Interested Article - Санта-Мария-ин-Арачели

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели ( итал. Basilica di Santa Maria in Ara Coeli al Campidoglio ) — церковь Девы Марии , находящаяся на вершине Капитолийского холма в Риме . Полное название — базилика Святой Девы Марии «Жертвенник Небесный» на Капитолийском холме . Храм имеет титул « малой базилики » (Minor Basilica) .

Титулярная церковь

Церковь Санта-Мария-ин-Арачели является титулярной церковью , кардиналом-священником с титулом церкви Санта-Мария-ин-Арачели с 21 февраля 1998 года, является итальянский кардинал Сальваторе Де Джорджи .

История

Главный неф церкви

С этим местом связана известная история, дошедшая до нас благодаря книге римского историка Тита Ливия « История от основания города » («Ab urbe condita») о том, как «гуси спасли Рим». В 390 году до н. э. галлы Бренна под покровом ночи окружили Капитолийскую крепость и попытались захватить её, забравшись по отвесной стене. Защитники крепости крепко спали, и даже собаки ничего не почуяли. Однако встревоженные гуси, которых, несмотря на острейшую нехватку продовольствия, до сих пор не съели, поскольку они были посвящены Юноне , громко загоготали и разбудили начальника крепости Марка Манлия , который поднял тревогу. Так римляне смогли сбросить нападавших вниз и дать отпор галлам . Эта история описана Л. Н. Толстым в рассказе « Как гуси Рим спасли » . Как представляется, это событие предполагает существование языческого храма на этом месте, что подтверждают архитектурные артефакты, найденные в саду около нынешнего храма и датируемые концом VI — началом V века до н. э.

В средневековом путеводителе по Риму для паломников «Mirabilia urbis Romae» («Чудеса города Рима») приведена история о том, что в I веке до н. э. сенаторы императора Октавиана Августа стали просить у него поклониться ему как Богу. Тогда император призвал Тибуртинскую сивиллу , которая через три дня предсказала ему пришествие во плоти Царя, который будет судить мир. После этого императору было видение Девы Марии с Младенцем, и он услышал голос, говорящий ему, что это алтарь Сына Божия. Это видение произошло в палате императора Августа, где затем была построена церковь Святой Марии Капитолийской. С XIII века этот храм называется храмом Девы Марии «Ара Чели» ( лат. Аra Сeli , « Алтарь Небес » или «Жертвенник Небесный» ) . Это название зафиксировано в 1323 году в государственном архиве Рима .

На месте сегодняшней базилики с 344 году до н. э. предположительно находился храм богини Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). Возможно, этот храм находился в другом месте. При храме чеканили римские деньги, которые и стали называть по имени Юноны Монеты — монетами .

В VIII веке греческие монахи основали небольшую церковь недалеко от храма Юноны. В 1249 году папа Иннокентий IV передал это место францисканцам , построившим совершенно новую церковь, изменив её ориентацию (ранее фасад выходил на восток). Они начали строить колокольню, но не завершили её, потому что в 1260 году было решено, что колокольни ― это роскошь, несовместимая с правилами Ордена . В конце XIII века после перестройки по проекту Арнольфо ди Камбио храм приобрёл романо-готические черты, а в 1291 году был снова освящён .

В 1348 (по другим сведениям в 1350) году при правителе Кола ди Риенцо , в благодарность Богоматери за избавление Рима от чумы , была сооружена мраморная лестница к фасаду храма из 124 ступеней . По преданию, чума прекратилась после того, как горожане организовали торжественную процессию с иконой Мадонна Арачели из этого храма . Автором проекта лестницы был Лоренцо Симоне ди Андреоццо .

Архитектура церкви

Главный алтарь церкви, XVII—XVIII века

Фасад церкви выглядит сурово, он не имеет мраморной облицовки, как и многие итальянские церкви того времени. Имеются три беломраморных романо-готических портала и малые ажурные окна-розы .

Храм имеет три нефа , слегка выступающий трансепт . Центральный неф перекрыт кессонированным потолком. Нефы разделяют два ряда из двадцати двух гранитных колонн различных ордеров , заимствованных из разных античных построек. Колонны связаны полуциркульными ренессансными арками . В интрадосах арок и антрвольтах триумфальной арки — ренессансные орнаменты.

Кессонированный деревянный потолок создан по заказу папы Пия V по проекту Фламинио Буланже в 1572—1574 годах по случаю победы папского флота над турками в морской битве при Лепанто 7 октября 1571 года. В центре потолка находится образ Девы Марии с Младенцем, рядом ― герб папы Пия V и военные трофеи . Маркантонио II Колонна , командующий флотом, преподнёс серебряную колонну со статуей Девы Марии .

