Сахаров, Иван Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Епископ Августин (в миру Михаил Степанович Сахаров ; 18 [29] октября 1768 , Зверинец , Московская губерния — 1 [13] января 1841 , Троице-Сергиев Варницкий монастырь , Ярославская губерния ) — епископ Оренбургский и Уфимский (1806—1819); писатель.
Родился 18 октября 1768 года в семье духовного сословия в селе Зверинцы (ныне — Ростовского района Ярославской области ). Учился дома и в Ярославской семинарии , а затем был послан в Санкт-Петербург , в Александро-Невскую главную семинарию , для изучения высших наук, с целью приготовления к учительству.
Пробыв в Петербурге с 14 декабря 1788 по 30 мая 1792 года, Сахаров определён в Ярославскую семинарию учителем математики, географии, , греческого и немецкого языков и истолкователем Священного Писания . Спустя 5 лет его вызвали в Петербург читать в ту же Александро-Невскую семинарию церковное красноречие и греческий язык.
19 декабря 1797 года он пострижен с именем Августина; с апреля 1798 года — ректор Ярославской семинарии и архимандрит Толгского монастыря . С 1800 года исправлял должность члена Ярославской духовной консистории и благочинного над монастырями Ярославской епархии . Отсюда его переместили в июле 1800 года ректором Рязанской семинарии и настоятелем Троицкого монастыря Рязанской епархии, а в декабре вызвали в Петербург на чреду служения и проповеди. В 1802 году Августин определён законоучителем 2-го кадетского корпуса с переводом в Антониево-Сийский монастырь , а оттуда в 1804 году в Троице-Сергиеву пустынь у Стрельны .
25 мая 1806 года Августин назначен, а 10 июня рукоположён во епископа Оренбургского и Уфимского . За тринадцать лет управления епархией он поставил 216 священнослужителей, снабдил церковные книгохранилища книгами на сумму более 30 000 рублей , построил 46 каменных церквей, здания семинарии и консистории вместо ранее сгоревших, значительно увеличил фонд семинарской библиотеки и решил больше 12 000 дел .
13 декабря 1808 награждён орденом Святой Анны 1 степени.
В 1819 году уволен на покой в Троице-Сергиев Варницкий монастырь Ярославской епархии. Скончался 1 января 1842 года. Погребён в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия.
Любовь к занятиям науками у преосвященного Августина была преобладающей склонностью. В первое же время по приезде в Оренбургскую епархию он занялся составлением «Хрестоматии из латинских писателей» и выбрал множество примеров «для руководства в стилистике», главным образом, имея в виду духовенство епархиальное и его подрастающее поколение. Этот труд, как и большая часть творений его, остался в рукописи, вместе с такой же «Хрестоматией для церковного красноречия», составленной из творений отцов церкви за первые восемь веков её существования. Последний труд занимал досуги Августина в течение 10 лет (1808—1818). Кроме того, он составил «Записки к начертанию руководства для упражнения в словесных науках», 10 частей. Два года (1810—12) занимался он сочинением «Начертания церковной истории от создания мира до настоящих времён», в чём оказывался всеми сознаваемый тогда пробел среди академических учебников, восполненный Иннокентием (Смирновым) .
С 1818 года по предложению Священного Синода , Августин занялся составлением «Систематического сборника русских церковных законов и постановлений», в чём чувствовалась ещё большая надобность. Для выполнения этого колоссального труда преосвященный просил и получил в 1819 году увольнение от управления епархией, со скудной пенсией в 1000 рублей ассигнациями . В феврале 1822 года, по ходатайству Синода, ему было прибавлено ещё 1000 рублей. Для пребывания Августину на покое назначен Варницкий монастырь под Ростовом , где он на свои средства построил деревянный дом. Отсюда, для работ по составлению собрания церковных законов, преосвященный ездил в Ярославль . С 1832 по 1836 год преосвященный особенно упорно отдавался своему труду. Кроме русских постановлений за синодальное время, Августин составил хронологический реестр 2053 церковных правил и духовных законов, находящихся в Кормчей книге . В 1837 году он представил императору Николаю I составленное им в 15 томах «Полное собрание духовных законов» и план предпринятого им труда — составления систематического «Свода церковных законов». По Высочайшему повелению сборник этот был рассмотрен в Синоде митрополитом Филаретом (Дроздовым) , который указал в нём на многие недостатки, но вместе с тем признал весьма значительным «для одного человека, не подкреплённого пособиями от начальства» и достойным уважения по стремлению его к общей пользе. Вследствие этого отзыва Священный Синод, оставив сборник Августина в синодальном архиве для могущих быть справок, испросил Августину — за понесённые им труды и похвальное усердие на пользу церкви, а также и в уважение того, что дело это требовало издержек, ощутительных в настоящем положении преосвященного, — прибавку к получаемому им пенсиону ещё по тысяче рублей.
