Татья́на Алекса́ндровна Бек
(
21 апреля
1949
,
Москва
—
7 февраля
2005
, там же) — русский поэт, литературный критик и литературовед. Член
Союза писателей СССР
(1978),
Русского ПЕН-центра
, секретарь Союза писателей Москвы (
1991
—
1995
).
Биография
Родилась в семье писателей и соавторов
Александра Альфредовича Бека
и
Наталии Всеволодовны Лойко
в доме ЖСК «Московский писатель» по адресу
2-я Аэропортовская
, дом 7/15 (позднее ул. Черняховского, дом 4), в пятом подъезде, где прожила до середины 80-х годов. Впервые опубликовалась в 1965 году, в шестнадцать лет
.
В 1972 году окончила
факультет журналистики Московского государственного университета
. В 1971—1973 годах работала библиотекарем во Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы.
В 1976—1981 и 1993—2005 годах была членом редколлегии и обозревателем журнала «
Вопросы литературы
». Вела литературную колонку в «
Общей газете
» и «
Независимой газете
». К области её литературоведческих интересов относилась современная литература и литература
серебряного века
. Бек в течение многих лет вела поэтический семинар в
Литературном институте имени А. М. Горького
.
В 1978 году вступила в
Союз писателей СССР
, в 1991—1995 годах была членом секретариата Союза писателей Москвы. В 1991 году вступила в
Русский ПЕН-центр
.
В 1993 году подписала «
Письмо 42-х
» в поддержку силового разгона съезда народных депутатов и Верховного Совета России.
В 2000—2005 годах вместе с
Олегом Чухонцевым
была сопредседателем программы «Новые имена в поэзии» фонда
Новые имена
.
Смерть
Скончалась, по официальной версии, от обширного инфаркта, однако многие обсуждали вероятность самоубийства
из-за травли, «которую развязали против Т. Бек за её высказывания об авторах апологетического письма
Туркменбаши
с предложением перевести его поэтические „опусы“. Антисобытием года прошедшего она назвала „письмо троих известных русских поэтов к Великому Поэту Туркменбаши с панегириком его творчеству, не столько безумным, сколько непристойно прагматичным“. А уже в нынешнем напомнила: „Негоже ни поэтам, ни мудрецам пред царями лебезить, выгоду вымогаючи: таков добрым молодцам урок“». Авторами письма были поэты
Евгений Рейн
,
Михаил Синельников
и
Игорь Шкляревский
. В продвижении проекта участвовал главный редактор журнала «
Знамя
», известный литературный критик
Сергей Чупринин
. По словам
Виктории Шохиной
, играло роль и чёткое представление о неправильности сделанного российскими литераторами, и то, что у Бек было много знакомых литераторов в Туркмении: зная о происходящем там (культ личности Туркменбаши и др.), она не могла промолчать. После нового года, рассказывает Виктория Шохина, трое из четырёх — Рейн, Чупринин и Синельников — звонили Бек и в разной форме (от брани Рейна до «дружеских» укоров Чупринина) оказывали на неё психологическое давление. Невозможность примирить традиционное представление об этих людях (с Евгением Рейном и Сергеем Чуприниным она была давно и хорошо знакома, работала с ними вместе в Литинституте и т. д.) и их нынешние поступки усугубила ситуацию
.
Похоронена на
Головинском кладбище
.
Творчество
Первая публикация стихов состоялась в журнале «
Юность
» в 1965 году. Это были два стихотворения: «Утро вечера мудренее» и «Я из этого шумного дома, / Где весь день голоса не смолкают, /… / Убегу по лыжне незнакомой…». Вторая публикация — стихотворная подборка в журнале «
Новый мир
» в 1966 году.
В 1974 году вышел первый сборник стихов «Скворешники».
В 1995 году Бек в качестве ответственного редактора вела книжную серию «Самые мои стихи» в издательстве «Слово».
Её стихи переводились на болгарский, грузинский, итальянский, немецкий, польский языки. В числе собственных переводов Татьяны Бек — стихотворения датских поэтов
Поля Лакура
и Бенни Андерсена (напечатаны в сборнике «Из современной датской поэзии» (М.: Радуга, 1983)).
После 1987 года у Бек, как у многих других поэтов, возникли проблемы с публикациями: советские издательства перестали издавать поэтические сборники (?), новых издательств ещё не появилось. Три книги, вышедшие в этот период, были изданы небольшими тиражами, но получили живой отклик у любителей поэзии и критиков
.
«Стихосложение было и остаётся для меня доморощенным знахарским способом самоврачеванья: я выговаривалась… и лишь таким образом душевно выживала», — писала Татьяна Бек.
Признание
-
1979 — лауреат премии журнала «
Литературное обозрение
».
-
1995 — лауреат поэтической премии года журнала «
Звезда
».
-
1997 — лауреат поэтической премии года журнала «
Знамя
».
-
2003 — Благодарность Министра культуры Российской Федерации (14 октября 2003 года) —
за многолетний плодотворный труд в области отечественной культуры и заслуги в развитии литературы
.
-
Лауреат ежегодной премии Союза журналистов России «
».
-
Лауреат премии «
Московский счёт
» в номинации «Лучшая поэтическая книга года».
Библиография
Прижизненные издания
-
Бек Т. А.
Скворешники. — Москва:
Молодая гвардия
, 1974. — 31 с. —
25 000 экз.
-
Бек Т. А.
Снегирь. — Москва:
Советский писатель
, 1980. — 88 с.
, 10 000 экз.
-
Бек Т. А.,
Кузовлева Т. В.
