revue française de l’orthodoxie. 2013. Vol. 241. — P. 44-57
Учение блаженного Августина о «двойном исхождении» Святого Духа и его философское обоснование // Христианское чтение. 2014. — № 5. — С. 8-29
The Doctrine of Deification in Western Fathers of the Church: A Reconsideration // Wiener Patristische Tagungen. Bd. XXXVII. Wien, 2014. — S. 207—220
Антиарианская полемика блаж. Августина: De Trinitate V 3.4 — 14.15 и концепция относительной предикации Лиц // Communio et traditio: Кафолическое единство Церкви в раннехристианскую эпоху / Ред. Г. Е. Захаров. — М., 2014. — С. 123—133
Апокатастасис в сирийской христианской традиции: Евагрий и Исаак // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. Материалы Первой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия. Москва, 10-11 октября 2013 г. — М., 2014. — С. 173—187
Роль античной философии в эволюции ранней тринитарной мысли Аврелия Августина // Философия и культура. 2014. — № 1 (73). — С. 108—122
Augustine’s Paradigm: ab exterioribus ad interiora, ab inferioribus ad superiora in Western and Eastern Christian Mysticism // European Journal for Philosophy of Religion. Vol. 7. No. 2. 2015. — P. 81-107
Послание Августина к Павлине и его учение о видении Бога // Философия религии. Альманах. — М.: ИФРАН, 2015. — С. 295—307
Парадигма Августина: ab exterioribus ad interiora, ab inferioribus ad superiora в христианской мистике Запада и Востока // Философия религии. Альманах. — М.: ИФРАН, 2015. — С. 72-105
Зрительный акт как аналогия происхождения Ума (Плотин — Марий Викторин — Августин) // Платоновские Исследования III (2015/2). — М.-СПб., 2015. — С. 117—146
Apocatastasis in the Syrian Christian Tradition: Evagrius and Isaac // St Isaac the Syrian and his spiritual legacy: Proceedings from the International Patristics Conference, October 10-11, 2013, Moscow. — New York: SVS Press, 2015. — P. 123—134.
Учение о «двойном исхождении» Святого Духа в латинской богословской традиции (с конца II века до времен свт. Фотия) // Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Антилатинские сочинения / Ред. А. Р. Фокин, М. Г. Калинин. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2015. — С. 50-92
Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций) // Философский журнал. 2016. Т. 9. — № 1. — С. 100—119
Учение Аврелия Августина о внутреннем слове // Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. — М., 2016. — С. 18-31
Премудрость Божия как Ars Dei у блаж. Августина: между неоплатонизмом и христианством // Вестник ПСТГУ. Сер. II «История. История Русской Православной Церкви». 2016. — Вып. 5 (72). — С. 9-19.
Модусы сущего и не сущего у Мария Викторина // Платон. исслед. 2016. Т. IV. — № 1. — С. 76-97.
Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций) // Философский журнал / Philosophy Journal. 2016. — Т. 9. — № 1. — С. 100—133.
Зарождение тринитарной метафизики на христианском Западе в IV—IX вв. // Христианcкое чтение. 2016. — № 3. — С. 10-32.
Учение Аврелия Августина о внутреннем слове // Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. — М., 2016. — С. 18-31.
Исход 3:14 в латинской экзегетической традиции // Современная библеистика и Предание Церкви : Материалы VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви: москва, 26-28 ноября 2013 г. / Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия ; Под общей ред. митр. Илариона (Алфеева) ; Ответств. ред. М. Г. Селезнев ; Науч. ред.: Р. А. Адамянц, Л. В. Шуляков. — М. : Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2016. — 615 с. — С. 343—355
Концепции «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника // Философия религии: аналитические исследования. 2017. — № 1. — С. 30-66.
Трансформация аристотелевских категорий в теологии и космологии Максима Исповедника // Философский журнал, 2017. — Т. 10. — № 2. — С. 38-61.
Act of Vision as an Analogy of the Proceeding of the Intellect from the One in Plotinus and of the Son and the Holy Spirit from the Father in Marius Victorinus and St. Augustine // Studia Patristica. Vol. LXXV. Leuven-Paris-Walpole, 2017. — P. 55-67.
The Wisdom of God as Ars Dei in St. Augustine: Between Neo-Platonism and Christianity // Wiener Patristische Tagungen VII. Bd. XL. Wien, 2017. — P. 259—268.
Доктрина Божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии // Труды кафедры богословия СПБДА 2018. — № 1 (2). — С. 60-96 (DOI: 10.24411/2541-9587-2018-10005).
Духовная рассудительность у прп. Иоанна Кассиана и в западной аскетической традиции V—VI веков // Христианское Чтение. 2018. — № 5. — С. 62-72 (DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10108).
«Intellegentia simplicitatis»: доктрина Божественной простоты у Мария Викторина, ее философские источники и богословское значение // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. — Вып. 78. — С. 28-46
Принцип самораспространения блага: от Платона до Бонавентуры // Философский журнал. 2018. — Т. 11. — № 3. — С. 88-105 (DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-3-88-105).
