Interested Article - Августин (Сахаров)

Епископ Августин (в миру Михаил Степанович Сахаров ; 18 [29] октября 1768 , Зверинец , Московская губерния 1 [13] января 1841 , Троице-Сергиев Варницкий монастырь , Ярославская губерния ) — епископ Оренбургский и Уфимский (1806—1819); писатель.

Биография

Родился 18 октября 1768 года в семье духовного сословия в селе Зверинцы (ныне — Ростовского района Ярославской области ). Учился дома и в Ярославской семинарии , а затем был послан в Санкт-Петербург , в Александро-Невскую главную семинарию , для изучения высших наук, с целью приготовления к учительству.

Пробыв в Петербурге с 14 декабря 1788 по 30 мая 1792 года, Сахаров определён в Ярославскую семинарию учителем математики, географии, , греческого и немецкого языков и истолкователем Священного Писания . Спустя 5 лет его вызвали в Петербург читать в ту же Александро-Невскую семинарию церковное красноречие и греческий язык.

19 декабря 1797 года он пострижен с именем Августина; с апреля 1798 года — ректор Ярославской семинарии и архимандрит Толгского монастыря . С 1800 года исправлял должность члена Ярославской духовной консистории и благочинного над монастырями Ярославской епархии . Отсюда его переместили в июле 1800 года ректором Рязанской семинарии и настоятелем Троицкого монастыря Рязанской епархии, а в декабре вызвали в Петербург на чреду служения и проповеди. В 1802 году Августин определён законоучителем 2-го кадетского корпуса с переводом в Антониево-Сийский монастырь , а оттуда в 1804 году в Троице-Сергиеву пустынь у Стрельны .

25 мая 1806 года Августин назначен, а 10 июня рукоположён во епископа Оренбургского и Уфимского . За тринадцать лет управления епархией он поставил 216 священнослужителей, снабдил церковные книгохранилища книгами на сумму более 30 000 рублей , построил 46 каменных церквей, здания семинарии и консистории вместо ранее сгоревших, значительно увеличил фонд семинарской библиотеки и решил больше 12 000 дел .

13 декабря 1808 награждён орденом Святой Анны 1 степени.

В 1819 году уволен на покой в Троице-Сергиев Варницкий монастырь Ярославской епархии. Скончался 1 января 1842 года. Погребён в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия.

Творчество

Любовь к занятиям науками у преосвященного Августина была преобладающей склонностью. В первое же время по приезде в Оренбургскую епархию он занялся составлением «Хрестоматии из латинских писателей» и выбрал множество примеров «для руководства в стилистике», главным образом, имея в виду духовенство епархиальное и его подрастающее поколение. Этот труд, как и большая часть творений его, остался в рукописи, вместе с такой же «Хрестоматией для церковного красноречия», составленной из творений отцов церкви за первые восемь веков её существования. Последний труд занимал досуги Августина в течение 10 лет (1808—1818). Кроме того, он составил «Записки к начертанию руководства для упражнения в словесных науках», 10 частей. Два года (1810—12) занимался он сочинением «Начертания церковной истории от создания мира до настоящих времён», в чём оказывался всеми сознаваемый тогда пробел среди академических учебников, восполненный Иннокентием (Смирновым) .

