Волынский, Артемий Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Аки́м Льво́вич Волы́нский (литературный псевдоним , настоящие фамилия, имя, отчество — Хаи́м Ле́йбович Фле́ксер ; 21 апреля [ 3 мая ] 1861 или 1863 , Житомир — 6 июля 1926 , Ленинград ) — литературный критик и искусствовед ; балетовед .
Один из ранних идеологов русского модернизма , известного вначале под названием « декадентства », позже состоявшегося в школу импрессионизма и символизма .
Из 6-го класса Житомирской гимназии перевёлся в 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию , по окончании которой был зачислен на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и сразу на стипендию, что для еврейского юноши было немыслимым успехом. После окончания университета ему предложили остаться на кафедре государственного права, но Волынский отказался: «Я хочу быть не профессором, а литератором». К этому времени он поменял фамилию «Флексер» на псевдоним «Волынский», которым подписал свою первую самостоятельную работу «Теолого-политическое учение Спинозы» .
Сразу же по окончании университета ( 1889 ) Волынский принимает участие в журнале « Северный вестник », культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта » (« Северный вестник », 1889, книги VI, IX—XII), которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма ».
Этот критический идеализм вскоре стал лозунгом возродившегося к концу XIX века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма , которые должны были нанести удар «перевёрнутому вверх ногами Гегелю », то есть марксизму , а в своей общественно-политической программе декларировала идеи «буржуазной свободы» или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста ).
В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в «просветительное» искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идёт искусство, отворачивающееся от «вопросов суетной политики» и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.
Статьи Волынского о «русских критиках», печатавшиеся в «Северном вестнике» в период 1890—1895 под общим названием «Литературные заметки» (и потом вышедшие отдельной книгой: «Русские критики», Литературные очерки, СПб., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли.
Волынский выступал против Н. А. Добролюбова за то, что он не знал «никаких широких увлечений с кипением всех чувств», против Н. Г. Чернышевского за «грубость и неискусность» его « материалистических положений », против «реалистического утилитаризма » Писарева и т. д.
За «русских критиков» на Волынского в своё время жестоко обрушился Г. В. Плеханов , который в статье «Судьбы русской критики» (в сборнике «За двадцать лет», СПб., 1905; 2-е изд., СПб., 1906; 3-е изд., СПб., 1909; перепечатано в сборнике статей «Литература и критика», т. I, М., 1922 и в «Сочинениях», т. X, Гиз, М., 1924; первоначально в «Новом слове», 1897, VII) показал, что если кажется, что Волынский полностью преодолел те философские грехи, которые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное.
«На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвёртую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу „субъективную социологию “». Плеханов едко высмеял и стиль Волынского .
Волынский определяет, например, А. С. Пушкина с таким импрессионистским пафосом : «Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всём этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, — таков гений русской жизни, такова русская душа» и т. д. Или о Н. В. Гоголе : «Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца».
Социально-философский импрессионизм влечёт Волынского то к культу Леонардо да Винчи , которому он посвящает большой и восторженный труд («Леонардо да Винчи», издание Маркса, СПб., 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в « Северном вестнике », 1897—1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Ф. М. Достоевским («Книга великого гнева», СПб., 1904; , СПб., 1901; «Ф. М. Достоевский», СПб., 1906; 2-е изд., СПб., 1909 ), то к схоластически - теософской проповеди « иудаизма » в журнале « Новый путь ».
Широко образованный искусствовед , Волынский много внимания уделял театру , в начале 1900-х годов увлёкся балетом . В 1925 он выпустил капитальный труд — «Книга ликований» (Азбука классического танца, Ленинград, издание Хореографического техникума) — посвящённый обоснованию и защите классического балета .
Возглавлял Ленинградский хореографический техникум . Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале « ». Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей (1920—1924), председательствовал в коллегии « Всемирной литературы ». Но своим «этическим» и «эстетическим» теориям он оставался верен до конца своей жизни, даже в условиях кардинально изменившейся социальной обстановки.
В своих последних работах Волынский ставит во главу угла идею синтеза религий, превращения их всех в некую будущую возвышенную религию, религию света, религию солнца, религию гиперборейскую, о которой он мечтал много лет. Отстаивая перспективность экуменизма , Волынский полагал, что еврейство и христианство сольются в будущую общую религию и открыто провозглашал свои ожидания (параллель с Верой Бахаи ).
Умер в 1926 году. Похоронен на Литераторских мостках ( с места захоронения) .
Незадолго до революции стал мужем тогда ещё юной, будущей прославленной балерины Ольги Спесивцевой , оказав на неё большое творческое влияние ; брак, по всей видимости, был не оформленным, гражданским. После революционного переворота Ольга Спесивцева рассталась с ним и стала женой работника Петросовета Б. Г. Каплуна .
Аким Волынский трижды упоминается в романе « Дар » В. Набокова . Его работа «Русские критики» (1896, 1908) во многом является источником 4-й главы этого романа, посвященной жизнеописанию Чернышевского .
Согласно комментаторам (Т. Никольская и В. Эрль), Волынский закодирован как «покойный критик-импрессионист» в «Бамбочаде» К. Вагинова.
Упоминается в книге П. Д. Успенского
Образ А. Волынского в исполнении Михаила Козакова представлен в фильме «Мания Жизели» (1995, реж. А. Учитель ).
В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — Эм. Бескин — умер в 1940 году.