Аристотелевское учение о душе в трактате Немесия Эмесского «О природе человека»: критика и рецепция // Богословский вестник Московской Духовной Академии. 2018. — № 30. — Вып. 3. — С. 97-131.
Теория «богодухновенного перевода» и ее критика у блж. Иеронима Стридонского // Христианское чтение. 2019. — № 4. — С. 77-98.
Тринитарный субординационизм Оригена: опыт переосмысления // Вопросы богословия. 2019. Т. 1. — № 1. — C. 66-92
Рождение Сына по природе или по воле? Некоторые соображения по поводу тринитарного учения св. Ефрема Сирина в контексте антиарианской полемики // Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. — М., 2019. C. 142—158.
Аргумент от sensus divinitatis и исторический аргумент в пользу существования Бога в истории патристической мысли // Труды кафедры богословия СПБДА. 2019. — № 1 (3). C. 17-32.
Il discernimento spirituale in Giovanni Cassiano e nella tradizione ascetica occidentale dei secoli V—VI. — P. 99-115 Discernimento e vita Cristiana. Atti del XXVI Convegno ecumenico internazionale di spiritualita ortodossa. Bose, 5-8 settembre 2018 / Ed. L. Cremaschi, A. Mainardi. — Magnano, 2019.
Критика и апология учения о «подобосущии» в латинской патристике IV века: Марий Викторин versus Иларий Пиктавийский // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. — Вып. 85. — С. 31-51
Шестоднев Беды: обстоятельства создания и характерные особенности // Сочинения Беды Досточтимого и интеллектуальные традиции его эпохи / Под ред. М. С. Петровой. — М.: Издательство «Аквилон», 2020. — С. 491‒494.
Почему свт. Ириней отверг философское учение о Логосе? К вопросу об антигностической направленности триадологии Лионского святителя // Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2020. — С. 330‒348.
ISBN 978-5-906960-51-1
. Тираж 1000 экз.
Литературное наследие Беды // Сочинения Беды Досточтимого и интеллектуальные традиции его эпохи / Под ред. М. С. Петровой. — М.: Издательство «Аквилон», 2020. — С. 9‒29.
ISBN 978-5-906578-51-8
. Тираж 600 экз.
Аристотелевская концепция промысла в свидетельствах античных и раннехристианских авторов // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. — Вып. 91. — С. 31-51.
Учение Плотина о мышлении и сознании Единого и его ближайшие аналоги // Вопросы философии. 2020. — № 9. — С. 189‒200. (DOI: 10.21146/0042-8744-2020-9-189-200)
Метафизика Божественного мышления у Мария Викторина и ее философские источники. Приложение. Марий Викторин. Против Ария. Книга четвертая, или «О единосущии» (пер. с латинского и коммент. А. Р. Фокина) // Философия религии: Аналитические исследования 2020. — Том 4. — Номер 2. — С. 91‒128. (DOI: 10.21146/2587-683X-2020-4-2-91-128)
Проспер Аквитанский //
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2020. — Т. LVIII : «Православный Богословский институт прп. Сергия Радонежского — Псковский Снетогорский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь». — С. 427‒443. — 752 с. —
39 000 экз.
—
ISBN 978-5-89572-065-3
.
Рецензии
A. M. C. Casiday. Tradition and Theology in St John Cassian. Oxford University Press, 2007. 303 pp. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие–философия. —
М.
:
ПСТГУ
, 2008. —
№ 21
. —
С. 109–111
.
В. В. Петров. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. М.: Институт философии РАН, 2007. 200 с. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие–философия. —
М.
:
ПСТГУ
, 2008. —
№ 21
. —
С. 116–120
.
Goodrich R. J. Contextualizing Cassian. Aristocrats, Asceticism and Reformation in fifth-century Gaul. Oxford; N.Y., Oxford University Press, 2007 (Oxford Early Christian Studies). X + 298 p. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие–философия. —
М.
:
ПСТГУ
, 2009. —
№ 25
. —
С. 104—108
.
Green B. The Soteriology of Leo the Great. Oxford; N.Y., Oxford University Press, 2008 (Oxford Theological Monographs). XIII + 273 p. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие–философия. —
М.
:
ПСТГУ
, 2009. —
№ 27
. —
С. 114—117
.
Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010 // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. —
М.
:
ПСТГУ
, 2012. —
№ 41
. —
С. 143—146
.
L. Ayres. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010 // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. — № 41. — М., 2012. — С. 143—146
Gerber Ch. T. The Spirit of Augustine’s Early Theology. Contextualizing Augustine’s Pneumatology. Farnham (Surrey, UK), Burlington (USA), 2012. XII, 221 p. // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. — № . 48. — М., 2013. — С. 153—156
ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма / Под общ. ред. В. В. Петрова. М.: Кругъ, 2013. 880 с. // Философия религии. Альманах. М.: ИФРАН, 2015. — С. 511—517
Переводы
= Вступительная статья, перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. — 1998. —
№ 16
.
