Флетчер, Декстер
- 1 year ago
- 0
- 0
Брэд Декстер ( англ. Brad Dexter ), имя при рождении Борис Майкл Шошо Миланович ( серб. Boris Majkl Šošo Milanović / Борис Мајкл Шошо Милановић ; 9 апреля 1917 — 12 декабря 2002 ) — американский киноактёр и кинопродюсер, более всего известный своими работами в фильмах 1950-60-х годов.
Декстер начинал карьеру на театральной сцене, а в 1940-е годы перешёл в кинематограф. В начале кинокарьеры он сыграл свои наиболее значимые роли в фильмах нуар « Асфальтовые джунгли » (1950), « История в Лас-Вегасе » (1952), « Макао » (1952), « Ривер-стрит, 99 » (1953) и « Дом из бамбука » (1955), а с конца 1950-х годов — в таких классических голливудских лентах, как « Идти тихо, идти глубоко » (1958), « » (1959), « Великолепная семёрка » (1960), « Поезд фон Райена » (1965) и « Шампунь » (1972). Он также был продюсером нескольких фильмов, среди них « » (1968) и « Леди поёт блюз » (1972).
За рамками работы в кино Декстер был известен своими доверительными и дружескими отношениями с такими голливудскими звёздами, как Мэрилин Монро , Фрэнк Синатра , Юл Бриннер , Энтони Куинн и Карл Молден .
Декстер родился под именем Борис Миланович 9 апреля 1917 года в шахтёрском городке , штат Невада , в семье сербских эмигрантов . Он вырос, говоря на сербохорватском языке . Ещё в раннем детском возрасте семья переехала в Лос-Анджелес , где он окончил школу . С семи лет Декстер начал работать, чтобы помочь содержать семью. Поработав чистильщиком обуви, упаковщиком мяса и боксёром-любителем, он пошёл изучать актёрское мастерство в знаменитый театр Pasadena Playhouse в Пасадине .
С началом Второй мировой войны Декстер пошёл служить в Военно-воздушные силы . В течение двух из четырёх лет воинской службы он под именем «рядовой Барри Митчелл» играл в посвящённом ВВС бродвейском спектакле по пьесе «Крылатая победа» (1943-44) . Во время игры в этом спектакле он подружился с актёром Карлом Молденом , который также имел сербские корни . Как в 2002 году вспоминал Молден в интервью газете « Лос-Анджелес Таймс »: «Мы познакомились в ВВС. Во время Второй мировой войны мы оба играли в „Крылатой победе“ как на Бродвее, так и на гастролях» . В 1944 году оба актёра повторили свои роли в кинофильме Джорджа Кьюкора « », где вместе с ними играли товарищи по службе Эдмонд О’Брайен и Ли Джей Кобб .
После окончания Второй мировой войны под именем Барри Митчелл он также сыграл небольшие роли в двух фильмах — музыкальном вестерне « » (1946) с Роем Роджерсом и приключенческой мелодраме « Синдбад-мореход » (1947) с Дугласом Фэбенксом-младшим . Под именем Барри Митчелл он продолжал играть на радио в разнообразных мыльных операх и таких программах, как «Борцы с бандами», «Мистер окружной прокурор» и «Кавалькада» , а также на сцене , в частности, в спектакле «Смех с облака» (1947) с Илкой Чейз на сцене театра Tanglewood Theatre в Кейп-Коде , и уже как Брэд Декстер — в комедии «Аллея магнолий» (1949) на Бродвее . Во время игры в «Аллее магнолий», на «крупного актёра» обратил внимание режиссёр Джон Хьюстон , который решил дать Декстеру роль бандита в « Асфальтовых джунглях » .
