Пиньоло, Джованни Баттиста Джентиле
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни Джентиле ( итал. Giovanni Gentile , 30 мая 1875 , Кастельветрано — 15 апреля 1944 , Флоренция ) — итальянский философ, основатель теории « актуалистического идеализма », также теоретик итальянского фашизма .
Родился на Сицилии. Его отец, также Джованни Джентиле, был аптекарем; мать, Тереза Курти, дочерью нотариуса. Окончил классический лицей Ximenes в Трапани . В 1897 году окончил Пизанское высшее педагогическое училище, где испытал влияние немецкой классической философии. Первая его книга была посвящена Марксу , которого он трактовал как идеалиста . В 1903—1922 совместно с Б. Кроче издавал журнал «Критика» («La Critica»). С 1907 года преподает в университете города Палермо , в 1914 году Джентиле покидает Палермо и переезжает в Пизу, где получает кафедру теоретической философии в местном университете , а в 1917 становится профессором философии Римского университета.
В 1923 году , будучи членом либеральной партии , он получает пост министра образования в правительстве Муссолини . В 1925 году Джентиле публикует « Манифест фашистских интеллектуалов к интеллектуалам всех наций », а в 1929 году издаёт свою книгу «Основы фашизма», в которой фашизм воспевается как новая политическая идея или вера, задача которой — создание нового «этического государства». В 1936 году эта книга была переведена на немецкий язык. В качестве члена фашистской партии Джентиле был сенатором, председателем совета по образованию (1926—1928), членом Большого фашистского совета (1925—1929) и председателем комиссии по реформе конституции.
20 ноября 1943 года Джованни Джентиле согласился возглавить Академию наук Итальянской Социальной Республики , созданной Муссолини в Северной и Центральной Италии при поддержке нацистской Германии. В 1944 году убит партизанами на улице во Флоренции. Философа похоронили в церкви Санта Кроче . Его могилу украшает эпитафия: «Многое ему простится, потому что он много любил».
Джентиле — основатель «актуального идеализма» ( итал. Attualismo ), «теории духа как чистого акта», ответвления неогегельянства, выросшего из неаполитанского гегельянского движения конца XIX в. В своих сочинениях Джентиле объединяет трансцендентальный идеализм Канта и Фихте с нео гегельянством и волюнтаризмом . В своих работах Джентиле говорит о том, что практика в выражении и выявлении истины всегда равноценна, вне зависимости от того, какую форму она принимает. Из этого посыла проистекает волюнтаризм Джентиле, приведший его к фашизму.
С точки зрения актуализма, акт мысли (« мысль мыслящая») является единственной реальностью . Акт есть логос, объединяющий объект с субъектом. Всякое познание есть действие, акт. Это познание бесконечно и свободно, так как ему ничто не может противостоять. Утверждая первичность мышления Джентиле утверждает идеализм. Однако он критикует абстрактный, трансцендентальный идеализм, отвлеченный от реальной жизненной практики и утверждает актуальный идеализм.
Акт делает имманентными себе все остальные вещи. Гегелевский Абсолютный Дух у Джентиле превращается не в факт, а в акт. Он не может выступать то как интеллект, то как воля; но в процессе своей деятельности познает и действует одновременно, будучи при этом всегда интеллектом как воля и наоборот. Это акт самоконституирующий и самоутверждающий, и в то же время — обнаружение Я в языке и социальном мире, определяемом через нормы и ценности. Мыслить — значит преодолевать свою частность, особенность, подниматься до исторического масштаба.
Наиболее полно «актуальная» диалектика проявляется в логике, метафизике и философии государства. Дух — это вечно развивающийся процесс, который не признает заранее установленных законов, но творит сам свой закон и свой мир свободно.
В 1932 году было опубликовано эссе « Доктрина фашизма ». Его автором считался Бенито Муссолини . Но настоящим автором первой главы эссе — «Основные идеи» — был Джованни Джентиле, написавший ещё в 1929 году свою книгу «Происхождение и доктрина фашизма». Муссолини же написал только новую вторую главу эссе — «Политическая и социальная доктрина» .
В апреле 1940 года Муссолини отозвал и уничтожил все доступные экземпляры «Доктрины фашизма» , так как изменил своё мнение относительно некоторых фраз. Но многие копии сохранились и доступны в библиотеках некоторых стран.