, Казаков О., Оболенский Ю.
Молодые русские поэты / пер. Т. Мебуришвили, Г. Джулухидзе. — Тбилиси: Мерани, 1985. — 98 с.
-
Бек Т. А.
Замысел. — Москва:
Советский писатель
, 1987.
, 128 с., 10 000 экз.
-
Бек Т. А.
Смешанный лес. — Москва: ИВФ «Антал», 1993.
-
Бек Т. А.
Пятицветная тайна. — Москва, 1994.
-
Бек Т. А.
Дерево на крыше. — Москва, 1997.
-
Бек Т. А.
Облака сквозь деревья. — Москва:
Глагол
, 1997. — 160 с.
-
Бек Т. А.
Узор из трещин. Стихи недавних лет. — Москва: ИК «Аналитика», 2002. — 110 с. —
ISBN 5-93855-012-2
.
-
Бек Т. А.
До свидания, алфавит: эссе, мемуары, беседы, стихи. — Москва: Б.С.Г.-Пресс (ГУП ИПК Ульян. Дом печати), 2003. — 638 с. —
ISBN 5-93381-127-0
.
-
Бек Т. А.
Сага с помарками. — Москва:
Время
, 2004. — 400 с. — (Поэтическая библиотека). —
ISBN 5-94117-098-X
.
Книги
-
Бек Т. А.
Она и о ней: Стихи, беседы, эссе, воспоминания. — Москва: Б.С.Г.-Пресс (ГУП ИПК Ульян. Дом печати), 2005. — 822 с. — (Поэтическая библиотека). —
ISBN 5-93381-183-1
.
-
Бек Т. А.
Избранное. — Москва: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. — 351 с. — (Поэтическая библиотека). —
ISBN 978-5-98986-219-1
.
Серия «Великие поэты»
-
Бек Т. А.
Смятенная душа. — Москва: Комсомольская правда: НексМедиа, 2013. — 238 с. — (Великие поэты, № 88). —
ISBN 978-5-87107-510-4
.
Критические сборники
-
Бек Т. А.
До свидания, алфавит. Эссе, мемуары, беседы, стихи. — Москва: Б. С. Г.-Пресс, 2003. — 638 с. —
3 000 экз.
—
ISBN 5-93381-127-0
.
-
Она и о ней. Стихи, беседы, эссе, воспоминания. — Москва: Б. С. Г.-Пресс, 2005. — 822 с. —
ISBN 5-93381-183-1
.
Редактура
-
Антология акмеизма. Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки. Мемуары / авт. вступ. ст., сост. и авт. примеч. Т. А. Бек. — Москва: Московский рабочий, 1997. — 366 с. — (Библиотека студента). —
ISBN 5-239-01673-9
.
-
Серебряный век. Поэзия / ред.-сост. Т. А. Бек. — Москва: АСТ: Олимп, 1998. — 671 с. — (Школа классики. Книги для ученика и учителя). —
ISBN 5-7390-0346-6
.
-
Серебряный век. Поэзия / ред.-сост. Т. А. Бек. — Москва: АСТ: Олимп, 1999. — 671 с. — (Школа классики. Книги для ученика и учителя). —
ISBN 5-7390-0326-1
.
-
Серебряный век. Поэзия / ред.-сост. Т. А. Бек. — Москва: АСТ: Олимп, 2000. — 671 с. — (Школа классики. Книги для ученика и учителя). —
ISBN 5-7390-0346-6
.
-
Серебряный век. Поэзия / ред.-сост. Т. А. Бек. — Москва: АСТ: Олимп, 2001. — 671 с. — (Школа классики. Книги для ученика и учителя). —
ISBN 5-17-007199-X
.
-
Серебряный век. Поэзия / ред.-сост. Т. А. Бек. — Москва: АСТ: Олимп, 2002. — 671 с. — (Школа классики. Книги для ученика и учителя). —
ISBN 5-17-010728-5
.
Примечания
-
— 2012.
-
Журнал «Юность», 1965, № 12, с. 78.
-
от 24 июля 2019 на
Wayback Machine
.
-
от 2 марта 2020 на
Wayback Machine
(Полит.ру, 08 февраля 2005, 13:42)
-
от 2 марта 2020 на
Wayback Machine
. Полит.ру, 08 февраля 2005
-
(неопр.)
. Дата обращения: 28 июля 2018.
2 марта 2020 года.
-
(неопр.)
.
Могилы знаменитостей
. Дата обращения: 6 февраля 2020.
25 мая 2021 года.
-
Критик
Алла Марченко
писала: «Единственное литературное событие, хотя читала запоем все подряд, — книга Татьяны Бек.
А. Шаталов
(издавший в собственном «Глаголе» «Облака сквозь деревья») уже вроде бы сказал всё, что надо, но так осторожно и вяло — дескать «отражает состояние всего народа, брошенного в бездну социальной революции и житейского разрушения», — что как бы и ни сказал ничего: ну у кого из нынешних поэтов не сыщешь этих отражений. И Ахматову издатель в послесловии не раз и не два помянул, и не всуе, но опять же по касательной — недосол на столе, пересол на спине? Между тем, на мой взгляд, Татьяне Бек единственной из всех нас, как Ахматовой в «Реквиеме», удалось почти невозможное — от себя за всех спеть то, что не ложится на голос: простой ужас простой жизни этой якобы революции, униженной и оскорбленной. И при этом сохранить и речь, и голос, и слово, и походку стиха». Литературная газета, 12 августа 1998, № 32—33.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 19 августа 2022.
19 августа 2022 года.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|