Фильм нуар « Асфальтовые джунгли » (1950) Джона Хьюстона стал «основополагающим фильмом жанра» и первым значимым фильмом Декстера. Фильм рассказывал о тщательно разработанной краже драгоценностей, которую успешно осуществляет группа грабителей под руководством опытного преступника Дока Риденшнайдера ( Сэм Джаффе ). Однако при попытке сбыть краденое Док сталкивается с коварным адвокатом Алонзо Эммерихом ( Луис Кэлхерн ), который пытается обманным путём завладеть добычей. В этой картине Декстер сыграл небольшую, но существенную роль Боба Брэннома, крутого частного детектива, которого нанимает Эммерих, чтобы тот помог ему реализовать план присвоения драгоценностей. Однако в ходе переговоров один из грабителей убивает Брэннома. Как отметила историк кино Карэн Хэннсберри, «несмотря на то, что Декстер появился всего в двух сценах, он выжал максимум из своего экранного времени» и был отмечен критиком Variety за то, что «грамотно подыграл хорошо прописанным персонажам» . Однако, по мнению историка кино Хэла Эриксона, «талантливый Декстер оказался в этом фильме в тени звёздной мощи Стерлинга Хейдена , Джеймса Уитмора , Луиса Келхерна и Мэрилин Монро » .
В 1952 году, подписав контракт с киностудией RKO Pictures , Декстер сыграл отрицательных персонажей в двух фильмах нуар подряд — « История в Лас-Вегасе » и « Макао ». И хотя Декстер получил в этих фильмах существенное экранное время, обе картины, по словам Хэннсберри, «не произвели особого впечатления на зрителей или критиков» . В «Истории в Лас-Вегасе» (1952) Декстер исполнил роль нанятого страховой компанией частного детектива Тоба Хаблера, который ведёт слежку за бывшей певицей ночного клуба Линдой Роллинс ( Джейн Расселл ) и её мужем-бизнесменом Ллойдом ( Винсент Прайс ), которые застраховали дорогостоящее ожерелье на крупную сумму. В Лас-Вегасе Хаблер убивает владельца казино, которому Ллойд продал ожерелье, и завладевает этим ожерельем. В финале картины Хаблер преследует Линду, что «приводит к впечатляющей погоне на вертолёте, которая заканчивается тем, что его убивают на башне заброшенного аэродрома» . Критика в целом не приняла фильм, также как и игру его звёзд — Джейн Расселл и Виктора Мэтьюра . В частности, обозреватель Variety пришёл к заключению, что «единственным по-настоящему захватывающим моментом фильма стала погоня на вертолёте за Декстером и похищенной им мисс Расселл. Эти 10 минут захватывающего материала оживляют в остальном скучные 87 минут» фильма .
В фильме «Макао» Декстер сыграл крупного гангстера Винсента Холлорана, который укрывается от преследования американских властей в Макао , выдавая себя за респектабельного владельца казино в этой граничащей с Китаем португальской колонии . Американские агенты неоднократно, но безуспешно пытались задержать и вывезти Холлорана в США, однако лишь бывшему военнослужащему Нику Кокрану ( Роберт Митчем ) с помощью подружки гангстера ( Глория Грэм ) удаётся заманить Холлорана на борт собственной лодки и вывезти за границы колонии, где его задерживает полиция . Обозреватель Variety посчитал, что фильм построен вокруг «клишированных элементов приключений, романтической мелодрамы и интриг» , отметив при этом, что Декстер «хорош в роли злодея» . Кинообозреватель Босли Кроутер в « Нью-Йорк Таймс » также критически оценил фильм, выразив мнение, что «звёзды Расселл и Митчем лишь приносят красивое оформление в фильм, темой которого является просто-напросто секс, при этом Бендикс , Гомес , Грэм и Декстер остаются в тени» .