Как отмечал патролог и богослов Георгий Флоровский , издавать полное собрание церковных законов нашли несвоевременным, ввиду «неблаговидности» слишком многих постановлений Петровского времени и всего предыдущего века , огласка которых была теперь нежелательна.
Кроме составления «Полного систематического свода духовных законов православной греко-российской Христовой церкви» в 6-ти томах, оставшегося в рукописи, Августина в уединении занимали и учёные труды. В рукописях у его брата находились в 1844 году составленные Августином: 1) «Библейский словарь», 2) «История новозаветной Христовой церкви» в 6 частях, 3) «Начертание православной греко-российской Христовой церкви», 4) 73 беседы на Деяния апостольские, изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустого на те же «Деяния», и 5) «Боголюбивые беседы на Моисеево пятикнижие», перевод с греческого в 5 частях. Кроме 30 проповедей его, напечатаны: «Письма к разным лицам», в 1795 году — лирическое творение «Евергет» в десяти строчных строфах, а в 1797 году переведённое с греческого по назначению митрополита Гавриила — «Рассуждение о владычестве человеческого разума над страстями, утверждённого в благочестии». Для себя Августин вёл «Записки подневные». Из этих записок Августина частью составлены А. Зиновьевым «Известия о жизни преосв. Августина, епископа оренбургского и уфимского», напечатанные в 8 книге « Москвитянина » 1844 г. (стр. 343—349). Филарет, «Обзор», II., 243—244. Ю. Толстой, «Списки архиереев», № 198. П. Строев, «Списки иерархов», 345, 424. «Собрание мнений и отзывов митр. Филарета», доп. том, стр. 605, СПб., 1887. — Дело архива Св. Синода 1834 г., № 1286.
После кончины Августина, по завещанию, его большая библиотека была передана в Ярославскую и семинарии и Санкт-Петербургскую духовную академию , а небогатое имение — бедным родственникам.
Как личность преосвященный Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым . Одевался он в простую шерстяную, и даже , рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком ; ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.
В характере преосвященного Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нём сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем неумолимом. Однако духовенство не питало к преосвященному Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нём человека необыкновенной жизни — в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, — духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением.
По природе преосвященный Августин был мистик. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия и предуказаний. В память таких видений преосвященный Августин заказывал делать небольшие иконы и панагии , которых осталось после него более двенадцати. Он обладал и даром прозорливости и предсказания будущего. Так, он предрёк открытие самостоятельной епископской кафедры в Оренбурге. В 1812 году 12 октября, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, преосвященный Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления отечества от неприятеля. Все сочли поступок преосвященного, по меньшей мере, странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту.
Не чужд был преосвященный Августин честолюбия, гордости и высокомерия, что служило поводом к ссорам с гражданскими властями. Чувство гордости заставляло его вести себя так, чтобы никому не одолжаться.
К началу управления Августина Оренбургской епархией относится, между прочим, то обстоятельство, что по своему крайнему формализму и взыскательности он настойчиво преследовал ректора своей семинарии, переведённого в 1804 году из ректоров Орловской семинарии архимандрита Филарета (Амфитеатрова) , и многократными представлениями в Священный Синод, начиная с июля 1808 года, просил, на основании узаконений, отрешить его от всех должностей по учебному и епархиальному ведомствам, послать в монастырь и оставить ему на содержание половину получаемого жалованья по званию настоятеля трёхклассного , то есть по 200 рублей в год. Но Священный Синод перевёл Филарета в 1810 году ректором в Тобольск , к Амвросию, с которым Филарет служил прежде в Оренбурге, а Августину предписал, что, находя управление его тягостным для епархии и поставляя ему это на вид, предлагает ему впредь управлять вверенной паствой без отягощения духовенства и не отвлекаясь судебными преследованиями по предметам, не заслуживающим того, от важнейших, лежащих на нём обязанностей. Впоследствии, когда отношения этих лиц переменились, митрополит Филарет благодетельствовал Августину.
«Поелику душа моя, — говорится в завещании, — при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, закрывши гроб, предать мое тело погребению».
Проповеди
Труды, оставшиеся в рукописях и хранящиеся в Российском государственном историческом архиве