(то же в: Патристика, Нижний Новгород, 2001.)
Св.
Ипполит Римский
.
Слово против эллинов = Вступительная статья, перевод и комментарии //
Альфа и Омега
. — 1997. —
№ 13
.
(Патристика, Нижний Новгород, 2001.)
Ориген Александрийский
.
Против Цельса. Книга V = Вступительная статья, перевод и комментарии // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. — 1999—2001. —
№ 2—4, 7
.
Свт.
Василий Великий
.
Слово на Святое Рождество Христово = Перевод и комментарии // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. — 1999. —
№ 5
.
Преп.
Максим Исповедник
.
О различных трудных местах (апориях). 103-я апория, перевод и комментарии // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. — 2002. —
№ 11
.
Преп. Максим Исповедник.
О различных трудных местах (апориях) (Продолжение) // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. — 2005. —
№ 13
.
Блаженный Августин
.
О восьми вопросах Ветхого Завета = Вступительная статья, перевод и комментарии // Трактаты о различных вопросах.. —
М.
: Империум пресс, 2005.
Преподобный
Иоанн Дамаскин
.
Трактат о правомыслии = Вступительная статья, перевод и комментарии //
Богословские труды
. — 2009. —
№ 42
. —
С. 8—14
.
Гуго Сен-Викторский
.
О двух видах теологии = Предисловие, перевод и комментарии // Философия религии: Альманах 2008–2009. —
М.
:
, 2010. —
Вып. II
. —
С. 299—314
.
Марий Викторин. Против Ария. Книга III. Гл. 4-9 // Философия религии: Альманах. Выпуск III. Восточная литература. М., 2011. — С. 286—297
Дэвид Брэдшоу. Аристотель на Востоке и на Западе. Пер. с англ. совместно с А. И. Кырлежевым. — М., 2012.
Блаженный Августин. «Изъяснения Псалмов» Пс. 41.8. «О христианской науке» (Кн. I. Гл. 3-5). «О Троице» (Кн I. Гл IV; Кн. V. Гл. II, V; Кн. VI. Гл. V; Кн. VII. Гл. V—VI; Кн. VIII. Вступление; Кн. IX. Гл. III—IV, XI—XII; Кн. XV. Гл. XVII, XXI, XVII, XXVI). Перевод с латыни, комментарии // Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 2. Золотой век святоотеческой письменности (начало IV — начало V вв.) / Под общей ред. митр. Волоколамского Илариона. — М., 2017. — С. 609, 644—655
Блаженный Иероним Стридонский. Беседы на Псалмы. Пс. 108. Толкования на Послание ап. Павла к Галатам (Гл. 3. Ст. 14). Толкования на Послание ап. Павла к Ефесянам (Кн. I. Гл. 1. Ст. 7). Толкование на Послание ап. Павла к Титу (Кн. I. Гл. 1. Ст. 5). Толкование на Откровение (закл. фрагм.). Послания 15, 30, 120, 146. Перевод с латыни, комментарии // Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 2. Золотой век святоотеческой письменности (начало IV — начало V вв.) / Под общей ред. митр. Волоколамского Илариона. — М., 2017. — С. 538—539, 543—546, 569—572, 580—583
Марий Викторин. «О рождении Божественного Слова», «Против Ария», «Гимны о Троице» (фрагменты) Перевод с латыни, комментарии // Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 2. Золотой век святоотеческой письменности (начало IV — начало V вв.) / Под общей ред. митр. Волоколамского Илариона. — М., 2017. — С. 514—532
Новациан. «О Троице» (гл. 1, 2, 11, 29, 31). Перевод с латыни, комментарии // Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода (I — начало IV вв.) / Под общей ред. митр. Волоколамского Илариона. — М., 2017. — С. 321—334
Тертуллиан. «Против Маркиона» (кн. 1. Гл. 3; Кн. 2. Гл. 5; Кн. 3. Гл. 8). «О душе» (гл. 22). «О поощрении целомудрия» (гл. 7). «О единобрачии» (гл. 8). Перевод с латыни, комментарии // Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода (I — начало IV вв.) / Под общей ред. митр. Волоколамского Илариона. — М., 2017. — С. 290—293, 305—306
Ипполит Римский. «Против Ноэта» (гл. 8, 10, 11, 14). «Опровержение всех ересей» (кн. 10, гл. 33). Перевод с древнегреч., комментарии // Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода (I — начало IV вв.) / Под общей ред. митр. Волоколамского Илариона. — М., 2017. — С. 236—238
пер. с лат.: Беда Досточтимый. Комментарии на начало Книги Бытия, или Шестоднев (Кн. 1) // Сочинения Беды Досточтимого и интеллектуальные традиции его эпохи / Под ред. М. С. Петровой. — М.: Издательство «Аквилон», 2020. — С. 419‒450. —
ISBN 978-5-906578-51-8
.