По словам Хэннсберри, «лучшим с точки зрения качества и реакции критики» стал фильм нуар « Ривер-стрит, 99 » (1953). По словам критика, в этом фильме «Декстер выдал прекрасную игру в роли безжалостного преступника Виктора Роулинса» , который похищает бриллианты на 50 тысяч долларов, после чего собирается бежать из страны со своей любовницей. Но когда скупщик краденого отказывается покупать драгоценности, если в деле будет замешана женщина, Роулинс хладнокровно убивает её. В финале картины муж убитой женщины, таксист и бывший боксёр ( Джон Пейн ) находит Роулинса и после захватывающей погони в порту Нью-Йорка убивает его. Как отметила Хэннсберри, «несмотря на выдающуюся игру Декстера в роли порочного киллера, фильм после выхода на экраны был раскритикован в прессе» . В частности, обозреватель «Нью-Йорк Таймс» описал его как одну из тех «безвкусных мелодрам, которые наполнены неприятными преступниками, блондинками второй свежести и массой эпизодов, претендующих на показ повседневной жизни преступного мира». Далее он пишет: «Сказать, что этот фильм неприятный было бы слишком мягко; точнее будет заметить, что он вызывает раздражение и скуку» . С другой стороны, современные критики оценивают фильм достаточно высоко. В частности, Дэйв Кер в написал, что «поставленный Филом Карлсоном в 1953 году, этот низкобюджетный независимый фильм нуар стал примером лаконичного великолепия, которое часто демонстрировал американский жанровый кинематограф» , а Хэннсберри отметила, что «сегодня фильм рассматривается как достойный представитель жанра благодаря игре Декстера, Пейна, Кастл и » .
После отсутствия на экране в 1954 году на следующий год Декстер сыграл в крупнобюджетной костюмной мелодраме « » (1955) с Тайроном Пауэром в главной роли, действие которой происходит в Африке , а также небольшую роль любовника одной из главных героинь в криминальном триллере Ричарда Флейшера « Жестокая суббота » (1955).
В своём последнем фильме нуар « Дом из бамбука » (1955) Декстер исполнил «редкую для себя роль хорошего парня» , сыграв служащего в Японии американского капитана Хэнсона, который приказывает агенту Эдди Кеннеру ( Роберт Стэк ) разоблачить орудующую в стране банду бывшего американского военнослужащего Сэнди Доусона ( Роберт Райан ). Работа Декстера в этом фильме осталась практически незамеченной, хотя сам фильм получил немало хороших откликов. В частности, Кэй Проктор из Los Angeles Examiner заключил, что фильм «до предела насыщен экшном и плюс к этому — отличными зрелищными качествами», а Босли Кроутер в «Нью-Йорк Таймс» был восхищён фильмом, назвав его «быстрой и напряжённой мелодрамой» .
В течение следующих пяти лет Декстер сыграл всего в семи фильмах, лучшими среди которых были вестерн « » (1957), где он предстал в образе подлого скотовладельца, которого в перестрелке убивает главный герой в исполнении Джоэла Маккри , «первоклассная военная драма» о подводной лодке « Идти тихо, идти глубоко » (1958) с Бертом Ланкастером и Кларком Гейблом , где Декстер исполнил роль младшего офицера экипажа, а также «стильный вестерн» « » (1959) с великолепным актёрским составом во главе с Кирком Дугласом и Энтони Куинном .
«Высшей точкой кинокарьеры Декстера», по мнению многих специалистов, стал знаменитый вестерн « Великолепная семёрка » (1960), в котором он сыграл одного из семи стрелков, собравшихся для защиты жителей небольшой мексиканской деревушки от бандитской банды. Выдающийся актёрский состав этого фильма включал таких звёзд экрана, как Стив Маккуин , Хорст Бухгольц , Чарльз Бронсон , Джеймс Коберн , Роберт Вон и Юл Бриннер . Декстер исполнил в этом фильме роли крутого и немногословного Гарри Лака, он был вторым, кого избрал Бриннер в свою команду. Гарри уверен в том, что за деревней спрятаны сокровища, несмотря на то, что все говорят ему, что никакого клада там нет. Умирая от пулевого ранения, он спрашивает Бриннера: «Ведь там в горах было золото?», на последнем вздохе желая убедиться в том, что умирает не просто ради каких-то крестьян. Бриннер врёт ему: «Конечно было. Много золота». Испытав облегчение, Декстер умирает с радостью на лице . Как сказал Декстер в интервью журналу The Big Reel в 1997 году, «причина, по которой этот фильм стал таким хитом, заключена в химии между актёрами. Зритель по-настоящему переживал за этих парней. Именно этого не хватает многим сегодняшним фильмам» . После роли в этом чрезвычайно успешном фильме Декстер оказался на грани прорыва к звёздному статусу, однако в то время, как «фильм укрепил и поднял статус его партнёров Бриннера, Маккуина и Бронсона, Декстер так и остался относительно неизвестным» . Как написал в The Guardian обозреватель Роланд Берген, «Декстера обычно вспоминают последним, когда просят перечислить членов „Великолепной семёрки“. Однако, произошло это главным образом из-за славы других актёров. На самом деле он был довольно хорош в роли самого здорового наёмника в этом септете» .
