Народный костюм Воронежской губернии
- 1 year ago
- 0
- 0
Финский народный костюм ( фин. suomalainen kansallispuku ) — комплекс одежды, сложившийся у финнов на протяжении множества столетий, использовавшийся до XX века в качестве повседневного, а в наше время — праздничном обиходе и являющийся неотъемлемой частью культуры финского народа.
Первые находки текстиля, ассоциируемые с одеждой, относятся к VII веку н. э. Древнефинская одежда на основании археологических находок реконструируется следующим образом: мужчины носили туникообразные рубахи навупск (подол доходил до колен или середины бедра). Женщины носили длинные рубахи, несшитую одежду хурстут ( фин. hurstut ) наподобие сарафана , состоявшую из двух полотнищ (одно на лямках, идущих через плечо, закрывало левый бок, а другое — соответственно, правый) и скреплявшуюся бронзовыми фибулами .
В целом, находки древнефинского костюма схожи с аналогичными древнекарельскими. Они были впервые обнаружены в конце XIX века, и, наряду с современными на тот момент, народными костюмами карел и финнов востока послужили источником вдохновения для иллюстраторов карело-финского эпоса « Калевала » .
Повседневный финский мужской костюм до XIX века состоял из белой туникообразной рубахи и таких же белых штанов.
В XIX-м веке финский костюм подвергается сильному городскому влиянию, и к началу XX века он выходит из употребления. Ему на смену приходит городской общеевропейский костюм и переходные формы одежды, сложившиеся под влиянием городской моды.
Дольше всего народный костюм сохранялся в Саво и финской Карелии . На данный элемент финский народный костюм лишь иногда используется в качестве праздничной одежды, также он является неотъемлемым атрибутом ансамблей народной музыки и танцев.
Финский народный костюм различается на восточный, больше сохранявший аутентичные черты, и западный, более подверженный западному влиянию. В целом для финского народного костюма характерна существенная дифференциация. Различия и местные особенности в одежде существовали в каждом уезде, а зачастую и в каждом церковном приходе.
Мужской костюм в большинстве районов страны состоял различался не так сильно, как женский: в XIX веке мужчины носили штаны ( фин. housut ) чуть длиннее колена, белую рубаху, жилет, куртку и кафтан. На голове носили тюбетейки ( фин. patalakki, kairalakki ) из шести (реже четырёх) клиньев , шерстяные шапки и шляпы. Тюбетейки, чьё название на финском буквально означает «шапка-горшок» изготовлялись из сукна или шерстяной ткани и бытовали в XVII-XIX вв. Швы закрывались полосками ткани, шнурами и тесьмой контрастного цвета. Выходные тюбетейки, надевавшиеся для похода в церковь, шились из тёмных тканей, а швы отделывались голубым или красным. До XIX века тюбетейки носили широкие слои финского общества: крестьяне, мелкие землевладельцы и даже некоторые дворяне (в качестве домашнего головного убора), но ко времени выходу из употребления тюбетейки оставались исключительно крестьянским головным убором, носившимся в качестве повседневного и рабочего. В городах тюбетейки изготовлялись профессиональными портными, на селе они были домашнего изготовления. Ареал распространения тюбетеек довольно близко подходил к Карелии, и они даже проникли на её территорию, когда она была финской. Однако о достоверном ношении тюбетеек в Карелии в то же время, что и в Финляндии, сказать невозможно. Но несмотря на это, и в современной Финляндии, и в современной Карелии, тюбетейка-шестиклинка считается национальным головным убором . Головным убором женщин служил белый плат-покрывало, скрывавший голову, гармонировавший другим элементам женского костюма. Также носили чепцы .