С 1818 года по предложению Священного Синода , Августин занялся составлением «Систематического сборника русских церковных законов и постановлений», в чём чувствовалась ещё большая надобность. Для выполнения этого колоссального труда преосвященный просил и получил в 1819 году увольнение от управления епархией, со скудной пенсией в 1000 рублей ассигнациями . В феврале 1822 года, по ходатайству Синода, ему было прибавлено ещё 1000 рублей. Для пребывания Августину на покое назначен Варницкий монастырь под Ростовом , где он на свои средства построил деревянный дом. Отсюда, для работ по составлению собрания церковных законов, преосвященный ездил в Ярославль . С 1832 по 1836 год преосвященный особенно упорно отдавался своему труду. Кроме русских постановлений за синодальное время, Августин составил хронологический реестр 2053 церковных правил и духовных законов, находящихся в Кормчей книге . В 1837 году он представил императору Николаю I составленное им в 15 томах «Полное собрание духовных законов» и план предпринятого им труда — составления систематического «Свода церковных законов». По Высочайшему повелению сборник этот был рассмотрен в Синоде митрополитом Филаретом (Дроздовым) , который указал в нём на многие недостатки, но вместе с тем признал весьма значительным «для одного человека, не подкреплённого пособиями от начальства» и достойным уважения по стремлению его к общей пользе. Вследствие этого отзыва Священный Синод, оставив сборник Августина в синодальном архиве для могущих быть справок, испросил Августину — за понесённые им труды и похвальное усердие на пользу церкви, а также и в уважение того, что дело это требовало издержек, ощутительных в настоящем положении преосвященного, — прибавку к получаемому им пенсиону ещё по тысяче рублей.

Как отмечал патролог и богослов Георгий Флоровский , издавать полное собрание церковных законов нашли несвоевременным, ввиду «неблаговидности» слишком многих постановлений Петровского времени и всего предыдущего века , огласка которых была теперь нежелательна.

Кроме составления «Полного систематического свода духовных законов православной греко-российской Христовой церкви» в 6-ти томах, оставшегося в рукописи, Августина в уединении занимали и учёные труды. В рукописях у его брата находились в 1844 году составленные Августином: 1) «Библейский словарь», 2) «История новозаветной Христовой церкви» в 6 частях, 3) «Начертание православной греко-российской Христовой церкви», 4) 73 беседы на Деяния апостольские, изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустого на те же «Деяния», и 5) «Боголюбивые беседы на Моисеево пятикнижие», перевод с греческого в 5 частях. Кроме 30 проповедей его, напечатаны: «Письма к разным лицам», в 1795 году — лирическое творение «Евергет» в десяти строчных строфах, а в 1797 году переведённое с греческого по назначению митрополита Гавриила — «Рассуждение о владычестве человеческого разума над страстями, утверждённого в благочестии». Для себя Августин вёл «Записки подневные». Из этих записок Августина частью составлены А. Зиновьевым «Известия о жизни преосв. Августина, епископа оренбургского и уфимского», напечатанные в 8 книге « Москвитянина » 1844 г. (стр. 343—349). Филарет, «Обзор», II., 243—244. Ю. Толстой, «Списки архиереев», № 198. П. Строев, «Списки иерархов», 345, 424. «Собрание мнений и отзывов митр. Филарета», доп. том, стр. 605, СПб., 1887. — Дело архива Св. Синода 1834 г., № 1286.

После кончины Августина, по завещанию, его большая библиотека была передана в Ярославскую и семинарии и Санкт-Петербургскую духовную академию , а небогатое имение — бедным родственникам.

Личность

Как личность преосвященный Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым . Одевался он в простую шерстяную, и даже , рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком ; ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.

В характере преосвященного Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нём сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем неумолимом. Однако духовенство не питало к преосвященному Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нём человека необыкновенной жизни — в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, — духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением.

По природе преосвященный Августин был мистик. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия и предуказаний. В память таких видений преосвященный Августин заказывал делать небольшие иконы и панагии , которых осталось после него более двенадцати. Он обладал и даром прозорливости и предсказания будущего. Так, он предрёк открытие самостоятельной епископской кафедры в Оренбурге. В 1812 году 12 октября, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, преосвященный Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления отечества от неприятеля. Все сочли поступок преосвященного, по меньшей мере, странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту.

Не чужд был преосвященный Августин честолюбия, гордости и высокомерия, что служило поводом к ссорам с гражданскими властями. Чувство гордости заставляло его вести себя так, чтобы никому не одолжаться.