Во время производства фильма Декстер установил особенно тесную дружбу с Юлом Бриннером, и даже был шафером на его свадьбе, которая состоялась во время съёмок. Декстер и Бриннер после этого снялись вместе ещё в трёх фильмах — исторической драме « Тарас Бульба » (1962) по Н. В. Гоголю , в которой Бриннер сыграл заглавную роль, а Декстер — атамана Шило, приключенческой драме « Короли Солнца » (1963), действие которой происходит в Мексике, и нестандартном вестерне « » (1964) с Бриннером в роли стрелка-мулата . В этот период Декстер также «блеснул в роли знаменитого гангстера Багси Сигела в скучном биопике» « » (1961) и сыграл кинозвезду, убившую секретаршу своего фан-клуба, в детективе « » (1961). А в криминальном боевике « » (1963) он был голливудским гангстером, который погибает от заложенной в его доме бомбы .
В промежутках между съёмками в кино Декстера часто видели на малом экране в таких телесериалах, как «Караван повозок» (1958), «Есть оружие — будут преступления» (1958), «Сансет-стрип, 77» (1958-59), «Симаррон» (1959), «Бэт Мастерсон» (1960), «Разыскивается живым или мёртвым» (1960), «Гавайский глаз» (1961) и «Следователи» (1961) . В 1950-е годов Декстер также был гостевым актёром в таких популярных телесериалах своего времени, как «Театр Зейна Грэя» (1958) и «Дни в долине смерти» (1963) . Однако с начала 1960-х годов, актёр начал отказываться от предложений на телевидении, заявляя, что «даже самая плохая кинокартина лучше, чем самая лучшая телепрограмма». В интервью репортёру Los Angeles Times Дону Алперту Декстер сказал: «Единственный способ создать всемирный образ — это хорошая роль в хорошем фильме. Телевидение этого не обеспечивает. Телевидение действительно стоит на низком уровне лестницы развлечений. Оно не создаёт таких звёзд, как Джули Эндрюс , Одри Хепбёрн или Энтони Куинн . Поэтому я перестал работать на телевидении» . Позднее актёр отчасти пересмотрел свою позицию, «несмотря на свою нелюбовь к телевидению» , сыграв в нескольких высокорейтинговых шоу, таких как «Мэнникс» (1970), « Миссия невыполнима » (1972), «Коджак» (1973), «Спецназ» (1975) и «Невероятный Халк» (1979) .
Декстер был доверенным приятелем Мэрилин Монро , вместе с которой сыграл в фильме «Асфальтовые джунгли» (1950) . В 1954 году, когда она собиралась разводиться со звездой бейсбола Джо Димаджио , Декстер пытался уговорить её остаться с мужем, однако она не последовала его совету . Он также был личным другом Карла Молдена и Энтони Куинна , но особенно близкие отношения в середине 1960-х годов его связывали с Фрэнком Синатрой , Variety даже назвал их дружбу «легендарной» .
В 1964 году во время съёмок военного фильма « » на гавайском острове Кауаи набежавшая волна утянула в море плававших Фрэнка Синатру, который был режиссёром и исполнителем главной роли в этом фильме, а также жену продюсера фильма. Декстер бросился им на помощь. Однако волна была слишком сильной, чтобы добраться до берега, и Декстер удерживал пару на плаву до тех пор, пока прибывшая береговая охрана не вытащила их обоих на берег . Позднее Декстер говорил, что «сделал бы то же самое для любого» . Вместе с тем, по его мнению, этот эпизод стал началом конца их дружеских отношений, поскольку «Синатре не нравилось чувство, что он кому-то должен. Он никогда не благодарил меня, ни в тот момент, ни позднее. В тот момент я не заметил возникновения отношения любви-ненависти, но оно определённо стало проявляться некоторое время спустя» .