На ногах и мужчины и женщины носили шерстяные чулки. В качестве обуви использовались постолы из цельного куска кожи или с треугольной вставкой на подъеме ( фин. lippokkaat, suppikkaat ) и берестяные или лыковые лапти ( фин. virsut ). Мужчины также носили высокие сапоги ( фин. kengät , pieksu (пьексы), lapikkaat (сапоги с загнутым носком, носились преимущественно на востоке Финляндии) ). В XX веке сапоги-lapikkaat наряду с западнофинскими сапогами с двумя концами обрели популярность в качестве лыжной обуви. Сапоги-пьексы были частью обмундирования шюцкоровцев и финских солдат начиная с 1918 года (хотя, к примеру, во время советско-финской (Зимней) войны 1939-1940 годов пьексы были доступны лишь трети личного состава; в РККА того же периода помимо пьекс в качестве лыжной обуви использовались наносники-полупьексы, надевавшиеся на валенки и крепившиеся с помощью двух ремешков ) и использовались вплоть до окончания Второй Мировой войны, окончательно уйдя из обихода к 1960-м годам .
Женщины носили рубаху реккопайта ( фин. rekkopaita ), украшавшуюся на груди рекко — прямоугольником, на котором красными нитками вышивался геометрический орнамент. Рекко располагался прямо от шеи посередине груди. Разрез реккопайты был смещён влево, застёгивалась реккопайта на фибулу. В качестве верхней одежды служили сермяжный кафтан в талию виитта ( фин. viitta ) с клиньями от талии, или кофта-косто ( фин. kosto ) свободного покроя длиной до середины бедер.
На востоке довольно долго, кое-где вплоть до начала XIX века сохранялся хурстут (ещё дольше он сохранялся у ижор ). Юбки и лифы проникли с запада, и притом довольно поздно. Нередко с этой одеждой надевалось полотнище на лямке в качестве пережитка несшитой одежды.
В пограничных районах финской Карелии через карельское посредство из русского народного костюма был заимствован сарафан, соответственно, юбки не получили распространения. Православные жительницы финской Карелии носили заимствованную у русских ещё в средние века сороку ( фин. sorokka, harakka ), а лютеранки — плат хунту ( фин. huntu ) наподобие украино-белорусской намётки . Незамужние девушки носили на голове венцы и головные повязки.
Обязательной принадлежностью женского костюма был передник, украшенный вышивкой, кружевами или тканым орнаментом.
Старинная белая одежда сохранялась у мужчин-ингерманландцев лишь в отдалённых деревнях Северной Ингерманландии и по берегам нижнего течения реки Луги . Мужской костюм состоял из штанов (летние были полотняными, а зимние — суконные) и рубахи из холста, имевшие прямой вырез и застёгивавшиеся на одну пуговицу или на завязки. Верхней одеждой служили кафтан виитта, окрашивавшийся в белый, серый, коричневый или синий цвет, сшитый в талию и имевший клинья; поддёвка ( фин. pottiekka ) овчинная шуба туркки. Мужчины- эурямейсет носили войлочные широкополые шляпы с плоской тульей и тёмных цветов ( фин. lääppä, liäppä ), похожие на шляпы петербургских извозчиков и украшавшиеся лентами с оловянными или серебряными ремешками . Примером ингерманландского мужского костюма можно назвать костюм посёлка Лесогорского (Яски), запечатлённый в 1867 году (по другим данным — в 1868 году) фотографом Михаэлем Зейфертом. На фотографии Зейферта изображён молодой человек одетый в длинные брюки и двубортный сюртук со стоячим воротником (и штаны, и сюртук тёмного, предположительно чёрного цвета), шея завязана платком .
