Interested Article - Уваров, Михаил Семёнович (философ)
- 2020-12-15
- 1
Михаи́л Семёнович Ува́ров ( 14 января 1955 , Ленинград , СССР — 14 декабря 2013 , Санкт-Петербург , Россия ) — советский и российский философ . Доктор философских наук (1995), профессор кафедры философской антропологии С.-Петербургского государственного университета .
Биография
Обучался на факультете радиоэлектроники Ленинградского политехнического института , затем на философском факультете Ленинградского государственного университета . Преподавал, занимая разные должности, в Балтийском государственном техническом университете им. Устинова (Военмех) . В 1988 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук («Эвристическая функция метода антиномий в научном познании»), а в 1995 — докторскую («Антиномический дискурс в европейской культурной традиции»). В 1997 году ему было присвоено звание профессора .
Долгое время являлся заведующим кафедрой философии и культурологии Республиканского гуманитарного института (ИППК-РГИ) Санкт-Петербургского государственного университета, затем вплоть до своей кончины служил профессором кафедры философской антропологии философского факультета СПбГУ.
Научная деятельность
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В своих философских и культурологических исследованиях уделяет особое внимание взаимосвязи культурных универсалий русской и европейской мысли. Специфика данных взаимосвязей прослеживается на разнообразном историко-культурологическом материале.
На первом этапе исследований (1988—1995) им делается акцент на взаимосвязи классической и постклассической эпистемологии с историей культуры . Этой проблеме посвящён ряд работ по теории познания, философии музыки , российской и европейской ментальности , теме смерти в духовном опыте человечества. Особое внимание уделялось антиномической проблематике в истории европейской культуры.
В дальнейшем (1996—2000) круг его интересов расширяется до анализа главных тенденций современного историко-культурного процесса. Появляются работы, посвящённые анализу постмодернизма, культуре советского периода, метафизике исповедального слова, поэтике Санкт-Петербурга. Специфика современной культурной ситуации оценивается с точки зрения проникновения культурфилософского анализа в мир «постхайдеггеровской» метафизики, для которой фундаментальные онтологические определения становятся недостаточными: они должны быть дополнены определениями культурно-антропологического плана. В этом смысле «ситуация постмодерна» конца XX-начала XXI века не есть «отказ от классики», а наоборот, является логическим и позитивным продолжением основных тенденций европейской и мировой культуры.
В последние годы публикуются работы, посвящённые роли христианства в современной культуре. В них показано, что непредвзятый культурологический (и философский) взгляд на интеллектуальную историю человечества должен находить в богословии не ортодоксального противника, но союзника в вечном и продуктивном споре «благородных рыцарей» (И. Кант). Критиковал материалистическую философию истории .
В работах, посвящённых проблемам современной альтернативной и молодёжной культуры, отстаивал тезис о том, что контркультурные трансформации являются общей закономерностью развития европейской культуры и их некорректно связывать исключительно с процессами второй половины XX века.
Был участником и организатором ряда российских и международных конференций и конгрессов (Россия, Украина, Финляндия, Дания, Германия, США, Нидерланды, Польша, Венгрия, Хорватия, Италия, Индия). Опубликовал около 400 научных работ (1983—2012), в том числе ряд монографических исследований. Член международных обществ и ассоциаций по эстетике, семиотике, христианскому образованию. Главный редактор философско-культурологических альманахов «Фигуры Танатоса» (Вып. 1-7), . Руководитель Центра современной философии и культуры («СОФИК») СПбГУ.
Основные публикации (монографии)
- Философия и музыка: Диалог противоположностей? СПб-Тирасполь, 1993;
- Антиномичность как атрибут научного мышления. Владивосток, 1993 (2-е издание - 2009);
- Дискурс антиномий и природа философской рефлексии. СПб., 1995;
- ;
- 1998;
- СПб., 2001 (в соавторстве);
- Идея поликультурного образования в русской традиции. СПб., 2004 (в соавторстве);
- СПб., 2011;
- "Третья природа": размышления о культуре и цивилизации, СПб., 2012;
- Наследие преподобного Иосифа Волоцкого в истории русской культуры. Lambert, 2012 (в соавторстве);
- Философия искусства: музыкальные акценты.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013 и др.
Литература
- Докучаев И. И. // Учёные записки КнАГТУ. — 2014. — Т. 2 , № 1 (17) . — С. 128 .
Ссылки
- на сайте Института философии СПбГУ
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2020-12-15
- 1