Как вспоминал Карл Молден, «перед окончательным разрывом они всегда казались вместе». В 1965 году они вместе снялись в фильме « Поезд фон Райена » , а в 1966 году Синатра «в качестве благодарности» назначил Декстера вице-президентом по кинодеятельности (исполнительным продюсером) своей компании Artanis . Первым проектом этой компании стал шпионский триллер « », где Синатра в играл главную роль, а Декстер был продюсером . Как пишет обозреватель The Los Angeles Times Мэри Рурк, «во время съёмок в Лондоне в 1967 году Синатра объявил о намерении жениться на Мии Фэрроу , которой в то время было 20 лет, а ему 49. Декстер убеждал Синатру не делать этого, утверждая, что брак будет неудачным» . Как пишет Рурк, после этого разговора «Синатра разгромил гостиничный номер и больше не появился на съёмочной площадке». Этот разговор привёл к прекращению их делового сотрудничества и их дружбы навсегда. Декстер закончил фильм без Синатры, после чего вернулся в Лос-Анджелес , «где узнал о своём увольнении» . Как отмечает Хэннсберри, «более того, согласно некоторым источникам, Декстер так и не получил окончательной оплаты за свою работу» . Позднее Декстер говорил: «Я считаю Фрэнка одним из своих лучших друзей. Он борец и неординарный парень. Когда я вместе с ним вхожу в комнату, и там находятся самые большие люди, все сразу признают в нём лидера. Они ему кланяются. Он магический парень» . Он также вспоминал: «Фрэнк был больным парнем во многих смыслах, и его болезнь становилась тяжёлым грузом для тех, кто с ним близок» .
В конце 1960-х годов Декстер сказал в интервью The Los Angeles Times , что устал от актёрской работы и хотел бы заняться продюсерской деятельностью . Он подписал трёхлетний продюсерский контракт с Paramount Pictures , получив положительные отзывы в качестве продюсера фильмов « » (1970) с , « » (1970) с Робертом Редфордом и « Леди поёт блюз » (1972) . Как отметил Эриксон, такие «достойные фильмы», как «Адвокат» и «Маленький Фаусс и Большой Хэлси» принесли Декстеру «определённую известность как продюсеру» , а на основе «Адвоката» позднее даже был создан телесериал «Петрочелли» (1974-75) . Однако, по мнению большинства критиков, наиболее значимой картиной Декстера в качестве продюсера стал музыкальный биопик «Леди поёт блюз» (1972), история певицы Билли Холидей с Дайаной Росс в главной роли , которая стала кассовым хитом . В 1980 году Декстер был продюсером телесериала « » (1980), в котором Карл Молден сыграл главную роль профсоюзного лидера, который после инсульта стал инвалидом .
В 1972 году после семилетнего отсутствия Декстер вернулся на большой экран как актёр, хотя, как отмечено на сайте Turner Classic Movies , «его работы этого периода вряд ли можно назвать сложными и важными» . Он появился в роли очередного злодея в «посредственном вестерне» « Джори » (1973), а два года спустя «выдал редкую для себя комическую роль» сенатора в сатирической комедии Хэла Эшби « Шампунь » (1975) с Уорреном Битти и Джули Кристи . Он сыграл гангстера в биографической драме « » (1977) с Бродериком Кроуфордом в заглавной роли . Его последним американским фильмом стал первоклассный комедийный триллер « » (1979) . В последний раз он появился на экране после долгого перерыва в югославско-канадской комедии « Тайна монастырской ракии » (1988) .
Более чем на двадцать лет Декстер исчез из кинематографа, и лишь в 2000 году появился в документальном фильме "Оружие для найма: создание «Великолепной семёрки», рассказав о съёмках этого классического вестерна .
Историки кино описывают Брэда Декстера как «крупного, мускулистого актёра с хорошей внешностью» и «массивной челюстью» . «Широкоплечий и угрожающе красивый», он, по словам Хэннсберри, «сделал себе имя как убедительный экранный злодей» и «обычно играл бандитов» . На сайте TCM он назван «здоровым и крепким актёром второго плана» , который, по словам Эриксона, «часто играл крутые характерные роли и иногда вторые главные роли» .