Финки-эурямяйсет в Мартышкино (ныне район города Ломоносов ) и Туутари (ныне район Дудергоф в составе Красного Села ) носили реккопайту, сарафан ( фин. hartiushame ) или юбку ( фин. hame ), а поверх них — передник ( фин. polle ). Ингерманландская реккопайта состояла из верхней части, шившейся из льняной тонкой и узорчатой ткани муртикайнэн ( фин. murtikainen ) и нижней, шившейся из более грубой ткани. Рукава реккопайты были широкими, внизу либо были свободными, либо стягивались в сборку в 3-5 см от края, а в более поздних вариантах также заканчивались манжетами . У ворота реккопайта скреплялась круглой серебряной пряжкой ( фин. solki ), с возрастом уменьшавшейся. Также женщины эурямяйсет носили кафтан-вииту. Женский виитта украшался красными и синими нитями по правой полочке, имел красный же стоячий воротник, застёжка находилась на замшевом куске замши на уровне пояса. Края рукавов и верхушки больших складок на спине были также отделаны жёлтой замшей и украшены красными, синими и зелёными нитями. Позднее появились синие вииты, носившиеся весной и летом, в то время как белые — осенью и зимой. Сарафан изготовлялся из синего сукна (лямки же шились из пурпурно-красного сукна) и перевязывался кожаным поясом ( фин. lappavyö ) с нанизанными на нём медными пряжками (их число со временем увеличивалось), а по праздникам — тканым поясом виронвюо ( фин. vironvyö ) с длинными кистями ( фин. töppäät, töpöt ) . По подолу передник украшался бахромой, полосой разноцветной вышивки и широким цветным кружевом. Незамужние девушки-эурямяйсет носили на голове повязки из красного сукна ( фин. seppel, säppäl’ )
Финки- савакоты (потомки беженцев из Саво) носили костюм западнофинского типа: поверх рубахи одевались юбка ( фин. hame ), лиф ( фин. liivi ) или кофту танкки ( фин. tankki ). Как и у эурямяйсет, савакотские женские рубахи скреплялись у ворота пряжкой. Обычно савакотские рубахи не вышивались, лишь иногда по вороту располагали полосу незатейливой вышивки. Рукава были широкие, но были недлинные, их края оторачивались вышивкой и завязывались у локтя так, чтобы нижняя часть руки была открыта. Лиф и кофта шились из сукна или покупных тканей. На голове савакотские женщины носили кружевные чепцы ( фин. lakki ) .
Поверх чулок и носок женщины-эурямяйсет одевали ноговицы ( фин. kalsut ), скреплявшиеся узкими оборами ( фин. paulat ). Летом же женщины зачастую ходили босиком (эурямяйсет при этом могли надевать ноговицы). Поршни у ингерманландцев назывались уулаттисааппаат ( фин. uulattisaappaat ). Сапоги считались признаком достатка, поэтому многие носили сапоги лишь на селе и в городе, а за их пределами снимали сапоги, несли их за спиной и ходили босыми. Женщины носили кожаные туфли домашнего изготовления ( фин. lipokkaat ), по праздникам носили чёрные кожаные туфли с острыми носами и с краями, украшенными красной юфтевой кожей ( фин. sikerit ) .
На западе Ингерманландии, в долине Луги и на Кургальском полуострове финки носили рубахи с украшенными красным ситцем поликами и красивейшей вышивкой с архаичными узорами птиц, женщин и замысловатыми геометрическими орнаментами. Аналогичные рубахи бытовали у води и ижор . Но в отличие от этих двух народностей, носивших платы саппано и бывших православными по вероисповеданию, финки-лютеранки носили чепцы или косынки, завязанные на затылке.
На островах Сейскари и Лавансаари (Мощный) женщины носили поверх рубах без рукавов ( фин. hankkipaita ) короткие блузки ( фин. yliset ), схожие с североэстонскими кяйсед ( эст. käised ). Блузка застёгивалась на пряжку, праздничные украшались по подолу и манжетами кружевом. Поверх рубахи, помимо блузки, одевали пёструю полосатую юбку и домотканый передник ( фин. polle ) с узкими красными полосками, также были распространены привозные с территории современной Эстонии ситцевые передники с красно-коричневыми набивными цветами по белому фону. В холодное время поверх кофты надевали душегрейку ( фин. hankkilüvit ) из красной материи с красными полосами. По праздникам и молодые девушки и женщины, и старухи называли кацавейку-рююти ( фин. ryyti ). Верхней одеждой служил белый суконный клиновидный армяк ( фин. hame ), ворот которого обшивался красной суконной же каймой, и который опоясывался шерстяным поясом. Выходя на улицу, женщина накидывала шаль на плечи, а на голову надевала платок. Вообще, эти острова являются одними из последних мест, где финский народный костюм всё ещё использовался.
