Роберто Герхард
(имя при рождении — Роберт Хуан Рене Герхард Оттенвельдер,
кат.
Robert Juan René Gerhard i Ottenwaelder
;
25 сентября
1896
,
Вальс
—
5 января
1970
,
Кембридж
) —
испанский
(
каталонский
) и британский композитор.
Биография
Отец —
швейцарский
немец, мать — из
Эльзаса
, имя Роберто взял, покидая Испанию. Рос в многоязычной, мультикультурной среде. Обучался по классу фортепиано у
Гранадоса
и композиции у
Педреля
. В
1923
—
1928
учился в
Вене
и
Берлине
у
Шёнберга
. Вернувшись в
Барселону
, занимался журналистикой, организаторской и концертной деятельностью, пропагандировал творчество и идеи Шёнберга,
Веберна
,
Берга
. Сблизился с
Казальсом
и
Миро
(в тридцатые годы Миро делал наброски к декорациям балетов Герхарда в постановке Леонида
Мясина
, но поставлены они не были). В
1931
получил место в музыкальном отделе Каталонской библиотеки, изучал старую испанскую музыку, музыкальный фольклор Каталонии. Сотрудничал с крупнейшими каталонскими поэтами (
Жозеп Висенс Фойш
,
Жозеп Карне
). Пригласил Шёнберга провести несколько месяцев в Барселоне, где композитор работал над оперой «Моисей и Аарон». В годы
Республики
активно участвовал в организации музыкальной жизни Испании, входил в музыкальный совет республиканского правительства Каталонии. После поражения республиканцев покинул Испанию, перебрался в
Париж
, затем поселился в Кембридже. Работал для
Би-Би-Си
, писал музыку для театра, в частности, для
шекспировского
«Короля Лира» в постановке Королевской Шекспировской компании (
1955
), а также для телевидения и кино (среди прочего — к фильму Линдсея
Андерсона
«Такова спортивная жизнь»,
1963
). Одним из первых в Великобритании обратился к
электронной музыке
. Преподавал в
Мичиганском
университете (
1960
), в
Беркширском
музыкальном центре (
1961
). Почётный доктор
Кембриджского университета
(
1968
).
С начала пятидесятых годов страдал сердечной недостаточностью, которая и стала причиной смерти.
Наследие и признание
В Испании вплоть до кончины
Франко
музыка Герхарда, опиравшаяся на каталонские песенные и танцевальные традиции, синтезируя их с музыкальным языком
нововенской школы
, поисками
Бартока
и
Стравинского
, не исполнялась, зато её играли и записывали в Великобритании, в числе исполнителей — Тревор
Пиннок
. В
1992
опера «Дуэнья» была поставлена в
Мадриде
и Барселоне, музыка Герхарда вернулась на родину. В настоящее время он считается одним из наиболее оригинальных и глубоких испанских композиторов XX в.
Сочинения
Балеты
Опера
Оркестровые произведения
-
Sardana I
(
1928
)
-
Sardana II
(
1928
)
-
Концертино для струнного оркестра (
1929
)
-
Albada, Interludi i Dansa
(
1936
)
-
Сюита для оркестра № 2
-
Концерт для скрипки с оркестром (
1942
—
1943
)
-
Концерт для фортепиано и струнного оркестра (
1951
)
-
Концерт для клавесина, струнного оркестра и перкуссии (
1955
—
1956
)
-
Концерт для оркестра (
1965
)
-
Эпиталамион для оркестра (
1965
—
1966
)
Симфонии
-
Homenaje a Pedrell
(Симфония,
1940
—
1941
)
-
Симфония № 1 (
1952
—
1953
)
-
Метаморфозы
(Симфония № 2,
1967
—
1968
, не завершена)
-
Симфония № 3,
Коллажи
, для оркестра и магнитофона (
1960
)
-
Симфония № 4,
Нью-Йорк
(
1957
—
1959
)
-
Симфония № 5 (
1969
, не завершена)
Камерная музыка
-
Trio in B major для скрипки, виолончели и фортепиано (
1918
)
-
Trio № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (
1918
)
-
Соната для кларнета и фортепиано (
1928
)
-
Квинтет для духовых (
1928
)
-
Соната для альта и фортепиано (
1948
)
-
Каприччо для флейты соло (
1949
)
-
Струнный квартет № 1 (
1950
—
1955
)
-
Нонет (
1956
—
1957
)
-
Фантазия для гитары (
1957
)
-
Чакона для скрипки соло (
1959
)
-
Струнный квартет № 2 (
1961
—
1962
)
-
Concerto for 8 (
1962
)
-
Гимнодия для ансамбля духовых, двух фортепиано и перкуссии (
1963
)
-
Gemini
, дуэт для скрипки и фортепиано (
1966
)
-
Libra
, секстет (
1968
)
-
Leo
, камерная симфония (
1969
)
Фортепианные произведения
-
Сонатина для Карлоса (
1914
)
-
Dos Apunts
(
1921
—
1922
)
-
Soirées de Barcelona
-
3 Impromptus
(
1950
)
-
Alegrías
для двух фортепиано
-
Pandora
для двух фортепиано и перкуссии
Вокальные произведения
-
L’infantament meravellos de Schahrazada
, op.1 (
1916
—
1918
)
-
Verger de les galanies
(
1917
—
1918
)
-
7 Haiku
для голоса и ансамбля (
1922
, ред.
1958
)
-
14 Cancons populars catalanes
(
1928
—
1931
)
-
L′Alta Naixença del Rei En Jaume
(
1932
, на стихи Ж. Карне)
-
Cancionero de Pedrell
(
1941
)
-
3 Canciones Toreras
для голоса и оркестра (около
1943
)
-
6 Chansons populaires françaises
для голоса и фортепиано (
1944
)
-
The Akond of Swat
для голоса и перкуссии (
1954
)
-
Cantares
для голоса и гитары (
1962
)
-
The Plague
, оратория для чтеца, смешанного хора и оркестра, по роману
Камю
(
1963
—
1964
)
Электронная музыка
-
Audiomobiles
I—IV (
1958
—
1959
)
-
Lament for the death of Bullfighter
для чтеца и магнитофона (
1959
)
-
10 Pieces
для магнитофона (около.
1961
)
-
Sculptures
I—V (
1963
)
-
DNA in Reflection
(
1963
)
Герхард о музыке
-
Gerhard on music: selected writings // Meirion Bowen, ed. Aldershot; Burlington: Ashgate, 2000
Литература о композиторе
-
Orga A. Roberto Gerhard. London: Oxford UP, 1986
-
Homs J. Robert Gerhard i la seva obra. Barcelona: Biblioteca de Catalunya, 1991
-
Millet L. Centenari Robert Gerhard (1896—1996). Barcelona: Generalitat de Catalunya, Departament de Cultura, 1996
-
Акопян Л.
(1896—1970) // Искусство музыки. Теория и история, № 7, 2013
См. также
Ссылки
-
(англ.)
-
(англ.)
-
(англ.)
-
(англ.)
-
(англ.)
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
-