К началу управления Августина Оренбургской епархией относится, между прочим, то обстоятельство, что по своему крайнему формализму и взыскательности он настойчиво преследовал ректора своей семинарии, переведённого в 1804 году из ректоров Орловской семинарии архимандрита Филарета (Амфитеатрова) , и многократными представлениями в Священный Синод, начиная с июля 1808 года, просил, на основании узаконений, отрешить его от всех должностей по учебному и епархиальному ведомствам, послать в монастырь и оставить ему на содержание половину получаемого жалованья по званию настоятеля трёхклассного , то есть по 200 рублей в год. Но Священный Синод перевёл Филарета в 1810 году ректором в Тобольск , к Амвросию, с которым Филарет служил прежде в Оренбурге, а Августину предписал, что, находя управление его тягостным для епархии и поставляя ему это на вид, предлагает ему впредь управлять вверенной паствой без отягощения духовенства и не отвлекаясь судебными преследованиями по предметам, не заслуживающим того, от важнейших, лежащих на нём обязанностей. Впоследствии, когда отношения этих лиц переменились, митрополит Филарет благодетельствовал Августину.

«Поелику душа моя, — говорится в завещании, — при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, закрывши гроб, предать мое тело погребению».

Труды

Проповеди

  • Слово в день входа в храм Пресвятой Богородицы. — СПб., 1804.
  • Слово на погребение генерал-аншефа В. А. Зубова. — СПб., 1804.
  • Слово на освящение новоустроенной летней церкви при 2-м кадетском корпусе. — СПб., 1804.
  • Слово на освящение новоустроенной зимней церкви при 2-м кадетском корпусе. — СПб., 1804.
  • Поучительные слова в Санкт-Петербурге при 2-м кадетском корпусе и в других местах, с 1797 по 1803 годы сказанные: в 2 ч. — М., 1807.

Труды, оставшиеся в рукописях и хранящиеся в Российском государственном историческом архиве

  • История новозаветной Христианской Церкви: в 6 ч. (рукопись Ф. 796. Оп. 96).
  • Начертание церковной истории от сотворения (создания) мира до настоящих времён в 9 томах.
  • 73 беседы на Деяния Апостольские, изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустого на те же «Деяния».
  • Боголюбивые беседы на Моисеево Пятокнижие, перевод с греческого: в 5 ч.
  • Торжественная песнь на 21 день июня 1808 г., в которой высочайше утвержден Его Императорским Величеством доклад комитета об усовершенствовании духовных училищ.
  • Шесть частей и примеров для руководства к изящной словесности.
  • Примеры церковного красноречия для руководства в проповеди слова Божия, извлеченных из разных Отцев Церкви.
  • Примеры латинской и изящной словесности, разного содержания, состоящие из 38 отд. и 2 больших томов.
  • Начертания церковной истории от создания мира до настоящего времени: в 9 т.
  • Записки по церковной истории, извлеченные из разных христианских писателей: в 12 частях.
  • Примеры епархиального делопроизводства: в 2 ч.
  • Похвальное слово Петру Великому.
  • Всемирная топография: в 5 ч.
  • Алфавитный свод или помянник для духовных занятий: в 6 ч.
  • Свод духовных законов с 1714 по 1820 годы (План).
  • Полный систематический свод духовных законов Православной Церкви: в 15 т.
  • Хронологический реестр из 59 томов полного собрания законов Российской империи.
  • Библейский словарь, заключающий в себе алфавитный подбор текстов и разных других историко-богословских указаний.
  • Перевод из Евгения Вульгара.
  • «Несколько Боголюбивых бесед».
  • Рассуждение о причинах Всемирного потопа.
  • Изображение нравственного состояния человеков, обитающих на земном шаре.
  • Рассуждение об истине всех книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
  • Записки к изображению совершенного согласия восстановления греко-российской церкви с восточной греческой.
  • Записки по церковному красноречию.
  • Евергет — лирическое творение 1795 г.
  • Рассуждение о владычестве человеческого разума над страстями, утверждённого в благочестии.
  • 30 заповедей.
  • Письма к разным лицам.
  • Библейский словарь.

Библиография

Источник —

Same as Августин (Сахаров)