Начиная с «Асфальтовых джунглей» (1950), Декстер часто играл отрицательных и опасных персонажей , «сделав карьеру в роли опасного преступника» . После этой картины на протяжении большей части 1950-х годов Декстер был востребованным актёром . В 1952 году он сыграл гангстеров в нуарах «Макао» и «История в Лас-Вегасе», главные роли в которых исполнила Джейн Расселл , Год спустя он был «зловещим бандитом» , «насквозь порочным и кровавым главарём банды» в фильме Фила Карлсона «Ривер-стрит, 99» (1953) . Во всех четырёх фильмах Декстер «внушительно выглядел в ролях плохих парней» .
Как пишет Рурк, «крупный и красивый, Декстер часто играл крутых парней в ролях второго плана в компании суперзвёзд своего времени», в частности, с Бертом Ланкастером и Кларком Гейблом в «Беги тихо, беги далеко» (1958) и с Фрэнком Синатрой — в «Только отважные» (1965), но «наверное, более всего он известен как один из „Великолепной семёрки“ (1960), где также играли такие сердцееды, как Маккуин, Бронсон, Бриннер и Кобурн» . По мнению The Telegraph , Декстер «сделал себе имя», сыграв в «Великолепной семёрке» роль «охотящегося за выгодой седьмого стрелка, которая была его заявкой на звёздный статус. Но, несмотря на убедительную игру, Декстер остался единственным из исполнителей главных ролей в этом фильме, который так и не стал звездой» . Как написал Эриксон, «иногда Декстер играл роли, которые крепко застревали в памяти», в частности, спокойного гангстера Багси Сигела в «Истории Джорджа Рафта» (1961) . Однажды Декстера назвали «самым милым бандитом, который когда-либо избивал героя или дрался с дамой» .
Декстер говорил, что предпочитал роли второго плана всем остальным , исходя из того, что «лучше развлечь зрителей в течение пяти минут, чем изводить их скукой в течение двух часов. Если я смогу развлечь их в течение пяти минут, именно такую роль я и хочу» . Он говорил: «Я люблю играть злодеев. В литературном плане это наиболее сильно прописанные характеры. Герой всегда пресен. Большинство людей вороваты и они тянутся к злодею» . Как пишет Хэннсберри, «Хотя большую часть карьеры Декстер играл злодеев, в своих почти 40 фильмах он создал разнообразные образы», и «какую бы роль Декстер не играл, он отдавал своей игре всё, что мог» .
После почти 30 лет актёрской карьеры, Декстер также «завоевал долю славы как продюсер таких фильмов, как „Леди поёт блюз“ (1972)» .
Как пишет Рурк, «голливудские сплетники считали личную жизнь Декстера не менее увлекательной, чем его актёрскую карьеру». В 1953 году он женился на известной певице Пегги Ли . Их «шикарная свадьба в саду в их доме на вершине Лос-Анджелеса, на которой присутствовало 350 гостей, включая Бинга Кросби , Боба Хоупа , Джейн Расселл, Виктора Мэтьюра» , широко освещалась прессой, однако через восемь месяцев они развелись . В 1965 году Декстер заявил в интервью Los Angeles Times : «Я сомневаюсь, что женюсь снова» . Тем не менее, в 1971 году он женился на Мэри Богданович, наследнице крупной компании по производству консервированного тунца StarKist , однако в 1994 году Мэри умерла . В 1994 году он женился на Джун Дайер, с которой прожил до своей смерти в 2002 году . Как написала Рурк, «однажды Декстер сказал, что его личная жизнь немного напоминает его актёрскую карьеру. Он с удовольствием играл в ней роль второго плана, даже за экраном» .
Декстер умер от эмфиземы лёгких 12 декабря 2002 года в больнице Ранчо Мираж в Калифорнии. Ему было 85 лет . У него осталась жена Джун Дайер-Декстер, приёмный сын и трое внуков .