Мозаичный мраморный пол — работа мастеров Космати XIII века с многочисленными вставками надгробных плит XIII—XVI веков, многие из которых полустёрты ногами прихожан .

Cвятыни

Мадонна Арачели. X век

В главном алтаре церкви установлена древняя и особо чтимая византийская чудотворная икона Богоматери X века, получившая название Мадонна Арачели . Икона была торжественно коронована Папой Урбаном VIII 29 марта 1636 года.

Слева от главного алтаря церкви установлен монументальный киворий типа ротонды в форме октогона на восьми колоннах с купольным покрытием (XVII век). В нём установлен саркофаг с мощами святой Елены , матери императора Константина Великого . Её мощи были перенесены в базилику в XVI веке . Внутри ротонды находится статуя святой Елены. Рядом на стене капеллы Святой Елены на фреске XII века изображено явление Богородицы императору Августу.

Рядом с капеллой находится вход в санктуарий Святого Младенца ( итал. Santo Bambino di Aracoeli ), в котором установлена деревянная скульптура, изображающая младенца Иисуса. Согласно преданию, она была вырезана из масличного дерева из сада Гефсимания в XV веке. Богато украшенная подношениями, драгоценностями и золочёной короной, она была предметом особой любви и почитания римлянами. В феврале 1994 года статуя была украдена. На её место установили копию .

Произведения искусства

Надгробная плита Катарины Боснийской

В базилике находятся надгробие папы Гонория IV , усыпальницы различных аристократических семейств Рима с надгробиями работы, в числе прочих, Донателло и Микеланджело .

На одной из колонн центрального нефа левого ряда находится изображение, которое римляне называют «Мадонна Колонны» ( итал. Madonna della Colonna ). Подобные изображения часто встречаются в итальянских храмах — роспись по мрамору или фреска по штукатурке, покрывающей гранитную или мраморную колонну. В данном случае вокруг росписи сделано обрамление, превратившее икону в богато украшенный малый алтарь . Напротив расположен похожий алтарь Сан-Джакомо-делла-Марка (San Giacomo della Marca) .

Первая капелла справа посвящена святому Бернардину Сиенскому . Капелла расписана сценами из его жизни художником умбрийской школы Пинтуриккьо (1485). Капелла Браччи у выхода из правого нефа содержит надгробие Чеккино Браччи, спроектированное Микеланджело . В люнете над боковым входом в южный неф снаружи церкви расположена уникальная мозаика , изображающая Мадонну с Младенцем и ангелами. Считается, что она выполнена в римской мастерской Космати под влиянием искусства Пьетро Каваллини , работавшего на рубеже XIII—XIV веков. Стиль этого мастера «характеризуется равновесием византийского влияния и классического искусства Рима» .

В последней капелле правого нефа находится надгробный монумент семьи Савелли: древнеримский саркофаг переделан в надгробие Луки Савелли, мозаичное изображение Мадонны с Младенцем конца XIII века является работой Арнольфо ди Камбио .

Две кафедры по сторонам главного нефа ( итал. pulpiti ), облицованные мелкими кусочками разноцветного мрамора, — характерные произведения мастеров семьи Космати (конец XII века).

Галерея

Примечания

  1. dati.beniculturali.it — 2014.
  2. Дата обращения: 14 июля 2021. 14 июля 2021 года.
  3. Дата обращения: 24 июня 2021. 26 декабря 2015 года.
  4. Дата обращения: 19 июля 2019. 3 марта 2018 года.
  5. Толстой Л. Н.
  6. . от 19 июля 2019 на Wayback Machine . Musei Capitolini.
  7. Дата обращения: 14 июля 2019. 14 июля 2019 года.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  9. . от 11 мая 2021 на Wayback Machine . Rome in the Footsteps of an XVIIIth Century Traveller
  10. Дата обращения: 15 июля 2021. 15 июля 2021 года.
  11. Дата обращения: 16 июля 2021. 16 июля 2021 года.
  12. Дата обращения: 16 июля 2021. 16 июля 2021 года.
  13. Дата обращения: 16 июля 2021. 16 июля 2021 года.
  14. Дата обращения: 16 июля 2021. 16 июля 2021 года.
  15. . от 14 июля 2021 на Wayback Machine Русская православная церковь в Италии.
  16. Rubato il Bambinello dell’Aracoeli, La Repubblica 2 febbraio 1994.
  17. Власов В. Г. Мадонна делла Колонна // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 233.
  18. Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р. 60.
Источник —

Same as Санта-Мария-ин-Арачели