Не следует путать с
Медалями Почёта с голубой и синей лентами
— младшими правительственными наградами Японии соответственно за значительные «достижения в области общественного блага и служения обществу» и финансовые пожертвования.
«Голубая лента»
, реже упоминается как
«Синяя лента»
(
яп.
ブルーリボン賞
буру: рибон
сё:
,
англ.
Blue Ribbon Awards
)
— премия
Японии
в области
кинематографа
, присуждаемая сообществом киножурналистов и кинокритиков
Токио
, входящих в Ассоциацию токийских киножурналистов
(
яп.
東京映画記者会
то:кё: эйга кисякай
)
.
Содержание
Основная информация
Премия была основана в 1950 году Ассоциацией токийских киножурналистов
(
яп.
東京映画記者会
Tōkyō Eiga Kishakai
)
, в которую вошли пишущие о кино журналисты семи токийских спортивных изданий — известных в настоящее время как
(ранее «Хоти Симбун»),
,
,
,
,
Sports Nippon
и
, — а позднее и ряда других изданий.
В 1961 году шесть ведущих ежедневных газет Японии («
Ёмиури симбун
», «
Асахи симбун
», «
Майнити симбун
», «Санкэй симбун», «Токё симбун» и «
Нихон кэйдзай симбун
»), а также информационное агентство
решили отозвать свою поддержку премии, основав новую кинопремию премию
Association of Japanese Film Journalists Awards
(
яп.
日本映画記者会賞
Nihon Eiga Kishakai Shō
)
, которая, однако была вручена всего 6 раз. В 1967 году премия «Голубая лента» была упразднена на фоне серии политически-коррупционных скандалов, известных как «Чёрный туман», однако в 1975 вновь восстановлена, после чего существует по настоящее время.
Церемония награждения премией проводится в различных местах Токио, успехи фильмов и кинематографистов каждого года удостаиваются награды в феврале последующего. Как правило, на лауреатов премии в категориях «Лучший актёр» и «Лучшая актриса» возлагается обязанность ведения церемонии награждения следующего года
.
«Голубая лента» является одной из наиболее престижных ежегодных кинопремий Японии, наряду с премиями «
Кинэма Дзюмпо
» и «
Майнити
», а также «Премией Японской академии»; удостоенные её картины достаточно часто высоко отмечаются международными фестивалями.
Частичная статистика премии
(согласно официальной статистике в разделе «Рекорды» официального сайта премии
)
Лауреаты наибольшего количества премий в целом (6-кратные лауреаты)
Тосиро Мифунэ
— как «Лучший актёр» (за 1951, 1961, 1965 годы), «Лучший актёр второго плана» (1987 год), спецпризы церемоний премии за 1961 и 1966 годы.
Кон Итикава
— как «Лучший режиссёр» (за 1959, 1960, 1962 годы), «Лучший сценарист» (за 1962 год), премия за фильм о японской культуре (за 1965; фильм «Токийская Олимпиада 1964 года»), «Лучший актёр второго плана» (1987 год), спецприз церемонии премии за 2008 год.
Лауреаты наибольшего количества премий в одной и той же актёрской категории
Награждение за 1951 год — фильм «
Раннее лето
» режиссёра
Ясудзиро Одзу
— премии в 5 категориях (лучший режиссёр, лучший актёр 2-го плана, лучшие актрисы 1-го и 2-го плана, лучший оператор-постановщик —
Юхару Ацута
)
Категории награждения
Награда присуждается в следующих регулярных категориях:
Лучший фильм
Лучший фильм на иностранном языке
Лучший режиссёр
Лучший актёр
Лучшая актриса
Лучший актёр второго плана
Лучшая актриса второго плана
Лучший дебютант
На лауреатов премий «лучшему актёру» и «лучшей актрисе» возлагается обязанность ведения церемонии награждения следующего года.
В различные годы истории премии вводились и упразднялись и другие категории, включая лучшего сценариста, оператора, иностранного фильма и т. п., в определённых случаях использовались «специальные премии», которые, как и во многих других известных семействах премий, чаще всего давались по совокупности жизненных достижений кинематографиста, в том числе посмертно.
В 1953—1966 годах, до временного упразднения «Голубой ленты», выделялась также премия "Самому популярному артисту"
(
яп.
大衆賞
Taishū-shō
, букв.
«премия народа/масс»
,
англ.
Most popular artist award
)
, присуждавшаяся известным актёрам, стабильно популярным в фильмах ряда лет. В разные годы её лауреатами были:
Лучший актёр второго плана:
(в фильмах «Жизнь женщины» и «
Гейша
»)
Лучшая актриса второго плана:
(в фильме «Гейша»)
Дебютант года: режиссёр
Ёситаро Номура
(за фильмы «Второй сын», «Младший брат и старший брат», «Курама Тэнгу и синелицый
якша
», «Кимпиру-
сэнсэй
и девушка»)
Лучшая актриса:
(в фильме «Посмей нас остановить»)
Лучший актёр второго плана:
Тори Мацудзака
(в фильме «Кровь волка-одиночки»)
Лучшая актриса второго плана:
(в фильмах «
Магазинные воришки
» и «Тихаяфуру. Финал»)
Дебютант года: Сара Минами (в фильме «Сино не может сказать своё имя»)
Примечания
↑
Раздел
(яп.)
на её официальном сайте.
(яп.)
. Cinema Today (27 января 2016). Дата обращения: 29 февраля 2016.
3 марта 2016 года.
(яп.)
на её официальном сайте. В разделе приведены не все рекорды, так как оригинальная статистика включает и ряд «вторых мест», часть категорий сложно переводимы и т. д.
(яп.)
, являющийся сейчас разделом сайта издания «Ёмиури Симбун»
(яп.)
на официальном сайте награды.
(яп.)
в кинобазе
ALLCINEMA
Во избежание путаницы с годами премий: на официальном сайте и в японской кинобазе они даны по «отчётному периоду», к которому относится фильм (в общем случае — году его выхода в Японии), тогда как на
IMDb
— по году вручения премии, то есть последующему за ним.
Константин Коваль.
(неопр.)
.
Российская газета
(13 марта 2013). Дата обращения: 28 марта 2013.