Отличительной особенностью западнофинских костюмов является использование полос . Женский костюм севера Финляндии схож с западным.
Старинные образцы народного костюма известны плохо. Для запада характерен сложившийся к концу средних веков комплекс, состоящий из рубахи и блузы, поверх которой надевалась юбка на поясе ( фин. vyotarohame ) и лиф ( фин. liivi ), оставлявший открытыми рукава и грудь кофты. Широко были распространены шали, надевавшиеся на плечи. Первоначально юбки были однотонные, но затем распространились полосатые и клетчатые. Передник, надевавшийся поверх юбки, также был полосатым . Замужние женщины носили различного типа чепцы на твердой основе (матерчатые ( фин. tanu ) и шёлковые ( фин. tykkimyssy ) ), девушки — открытые головные уборы, повязки. На ногах носили белые носки и чёрные туфли .
К типичному западнофинскому костюму можно отнести костюм ( Пирканмаа , ныне район в составе Састамалы ) . Он состоит из белой рубахи с кружевным воротом и присборенными рукавами, красного лифа, плиссированного сзади; юбки в широкую красно-синюю вертикальную полоску и белый передник в красно-синюю узкую полоску, также вертикальную. На голове замужние жительницы Моухиярви носили красный шёлковый чепец, украшенный вышивкой из разноцветных нитей, а по краям — кружевом. Головные повязки незамужних девушек также были красными .
Костюм Южной Похьянмаа (она же Южная Остроботния) является одним из самых узнаваемых разновидностей финского народного костюма: мужчины, помимо чёрных длинных штанов и сюртука с красным жилетов носили металлический ремень в виде цепочки ( фин. helavyö ), к которому неизменно прикреплялся пуукко . Пояс-helavyö изображён на гербе города и муниципалитета Каухава , славящимся своим производством ножей. Данный костюм был собран на основе множества сохранившихся деталей в 1953 году .
Народный костюм города Рованиеми и окрестностей был разработан/реконструирован в 1950-1960-х годах: в 1953 году был воссоздан женский костюм; а в 1960 году на основе экспонатов музеев Рованиеми и Северной Похьянмаа , а также исторических источников профессор Тююни Вахтер ( фин. Tyyni Vahter ) и Тойни-Инкери Кауконен ( фин. Toini-Inkeri Kaukonen ) создали эскиз реконструкции мужского костюма , впервые он был представлен в июле 1961 года . Женский костюм состоит из длинной льняной или полульняной рубахи со стоячим воротом, застёгивающимся на металлическую пряжку и прострочкой на плечах; тёмно-синего лифа на подкладке из небеленого льна с застёжками на шнуровке и плиссировкой сзади; марлевый белый передник; красно-синей юбки, к которой прикрепляются медный ключ и сумочка. Девичий головной убор представляет из себя голубую ленту, перевязывающуюся вокруг головы, а убор замужних женщин — кружевной чепец. Мужской состоит из белой рубахи, по покрою идентичной экземплярам из Северной Похьянмаа; синего или чёрного платка, подвязываемого на шее; длинных чёрных штанов, подпоясанных ремнём; и однобортного жилета в красно-чёрно-синюю полоску. Иногда в состав включается двубортный пиджак-куртка из серого твида или тёмно-серой шерсти (один из таких, датируемый концом XIX века, поступил в фонд музея Рованиеми в 1915 году). К мужским головным уборам в костюме Рованиеми относятся тюбетейка, картуз, а зимой — шапка из собачьего или росомачьего меха. Носки в женском костюме — белые, в мужском белые являются летними, а в холодную погоду носки — серые и чёрные, в качестве обуви используются поршни, женщины могут надевать чёрные туфли .